Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:54, курсовая работа
В заключении подведены итоги проделанной работы, что позволило сделать вывод о том, что в современном российском законодательстве продолжается активный процесс реформирования института недееспособности граждан (физических лиц). Появилась реальная возможность превратить его из института ограничения прав в институт поддержки людей психическими расстройствами, максимально сократить их социальную изоляцию и предусмотреть возможность самостоятельного проживания в обществе.
Введение 4
Глава 1. Общее положение о дееспособности в гражданском
праве Российской Федерации
1.1. Понятие дееспособности граждан 7
1.2. Ограничение дееспособности граждан: основания
и правовые последствия 13
Глава 2. Дееспособность несовершеннолетних граждан
2.1. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних граждан 20
2.2. Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособными (эмансипация) 25
Глава 3. Медицинский критерий как элемент
дееспособности физических лиц
3.1. Признание гражданина недееспособным и ограничено
дееспособным по медицинским показаниям 30
3.2. Процессуальный порядок ограничения дееспособности и правовые последствия признания граждан, злоупотребляющих спиртными напитками
и наркотическими веществами, ограниченными в дееспособности 37
Заключение 54
Библиография
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ, в случае эмансипации несовершеннолетний может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
Следует иметь в виду, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижению определенного возраста (возрастной ценз), который устанавливается федеральным законодательством, например, право на приобретение огнестрельного оружия. На этот момент обращено внимание в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8. Исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции РФ такое ограничение прав и свобод допустимо.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 04.07.1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» разъяснено, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности (статьи 21 и 27 ГК РФ) не могут быть усыновителями, поскольку пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Закон не предусматривает возможности последующего ограничения дееспособности эмансипированного лица. Однако при наличии достаточных оснований следовало бы предоставить суду это право, если подросток явно неразумно распоряжается своим заработком, как это предусмотрено в пункте 4 статьи 26 ГК РФ. Ведь защита прав и интересов несовершеннолетних является обязанностью их законных представителей, органов опеки и попечительства, а также государства. В условиях рыночной экономики институт эмансипации играет важную роль и содействует обретению несовершеннолетними гражданами экономической самостоятельности, развитию их способностей и навыков участия в трудовой и предпринимательской деятельности.
Таким образом, эмансипация является новым основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики. Нередки случаи, когда лица, достигшие 16 лет и работающие в коммерческих структурах, получают значительно более высокие доходы, нежели их родители. Подобная деятельность связана с заключением сделок, которые вряд ли могут быть отнесены к «мелким бытовым» и поэтому на их заключение требуется письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего (статья 26 ГК РФ). Часто получение такого согласия технически затруднено или вовсе невозможно, вследствие чего нормальные условия рыночного оборота могут быть нарушены19. Таким образом, необходимым условием наступления эмансипации является наличие у несовершеннолетнего самостоятельного дохода на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. Членство в производственном кооперативе, если оно обеспечивает несовершеннолетнего необходимыми средствами к существованию, также может признаваться органом опеки или судом основанием его эмансипации. Если несовершеннолетний выполняет работу по договору подряда, поручения или комиссии, то права на эмансипацию у него не возникает, так как при этом не возникают трудовые отношения. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия – по решению суда20. Однако нет сомнений, что хотя форма эмансипации в статье 27 ГК РФ не определена, эмансипация может быть объявлена только на основе заявления несовершеннолетнего (в письменной или устной форме). С момента вступления в силу решения органа опеки или суда, достигший 16 лет становится полностью дееспособным гражданином.
Глава 3. Медицинский критерий как элемент дееспособности физических лиц
3.1. Признание гражданина недееспособным и ограничено дееспособным по медицинским показаниям.
Гражданское законодательство выделяет несколько видов недееспособности:
‒ общую (полную), регламентируемую ст. 29 ГК РФ (с установлением опеки);
‒ частичную, установленную для несовершеннолетних, которые в возрасте от 15 до 18 лет совершают сделки (за некоторым исключением) с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей (ст.26 ГК РФ);
‒ временную, признающую недействительность сделки, совершенной гражданином, неспособным понимать значение своих действий (ст. 177 ГК РФ);
‒ специальную (брачную, трудовую);
‒ процессуальную, предусматривающую возможность истцов и ответчиков участвовать в судебном заседании и давать правдивые показания21.
Правовое регулирование лиц, страдающих психическими расстройствами, всегда требовало государственного и законодательного контроля. Проблема заключается в том, что правовое регулирование распространяется лишь на тех лиц, чья способность осознавать правовую значимость своего поведения адекватна требованиям закона. Для такой сферы особо значимо установление факта влияния расстройства на свободу воли и волеизъявления. Право придает значение объективному выражению процессов, происходящих в психике (например, содержание ст. 29, 177 ГК РФ)22.
Для признания физического лица недееспособным по медицинскому критерию необходима совокупность трех составляющих элементов: наличие у гражданина психического расстройства, его неспособность понимать значение своих действий или руководить ими, причинно-следственная связь между ними. Существенное значение имеют установление психического заболевания и степень наступивших в результате него изменений личности. Только на основании заключения комиссии экспертов суд решает вопрос о недееспособности физического лица. Необходимо отметить, что физическое лицо может быть признано недееспособным посмертно. Это особенно важно в связи с судебными спорами о недействительности завещательных распоряжений. В этих случаях речь может идти о завещательной дееспособности, которая должна соответствовать трем критериям: психопатологические признаки (например, сосудистая деменция); фактическая социальная адаптация (система связей и отношений в обществе); психологические факторы, которые отражают субъективное отношение подэкспертного к совершаемому юридическому акту (способен ли он понимать содержание и смысл своих действий).
Признание физического лица недееспособным следует отличать от ограничения в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности. Гражданин может быть признан непригодным временно: на срок не более пяти лет с правом последующего переосвидетельствования вследствие психического заболевания. Такое решение принимает медицинская комиссия23.
Признание лица ограниченно дееспособным, в соответствии с действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации, ‒ мера менее жесткая, нежели признание его недееспособным, причем в случае ограничения дееспособности есть все основания говорить о виновном поведении самого заинтересованного лица. Российский законодатель в статье 30 ГК РФ установил следующие правила, касающиеся ограничения дееспособности: «1. Гражданин, который вследствие злоупотребления азартными играми, спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ).
Над ним устанавливается
попечительство. Он вправе самостоятельно
совершать мелкие бытовые
2. Если основания, в силу которых
гражданин был ограничен в
дееспособности, отпали, суд отменяет
ограничение его
На первый взгляд, в статье
30 ГК не говорится ничего такого,
что позволило бы поставить
вопрос о применимости
б) тяжелого материального положения его семьи;
в) причинно-следственной связи между вышеуказанными обстоятельствами.
На этом основании многие авторы традиционно полагают, что медицинский критерий ограничения дееспособности граждан в действующем законодательстве отсутствует. Однако, взглянув на ситуацию под несколько иным углом зрения, мы легко сможем отыскать и медицинский критерий ограничения дееспособности.
Во-первых, «злоупотребление», в отличие от простого «употребления», предполагает не только и не столько «большие дозы потребленного», сколько систематичность употребления. Во-вторых, по мнению М.Э. Шодоновой,: «Злоупотребление гражданином алкоголем или наркотиками, как и любое злоупотребление, относится к категории «противоправное поведение». Более того, современное российское законодательство устанавливает ответственность за немедицинское употребление наркотиков. Статья 40 («Запрещение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача») Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»25 гласит: «В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».
Следовательно, граждане, употребляющие наркотики без такого назначения, нарушают вышеприведенную норму. Ответственность за прием наркотиков в немедицинских целях устанавливается Кодексом об административных правонарушениях РФ в статье 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»26. Итак, такое поведение - употребление наркотиков без назначения врача - является административно наказуемым деянием»27.
Наконец, в-третьих, ограничение дееспособности - это, безусловно, одна из самых жестких мер воздействия на гражданина, подпадающего под действие статьи 30 ГК РФ. Следовательно, можно утверждать, что заинтересованные лица, которые вправе инициировать процесс ограничения дееспособности, прибегают к ней лишь в самом крайнем случае, а именно, тогда, когда все менее жесткие меры, которые может предпринять семья, (от убеждения до, скажем, кодирования), не дали желаемого результата или же, напротив, лишь ухудшили ситуацию. О чем же свидетельствует такое положение дел? На наш взгляд, ответ очевиден: о том, что у такого гражданина имеются серьезные проблемы пусть и не психического, но психологического характера. Клинические признаки соответствующих расстройств отсутствуют, (абстинентный синдром, алкогольный психоз, патологические изменения поведения и т.д.), но налицо неспособность, (или доминирующее над всеми иными мотивами нежелание), лица отказать себе в употреблении алкоголя или наркотиков. Именно поэтому и попадает в тяжелое материальное положение семья такого гражданина, поскольку он не может или не желает адекватно оценивать свои затраты. Здесь уместно даже сказать «еще не желает» или «уже не может», поскольку именно в этом направлении обычно происходит развитие этого процесса, течение которого и позволяет, на наш взгляд, говорить о медицинском критерии ограничения дееспособности гражданина28.
С учетом сказанного, есть все основания считать серьезные психологические расстройства, наличие которых является основанием для ограничения дееспособности граждан по ныне действующему законодательству, минимальной степенью психических расстройств при выработке градации таких расстройств, и, соответственно, градации ограничений дееспособности в зависимости от тяжести таких расстройств, вплоть до признания гражданина недееспособным. Данная градация могла бы с успехом заменить известную отечественному гражданскому законодательству дуальную схему (дееспособен либо недееспособен). Обоснование необходимости введения в наше законодательство такой градации, со ссылкой на опыт стран Евросоюза, предложено судьей Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиевым29. Как справедливо отмечают комментаторы ГК РФ, «Признание недееспособным ‒ серьезная, но не бесповоротная мера. Если основания для признания гражданина недееспособным отпали (например, в результате лечения удалось снять обострение и добиться устойчивой ремиссии), суд по заявлению опекуна (с учетом п. 5 ст. 36 ГК), члена семьи, психиатрического (психоневрологического) учреждения, органа опеки и попечительства и на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признает гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (п. 2 ст. 29 ГК, п. 2 ст. 286 ГПК)»30. При этом они указывают: «Решение суда об ограничении гражданина в дееспособности отменяется по заявлению попечителя, (с учетом п. 5 ст. 36 ГК), самого гражданина, его представителя, члена его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического (психоневрологического) учреждения: а) при наличии достаточных данных, свидетельствующих о том, что гражданин прекратил злоупотреблять спиртным (наркотиками), а потому ему можно доверить самостоятельное распоряжение имуществом и деньгами; б) если перестала существовать его семья (развод, смерть, разделение семьи), а значит, отпала его обязанность по ее содержанию (п. 11 постановления ВС № 4). На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство (п. 2 ст. 30 ГК, п. 1 ст. 286 ГПК)»31. Несмотря на то, что указанное Постановление Пленума ВС РФ32 утратило силу на территории РФ в части применения гражданского процессуального законодательства, названные в нем основания для отмены решения об ограничении дееспособности гражданина сохраняют свое значение.
Итак, медицинский аспект ограничения гражданской дееспособности гражданина заключается в следующем. Одним из оснований такого ограничения является сильная психологическая зависимость гражданина от алкоголя, наркотиков или азартных игр. Именно вследствие этой зависимости попадает в затруднительное материальное положение его семья. Это положение служит вторым основанием ограничения дееспособности. Этот факт должен учитываться как законодателем, так и судьями, принимающими решения, приводящие к ограничению дееспособности гражданина.
Информация о работе Медицинский критерий как элемент дееспособности физических лиц