Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование как самого понятия коррупции, так и гражданско-правовых аспектов борьбы с этим явлением, предпринимаемых в современном мире. В ходе подготовки работы были использованы труды как современных цивилистов России, так и стран Европы. Значение работы в том, что она представляет несомненный интерес в свете мер, предпринимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации в данном вопросе.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………………3
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ…………………….……..5
1.1.Определения коррупции……………………………………..…………….5
1.2.Классификация коррупции…………………………………………………..8
1.3.Современная коррупция в России и ее мировые аналоги…….…...……..10
1.4.Основные подходы к исследованию коррупции………………….………12
2. Глава 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ…………………………………………………………………..…19
2.1. Обоснование гражданско-правовых аспектов борьбы с коррупцией……………………………………………………………………….....19
2.2.Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты…………...36
Заключение……………………..………………………………………………...…42
Список использованной литературы……………………………………..……… 43

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВУ-2013.docx

— 72.67 Кб (Скачать документ)

«а) принимать  такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы разрешить другому государству-участнику предъявлять в свои суды гражданские иски об установлении правового титула или права собственности на имущество, приобретенное в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией;

б) принимать  такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим судам предписывать тем лицам, которые совершили преступления, признанные таковыми в соответствии с Конвенцией, выплату компенсации или возмещения убытков другому государству-участнику, которому был причинен ущерб в результате совершения таких преступлений;  
в) принимать такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы позволить своим судам или компетентным органам при вынесении решений о конфискации признавать требования другого государства-участника как законного собственника имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией».

Статья 54 Конвенции ООН 2003 г. определяет механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации:  
«п. 1. Каждое государство-участник в целях предоставления взаимной правовой помощи согласно ст. 55 Конвенции в отношении имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или использованного при совершении таких преступлений, в соответствии со своим внутренним законодательством.  
п. 2. Каждое государство-участник в целях предоставления взаимной правовой помощи по просьбе, направленной согласно п. 2 ст. 55 Конвенции, в соответствии со своим внутренним законодательством.

Статья 55 Конвенции ООН 2003 г. определяет международное сотрудничество в целях конфискации: «п. 1. Государство-участник, получившее от другого государства-участника, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, просьбу о конфискации ... доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, находящихся на его территории, в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы: «п. 2. По получении просьбы, направленной другим государством-участником, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, запрашиваемое государство-участник принимает меры для выявления, отслеживания, замораживания или ареста доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений с целью последующей конфискации: «п. 9. Положения  настоящей статьи не толкуются таким образом, чтобы наносился ущерб правам добросовестных третьих сторон».

Статья 57 Конвенции ООН 2003 г. определяет возвращение активов и распоряжение ими: «п. 1. Имуществом, конфискованным государством-участником на основании статьи настоящей Конвенции, распоряжается, включая возвращение такого имущества его предыдущим законным собственникам... это государство-участник в соответствии с положениями настоящей Конвенции и своим внутренним законодательством: «п. 2. Каждое государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы позволить своим компетентным органам возвращать конфискованное имущество, когда они действуют по просьбе, направленной другим государством-участником, в соответствии с настоящей Конвенцией, с учетом прав добросовестных третьих сторон: «п. 5. В надлежащих случаях государства-участники могут также особо рассмотреть возможность заключения в  
каждом отдельном случае соглашений или взаимоприемлемых договоренностей относительно окончательного распоряжения конфискованным имуществом».

Статья 35 Конвенции ООН 2003 г. требует: «Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации».

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности  за коррупцию от 27.01.99(Конвенция СЕ УОК 1999 г.).

Данная  Конвенция ратифицирована Россией  Федеральным законом от 25.07.06 № 125-ФЗ.

Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном  уровне. Устанавливает обязанность  государств закрепить в своем  уголовном законодательстве составы  таких преступлений, как подкуп государственных  должностных лиц, подкуп в частном  секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание  доходов от преступлений, связанных  с коррупцией, и др., а также установить санкции за их совершение.

В вопросах ответственности юридических лиц Конвенция СЕ УОК 1999 г. (ст. 18) требует: «1. Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица, которое занимает ведущую должность в юридическом лице, путем:  
- выполнения представительских функций от имени юридического лица;  
- или осуществления права на принятие решений от имени юридического лица;  
- или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;  
- а также за участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника или подстрекателя. 
2. Помимо случаев, уже предусмотренных п. 1, каждая Сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы юридическое лицо могло быть привлечено к ответственности тогда, когда вследствие отсутствия надзора или контроля со стороны физического лица, упомянутого в п. 1, появляется возможность совершения уголовных преступлений, упомянутых в п. 1, в интересах этого юридического лица физическим лицом, существляющим свои полномочия от его имени».

Конвенция СЕ УОК 1999 г. (п. 3 ст. 19) требует: «Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных преступлений, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам».  
Статья 23 Конвенции СЕ УОК 1999 г. требует принять такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться, включая меры, допускающие использование специальных следственных действий в соответствии с национальным законодательством, в целях обеспечения возможностей для... выявления, розыска, замораживания и ареста вещественных доказательств и доходов от коррупции или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам, на которые распространяются меры, определенные в соответствии с п. 3 ст. 19 Конвенции.

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.99 (Конвенция ЕС ГПОК 1999г.) 
В настоящее время готовится подписание Россией данной Конвенции. В преамбуле Конвенции подчеркнуто, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики.

Отмечены  вредные финансовые последствия  коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также для международных  институтов.

Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией,  
в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.

Согласно  Конвенции, «каждая Сторона предусматривает  в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков» (ст. 1).

В вопросе  недействительности сделок Конвенция ЕС ГПОК 1999 г. Статья 8. Юридическая сила сделок) требует: «1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что любая сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы. 2. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве возможность для всех сторон сделки, чьи интересы были нарушены коррупционным правонарушением, обратиться в суд в целях признания сделки недействительной, независимо от их права требовать возмещения ущерба».

Определяя порядок компенсации ущерба, статья 3 Конвенции ЕС ГПОК 1999 г. требует: «1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба. 2. Такое возмещение может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда».

Статья 4 Конвенции ЕС ГПОК 1999 г. устанавливает: «1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению:

a) ответчик  совершил или санкционировал  акт коррупции или не предпринял  разумные шаги для предотвращения  акта коррупции; 

б) истец  понес ущерб;

в) существует причинно-следственная связь между  актом коррупции и нанесенным ущербом.

2. Каждая  Сторона предусматривает в своем  национальном законодательстве, что  если несколько ответчиков ответственны  за ущерб, причиненный одним  и тем же актом коррупции,  то они будут нести солидарную  и долевую ответственность».

Статья 6 Конвенции ЕС ГПОК 1999 г. определяет последствия неосторожности пострадавшего: «Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что объем возмещения ущерба  
уменьшается или в его возмещении может быть отказано, принимая во внимание все обстоятельства, если истец по своей собственной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению».

Статья 7 Конвенции ЕС ГПОК 1999 г. определяет сроки исковой давности:  
«1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее 3 лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее подобный иск не может быть предъявлен по истечении 10 лет с момента совершения акта коррупции.  
2. Законодательство Сторон, регулирующее приостановление или перерыв сроков исковой давности, должно в случае необходимости применяться к срокам, определенным в п. 1».

Конвенция ЕС ГПОК 1999 г. в статье 5 «Ответственность государств» определяет:

«Каждая Сторона предусматривает в своем  национальном законодательстве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного ее публичными должностными лицами в ходе осуществления ими  своих функций, требовать возмещения ущерба от государства или в случае, если Сторона не является государством, от соответствующих властей данной Стороны».

Обзор российского  законодательства недействительность сделок Конвенции требуют закрепить  в национальном законодательстве положения  о недействительности сделок, при заключении которых совершались коррупционные преступления.

Реализация  данного положения в полном объеме потребует внесения изменений в российское законодательство. Содержание конвенций также значимо для регулирования сделок международным правом или в иностранной юрисдикции.

Сравнительный анализ показывает, что в российском законодательстве нет прямых норм о  недействительности сделок, связанных  с коррупционными преступлениями.

Некоторые возможности предоставляются ст. 168, 169 и 179 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Положения ГК РФ о недействительных сделках  Статья 166 ГК РФ (Оспоримые и ничтожные сделки) содержит следующие положения:  
«1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).  
2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе».

Статья 168 ГК РФ (Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам) содержит норму, что  сделка, не соответствующая требованиям  закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной  с целью, противной основам правопорядка и нравственности) указывает, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

Статья 179 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной  под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя  одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств) содержит норму, что сделка, совершенная  под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Конвенции предусматривают обязательную ответственность  юридических лиц за коррупционные  преступления.

Информация о работе Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции