Юридические лица в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

С момента появления человека и объединения его в племенные, родовые и другие социальные общности люди осуществляли хозяйственную деятельность для обеспечения своего существования. С развитием человека и общества изменялись хозяйственные связи, сложнее и многограннее становилась деятельность человека. Пройдя процесс социализации и создав государство с аппаратом и правовым механизмом - средством легализации политической воли господствующего класса, человек стал субъектом права, образованное им государство посредством правовых норм наделило индивида способностью иметь права и создало предпосылки для исполнения всеми членами сообщества возложенных на них обязанностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

§ 1.1. Зарубежные теории сущности юридического лица
5
§ 1.2. Эволюция российских теорий сущности юридического лица
14
Глава 2. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

§ 2.1. Понятие и признаки юридического лица
29
§ 2.2. Виды юридических лиц
35
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

§ 3.1. Проблемы классификации юридических лиц в гражданском праве
45
§ 3.2. Предложения по совершенствованию системы юридических лиц в действующем гражданском законодательстве

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
67
БИБЛИОГРАФИЯ
72

Прикрепленные файлы: 1 файл

юр.лица в ГП.doc

— 416.00 Кб (Скачать документ)

Наконец, необходимо в отношении всех некоммерческих организаций установить принцип целевого использования имущества, который в настоящее время закреплен в п. 4 ст. 213 ГК РФ лишь для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. При этом закон должен разрешать использовать имущество не в целях, установленных учредительными документами (поскольку это ведет к произвольному установлению соответствующих целей), а в целях создания организации (некоммерческих целях деятельности), а также для ведения разрешенной законом предпринимательской деятельности, перечень которой также устанавливается законом.

Следует поддержать предложение Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации о разделении всех юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и иные юридические лица некорпоративного характера (унитарные предприятия, фонды и учреждения). При этом в отношении каждой из указанных групп юридических лиц следует выделить систему общих норм, регулирующих гражданско-правовой статус соответственно корпораций и «некорпоративных» юридических лиц.

Необходимо реформировать систему организационно-правовых форм юридических лиц, исчерпывающим образом урегулировав ее именно в ГК РФ.

Интересно, что само понятие организационно-правовой формы, по сути, определяется через ту или иную модификацию гражданско-правовых отношений по поводу имущества юридического лица. Например, согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-99 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1997 г. N 97) под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и соответствующие этому его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. В.А. Белов указывает, что «организационно-правовая форма юридического лица определяет особый правовой режим (а) организации деятельности юридического лица (т.е., соотношения прав юридического лица и его участников на имущество, обособленное за юридическим лицом, и порядка управления этим имуществом), (б) извлечения и распределения прибыли и (в) распределения убытков между участниками данной деятельности, осуществляемой за счет всего или части принадлежащего им имущества».79

Действующее законодательство содержит широкий перечень организационно-правовых форм организаций, который в настоящее время нуждается в пересмотре и приведении в соответствие с существующими экономическими реалиями. В связи с этим необходимо сокращение количества организационно-правовых форм юридических лиц, при этом исчерпывающий перечень таких форм должен содержаться непосредственно в ГК РФ.

В частности, необходимо исключить из законодательства такую организационно-правовую форму юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью, которое отличается от общества с ограниченной ответственностью (ООО) лишь тем, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Однако данная особенность может быть установлена в учредительном документе ООО без создания для этого специальной разновидности юридического лица.

Нет необходимости и в сохранении особого типа закрытого акционерного общества (ЗАО). Следует отметить, что в ГК РФ изначально была заложена идея, что открытое или закрытое акционерное общество - это не разные организационно-правовые формы.

Открытым согласно ГК РФ признается общество, акции которого могут свободно передаваться от одного лица к другому без согласия других акционеров. Закрытым признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. То есть законодатель при выделении закрытых и открытых обществ ориентировался не на формальные признаки, а на фактическое состояние дел в корпорации (фактический запрет на размещение акций среди неопределенного круга лиц, делающий общество закрытой компанией, или, наоборот, фактическое свободное обращение акций среди неопределенного круга лиц, делающее общество открытой, публичной компанией). Однако Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ввел не предусмотренное ГК РФ понятие типов акционерных обществ, необходимость отражения этого обстоятельства в уставе, что привело к появлению двух разновидностей организационно-правовой формы акционерного общества - закрытых и открытых акционерных обществ. Данный случай является типичным примером ситуации, когда развитие отдельных положений ГК РФ в специальном законе (Законе об акционерных обществах) идет в совершенно отличном от Кодекса направлении. После внесения изменений в ГК РФ, а также в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ограничивших свободный выход участника из ООО (участник общества вправе выйти из него, только если это предусмотрено уставом) и предусматривающих ведение обществом реестра участников,80 существование ЗАО как особой организационно-правовой формы (типа) акционерного общества (АО) стало бессмысленным. В законодательстве должна остаться единая организационно-правовая форма акционерного общества без выделения типов (открытые и закрытые), акции которого без ограничений обращаются на рынке. Это не исключает возможности выделения особенностей гражданско-правового статуса публичных компаний, акции которых размещаются по открытой подписке с обязательной государственной регистрацией проспекта эмиссии.

Целесообразно также исключить из законодательства такой тип обществ, как акционерные общества работников (народные предприятия). Предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», эти общества на практике не получили применения, поскольку сама мысль о том, что акционеры по своей воле примут решение о преобразовании своего АО в акционерное общество работников, является абсурдной. Соответствующие цели вполне могут быть реализованы в рамках такой организационно-правовой формы юридического лица, как производственный кооператив, положения о котором должны быть полностью урегулированы в ГК РФ с одновременной отменой всех законов, посвященных различного рода кооперативам.

В законодательство необходимо внести изменения, направленные на более активное вовлечение в хозяйственный оборот такой организационно-правовой формы, как товарищество (полное и коммандитное). Его правовое положение в настоящее время регулируется исключительно ГК РФ.

Поскольку на практике участники товариществ несут неограниченную имущественную ответственность по долгам этих юридических лиц (за исключением вкладчиков-коммандитистов), данная организационно-правовая форма не получила широкого распространения. Отчасти это объясняется относительной доступностью и дешевизной создания обществ с ограниченной ответственностью, в которых при минимальном уставном капитале (в настоящее время - 10 тыс. руб.) участники не отвечают по долгам общества. В случае существенного увеличения требований к размеру уставного капитала ООО организационно-правовая форма товариществ станет более востребована малым бизнесом.

Кроме того, на выбор организационно-правовой формы товарищества отрицательно влияет необходимость его участников регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Получается, что при создании товарищества необходимо пройти двойную государственную регистрацию (в качестве предпринимателя и товарищества как юридического лица). Целесообразно было бы отменить требование того, что участником товарищества может быть только индивидуальный предприниматель, и разрешить создавать товарищества обычным гражданам.

Дальнейшее развитие законодательства об унитарных предприятиях должно идти по пути снижения их количества и предоставления возможностей для создания таких предприятий только в случае выполнения ими публичных функций, которые не могут быть выполнены юридическими лицами другой организационно-правовой формы. Необходимо сохранить в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечень случаев, в которых могут быть созданы эти предприятия. Однако их число, особенно применительно к казенным предприятиям, должно быть сведено к минимуму. В ходе реформирования государственного сектора экономики с учетом постепенного снижения необходимости в использовании указанных форм юридических лиц перечень случаев их создания должен корректироваться в сторону его уменьшения вплоть до полного отказа от такой организационно-правовой формы юридического лица.

Более перспективной представляется дальнейшая детализация регулирования в ГК РФ организационно-правовой формы учреждения, в которой при сохранении основных признаков этой разновидности некоммерческой организации (включая закрепление имущества на праве оперативного управления, субсидиарную ответственность учредителя по долгам учреждения и т.д.) будут устранены недостатки действующего законодательства, в том числе предусмотрены более широкие полномочия по распоряжению имуществом и доходами от приносящей доходы деятельности, предусмотрена возможность создания учреждений не только собственником имущества, но и учредителем, обладающим имуществом на ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления). Тем самым отпадет необходимость «конструирования» новых организационно-правовых форм юридических лиц, примером которых на сегодняшний день являются государственные академии наук и подведомственные им учреждения. Также свое решение получит проблема создания внутри одних юридических лиц других юридических лиц (как это имеет место при создании факультетов при государственных университетах). В отношении частных учреждений следует предусмотреть для их учредителей возможность расширять содержание права оперативного управления по сравнению с полномочиями субъектов права оперативного управления, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Требуется также ревизия организационно-правовых форм частных некоммерческих организаций. Слишком большое количество видов некоммерческих организаций ведет к дополнительным сложностям при контроле за их деятельностью, установлению неоправданных преимуществ участников одних организаций перед другими, созданию некоммерческих организаций, фактически занимающихся извлечением прибыли, а не общественно полезной деятельностью.

Для преодоления кризиса в сфере функционирования некоммерческих организаций требуется закрепить в ГК РФ исчерпывающий перечень квалифицирующих признаков и допустимых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Все эти формы должны быть сведены к минимуму: учреждения, государственные компании, фонды, потребительские кооперативы, объединения лиц (включающие ассоциации (союзы), общественные организации, иные объединения лиц).

Таким образом, к числу основных проблем деления юридических лиц на виды относится несовершенство критериев деления организаций на коммерческие и некоммерческие.

В связи с этим в законодательстве должны быть более последовательно проведены все критерии разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие по:

- целям деятельности;

- видам разрешенной  предпринимательской деятельности;

- праву распределять полученную прибыль между участниками (учредителями) и имущество, остающееся после удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации юридического лица;

- целям разрешенного  использования имущества.

Только при таком подходе правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций будет иметь юридические отличия, а само деление юридических лиц на эти две категории наполнится правовым содержанием.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Юридическим лицом признается организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или в смете обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Со времени издания Германского гражданского уложения, которое впервые ввело в кодексы понятие юридического лица и назвало два вида юридических лиц (учреждения и союзы), количество таких видов существенно возросло, а численность самих юридических лиц увеличилась в геометрической прогрессии. Сто лет назад и позже речь шла только о хозяйствующих субъектах права. Теперь возможность стать юридическими лицами признана за различными формами общественных объединений, включая политические партии, профсоюзы, союзы работодателей, национально-культурные автономии, иногда - за территориальными коллективами, общественным территориальным самоуправлением, многими другими объединениями. Их огромное количество, и они во многом заполняют нашу жизнь.

Юридическое лицо – это организация. Признак организационного единства предполагает не простую совокупность людей, а и наличие устойчивых существенных связей между ними, структурную и функциональную дифференциацию, определенную иерархию, разделение труда. При этом, как правило, определяющее значение для юридического лица имеют не конкретные личности участников, а указанные связи. Это требование воплощается в четкой внутренней структуре организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица. Организационное единство документально закреплено в уставе, учредительном договоре, где определяются наименование юридического лица, порядок управления деятельностью юридического лица, состав и компетенция органов управления и т. д.

Юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, исключается возможность создания и функционирования юридических лиц на основе заемных средств, имущества, полученного только по договору аренды или имущественного найма. Принадлежность имущества организации на праве собственности означает, что участники (учредители) этого юридического лица, как правило, уже не имеют права собственности на данное имущество, а обладают в отношении юридического лица лишь правами требования обязательственного характера (например, право требования выплаты дивидендов, управления юридическим лицом, выплаты ликвидационной квоты и т. д.);

Информация о работе Юридические лица в гражданском праве