Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование как самого понятия коррупции, так и гражданско-правовых аспектов борьбы с этим явлением, предпринимаемых в современном мире. В ходе подготовки работы были использованы труды как современных цивилистов России, так и стран Европы. Значение работы в том, что она представляет несомненный интерес в свете мер, предпринимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации в данном вопросе.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………………3
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ…………………….……..5
1.1.Определения коррупции……………………………………..…………….5
1.2.Классификация коррупции…………………………………………………..8
1.3.Современная коррупция в России и ее мировые аналоги…….…...……..10
1.4.Основные подходы к исследованию коррупции………………….………12
2. Глава 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ…………………………………………………………………..…19
2.1. Обоснование гражданско-правовых аспектов борьбы с коррупцией……………………………………………………………………….....19
2.2.Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты…………...36
Заключение……………………..………………………………………………...…42
Список использованной литературы……………………………………..……… 43

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВУ-2013.docx

— 72.67 Кб (Скачать документ)

Значительный  рост должностных преступлений (с  учетом их высокой латентности) за годы реформ, а также превращение неправовых взаимодействий в эффективный инструмент адаптации, как индивидов, так и  социальных групп, свидетельствует  о прочной интегрированности  отношений коррупции в трансформационный  процесс.

Анализируя  взаимоотношения государственной  власти (чиновников) с предпринимателями, В.В.Радаев, ссылаясь на известную работу А.Шляйфера и Р.Вишни, говорит о  трех моделях коррупции:

монополистическая, когда предоставление общественных благ находится в одних руках  под единым бюрократическим контролем;

дерегулируемая, когда бюрократические структуры  действуют относительно независимо друг от друга в подведомственных областях;

конкурентная, когда каждое общественное благо  обеспечивается более чем одной  бюрократической структурой.

Процесс реформ в России сопровождался существенными  изменениями в социальной структуре  общества, имущественной дифференциацией  и стратификацией, как по старым, так и по новым основаниям. Отчасти  этот процесс был связан с легализацией теневой социальной структуры, то есть тех социальных групп, которые развивались  в советские времена вне правового  поля, нередко паразитируя на государственной  собственности. Их деятельность была самым  тесным образом связана с коррупцией советской государственной машины. В значительно большей степени новая модель стратификации связана с формированием слоя крупных собственников, состоящего в основном из бывшей партийно-советской и хозяйственной номенклатуры, обменявшей право распоряжения собственностью на право владения ею [46, с. 287]. При этом многие успели это сделать еще до официального начала приватизации в стране, получив вне определенных правил на очень льготных условиях наиболее прибыльные предприятия того времени.

Характерными  проявлениями коррупции в России являются совмещение государственными чиновниками должностей в органах  власти и в коммерческих структурах; организация коммерческих структур должностными лицами, использующими  при этом свой статус, обеспечение  этим предприятиям привилегированного положения. Государственные чиновники  и политики высокого ранга использовали служебное положение в процессе приватизации государственных предприятий  с целью приобретения их в частную  собственность самим коррупционером или близкими ему лицами. Распределение  государственных финансовых ресурсов также являлось предметом коррупционных  деяний [47, с. 13]. Изобретательность коррупционеров весьма велика, поэтому список услуг  и материальных ценностей можно  продолжать до бесконечности. По заключению В.В.Лунеева, «изощренное мздоимство и казнокрадство стало основной и перспективной статьей дохода на временных и неустойчивых государственных  должностях, институированное порочным российским деловым обычаем» [48, c. 84].

 

 

Глава 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

 

2.1. Обоснование гражданско-правовых  аспектов борьбы с коррупцией

 

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций могут иметь приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике, в том числе судебной.

Федеральными  законами от 08.03.06 № 40-ФЗ и от 25.07.06 № 125-ФЗ ратифицированы ранее подписанные  Россией международные договоры: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В настоящее  время готовится подписание Конвенции  Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Присоединение к указанным конвенциям имеет  последствия не только в части  международных обязательств России, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций. Это предполагает совершенствование судебной практики, в том числе в гражданско-правовой сфере.

В ряду исследуемых  документов первой в 1990 году была принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ратифицирована Россией Федеральным законом от 28.05.01 № 62-ФЗ), в которой рассматривались как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с данным видом преступлений.

В ноябре 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Программу действий по борьбе с коррупцией.

В рамках данной Программы были подготовлены два документа: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.99) и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.99).

Организацией  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21.11.97 принята Конвенция о  борьбе с подкупом иностранных должностных  лиц в международных коммерческих сделках.

Многие  важные для борьбы с коррупцией положения  содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.00.

Данная  Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.04 № 26-ФЗ.

В октябре 2003 года была принята Конвенция ООН против коррупции, которая является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности.

Конвенции предусматривают следующие составы  коррупционных преступлений, на которые распространяются положения конвенций: подкуп национальных должностных лиц;

- подкуп  иностранных публичных должностных  лиц и должностных лиц публичных  международных организаций; 

- подкуп  в частном секторе; 

- использование  служебного положения в корыстных целях;

- злоупотребление  влиянием в корыстных целях;

- отмывание  доходов от преступлений;

- преступления, касающиеся операций со счетами; 

- хищение  имущества публичным лицом;

- незаконное  обогащение;

- хищение  имущества в частном секторе; 

- участие  и покушение на перечисленные  выше преступления;  
- сокрытие.

По отдельным  составам конвенции обязывают участников конвенций криминализировать соответствующие  деяния в национальном законодательстве, по другим составам - рекомендуют рассмотреть  такую возможность.

Многие  понятия трактуются конвенциями  шире, чем российским законодательством.

Рассмотрим  подробнее требования трёх конвенций, а также нормы российского законодательства, регулирующие гражданско-правовые отношения. В частности нормы, касающиеся, оснований для признания сделок недействительными, ареста и конфискации имущества, возврата активов, компенсации ущерба, ответственности юридических лиц и государства.

Конвенция Организации Объединённых Наций  против коррупции от 31.10.03 (Конвенция  ООН 2003), ратифицированная Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ.

В преамбуле  Конвенции выражена озабоченность  серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Отмечены связями между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств.

Отдельно  отмечены случаи коррупции, связанные  с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Выражена убежденность, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Выражена  также убежденность в том, что  необходим всеобъемлющий и многодисциплинарный подход для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечено, что незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку.

Конвенция ООН 2003 г. (Статья 34. Последствия коррупционных деяний) рекомендует: «С надлежащим учетом добросовестно приобретенных прав третьих сторон каждое государство-участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, с тем, чтобы урегулировать вопрос о последствиях коррупции. В этом контексте государства-участники могут рассматривать коррупцию в качестве фактора, имеющего значение в производстве для анулирования или расторжения контрактов, или отзыва концессий или других аналогичных инструментов, или принятия иных мер по исправлению создавшегося положения».

Конвенция ООН 2003 г. (ст. 26) требует: «1. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

При условии  соблюдения правовых принципов государства-участника  ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной».

Согласно  п. 3 ст. 18 Конвенции СЕ УОК 1999 г. и п. 3 ст. 26 Конвенции ООН 2003 г. ответственность юридического лица не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в уголовных преступлениях.

Согласно  п. 2 ст. 19 Конвенции СЕ УОК 1999 г. и п. 4 ст. 26 Конвенции ООН 2003 г. в отношении юридических лиц должны применяться эффективные, соразмерные и держивающие уголовные или неуголовные санкции, в том числе финансового характера.

Ответственность юридических лиц в связи с  коррупционными преступлениями предусматривается также ратифицированной Россией Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.

Конвенция ООН 2003 г. (ст. 31) требует: «п. 1. Каждое государство-участник принимает в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:

а) доходов  от преступлений, признанных таковыми в  
соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

п. 2. Каждое государство-участник принимает такие  меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, замораживания или ареста любого из перечисленного в п. 1 настоящей статьи с целью последующей конфискации;

п. 4. Если такие доходы от преступлений были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такого имущества; 
          п. 6. К прибыли или другим выгодам, которые получены от таких доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы такие доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены такие доходы от преступлений, также применяются меры, указанные в настоящей статье, таким же образом и в той же степени, как и в отношении доходов от преступлений:

п. 8. Государства-участники  могут рассмотреть возможность  установления требования о том, чтобы  лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение таких предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует основополагающим принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства;  
          п. 9. Положения настоящей статьи не толкуются таким образом, чтобы наносился ущерб правам добросовестных третьих сторон;

Большое значение имеет закрепление в  Конвенции ООН 2003 г. нового положения о возвращении в страны происхождения активов, полученных в результате коррупции.

Конвенция содержит необходимые механизмы  по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученных от актов коррупции.

Наличие эффективных инструментов противодействия  отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов  в страны происхождения может  стать эффективным средством  предупреждения коррупции.

Реализация  данных положений Конвенции требует, в том числе, внесения изменений в действующее законодательство РФ.

Согласно  ст. 51 Конвенции ООН 2003 г. возвращение активов представляет собой основополагающий принцип Конвенции, и государства-участники самым широким образом сотрудничают друг с другом и предоставляют друг другу помощь в этом отношении.

Статья 53 Конвенции ООН 2003 г. определяет меры для непосредственного возвращения имущества, требуя от каждого государства-участника, в соответствии с его внутренним законодательством:

Информация о работе Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции