Договор дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 16:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего дипломного исследования является изучение актуальных проблем реализации договора дарения по законодательству РФ.
В связи с поставленной целью сформулированные задачи:
– раскрыть правовую природу, понятие и признаки договора дарения
– изучить предмет, форму и содержание договора дарения
– рассмотреть порядок заключения договора дарения и ответственность за его неисполнение

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Договор дарения как вид гражданско-правового договора…………………………………………………………………………...
§1.1 Договор дарения в отечественной истории России …………………….
§1.2 Правовая природа, понятие и признаки договора дарения………..
§1.3 Предмет, форма и содержание договора дарения……………………
ГЛАВА 2. Правовое регулирование договора дарения в российском праве……………………………………………………………………………..
§2.1 Порядок заключения договора дарения и ответственность за его неисполнение…………………………………………………………………..
§2.2 Общие основания прекращения договора дарения
ГЛАВА 3. Основные проблемы договора дарения недвижимого имущество в современном законодательстве РФ…………………………
§3.1 Договор дарения недвижимого имущества и ее несоответствия требованиям закона…………………………………………………………….
§3.2 Преимущество и недостатки договора дарения………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом ВИКА.docx

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Признавался бесспорным в советской юридической литературе такой признак, как безвозмездность. Данное качество договора дарения объединяло его с договором ссуды. Сходству между дарением и ссудой в литературе уделялось большое внимание, высказывалась даже точка зрения, согласно которой ссуда является разновидностью дарения. По этому поводу О.С. Иоффе писал: «…сходство не должно скрывать весьма существенного отличия дарения от ссуды: в порядке дарения имущество переходит в собственность одаряемого, в то время как ссуда влечет лишь временный переход права пользования к ссудополучателю. Вследствие такого различия договор дарения тяготеет к обязательствам по реализации имущества, а договор ссуды – к обязательствам по передаче имущества в пользование». Тем не менее, сам О.С. Иоффе в системе гражданско-правовых обязательств выделял отдельную категорию обязательств по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование, в рамках которой объединял самостоятельные договоры дарения и ссуды.7

Субъектами договора дарения (дарителем  и одаряемым) в основном являлись граждане, в особенности в роли дарителя. Организации в роли дарителя, как правило, не выступали, поскольку  это противоречило бы их специальной  правоспособности.

Поскольку дарение направлено на прекращение  права собственности у дарителя и возникновение его у одаряемого, признавалось, что даритель должен быть собственником имущества, передаваемого  одаряемому.

Определяя в качестве предмета договора имущество, ГК РСФСР не раскрывал  содержание этого понятия. Предметом  договора дарения в юридической литературе обычно признавалось всякое принадлежащее гражданам на праве личной собственности имущество: вещи, в том числе ценные бумаги, валютные ценности и т.п. Правда, тут же подчеркивалось, что в соответствии с действующим законодательством свободное дарение валютных ценностей допускается только в отношении супруга, детей, родителей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер. В остальных случаях дарение валютных ценностей могло иметь место исключительно с разрешения Министерства финансов СССР, а дарение в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, являющихся валютными ценностями, допускалось в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.

Российская цивилистика XIX – начала ХХ вв. уделяла неослабное внимание изучению правовых проблем дарения. Доктрина трактовала дарение как один из способов приобретения права собственности, т.е. односторонний акт, а не договор. 8Обоснованием этого тезиса служил тот факт, что дарение, сопровождающееся передачей дара одаряемому, не порождает никакого обязательства. Иными словами, дарение (как реальная сделка) совершается и исполняется одновременно в момент передачи вещи. Сторонники противоположной точки зрения исходили из того, что предметом дарения могут быть не только вещи, передаваемые в собственность, но и различные имущественные права. Кроме того, дарение может выступать и в качестве консенсуальной сделки, т.е. в форме обещания подарить что-либо в будущем.

Наконец, самый серьезный довод  в пользу признания дарения полноценным  договором гражданского права – это необходимость получить согласие одаряемого на принятие дара. Все эти аргументы, предложенные Г.Ф. Шершеневичем в начале века, сохранили свою актуальность и легли в основу современного понимания договора дарения.9

Иными словами, дарение (как реальная сделка) совершается и исполняется  одновременно в момент передачи вещи. Сторонники противоположной точки  зрения исходили из того, что предметом  дарения могут быть не только вещи, передаваемые в собственность, но и  различные имущественные права. Кроме того, дарение может выступать  и в качестве консенсуальной сделки, т.е. в форме обещания подарить что-либо в будущем.

В советский период договор дарения  конструировался как реальный, а  его предметом могли выступать  лишь вещи. Тем самым резко сужалась сфера применения этого договора, что, впрочем, оправдывалось ссылками на принципы социалистической морали.

Рассматривая опыт развития дарения  в отечественном законодательстве, следует подчеркнуть существование  такой точки зрения, что в русском праве нормы о договоре дарения появились впервые применительно к дарению в пользу церкви и монастырей. Договор дарения назывался «данная». Как известно такое дарение было запрещено уже в XVII в. в связи с распространением вкладов и подношений церковным учреждениям, что, в свою очередь, способствовало развитию церкви, а это было, видимо, нежелательно для государства в условиях их противоборства.10

Перечисленные особенности дарения  по советскому праву указывают на то, что сфера распространения  данного вида отношений была весьма ограничена законом. Анализируя советское  законодательство можно сделать вывод о том, что институт дарения претерпевал значительные изменения в правовом регулировании на различных исторических этапах и в различных социально-экономических условиях.

 

§1.2 Правовая природа, понятие и признаки договора дарения

 

В римском праве договором дарения  признавалось неформальное соглашение, по которому «одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, какие-либо ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению  к одаряемому. Дарение могло быть совершено в различных правовых формах: посредством передачи права собственности на вещь, в частности, платежа денежной суммы, в форме предоставления сервитутного права и т.д. Частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д. – дарственное обещание»11.

В классическом римском праве дарственное  обещание имело обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму стипуляции, соглашение в иной форме не порождало обязательств. Под стипуляцией в римском праве понималась некая словесная формула, в которой лицо, которому задается вопрос, отвечает, что оно дает или сделает, о чем его спросили.

В классическую эпоху римского права  сфера применения договора дарения, помимо обязательной формы стипуляции, законодательно ограничивалась путем установления предельных размеров дарения. Примером такого законодательного ограничения может служить lex Cincia (закон Цинция, 204 г. до н.э.), который запретил дарение свыше определенной суммы; данное ограничение не затрагивало лишь актов дарения в пользу ближайших родственников дарителя.12

В императорскую эпоху римского права договор дарения, включая  так называемое дарственное обещание, признавался типичным договором  и защищался законодательством, независимо от формы его заключения. Исключение составляли только договоры дарения на определенную сумму (свыше 500 золотых), обязательная сила которых обеспечивалась путем совершения специальной процедуры – судебной инсинуации, когда дарственные акты заявлялись перед судом с последующим их занесением в специальный реестр. Предмет договора дарения в римском праве) не ограничивался безвозмездной передачей вещи, а включал в себя возможность и дарственного обещания (что, кстати, свидетельствовало о консенсуальном характере обязательства дарения), и прощения долга, и передачи права.

Договором дарения признается такой  договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется  передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное  право (требование) к себе или к  третьему лицу либо освобождает или  обязуется освободить ее от имущественной  обязанности перед собой или  перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

В системе гражданско-правовых договоров  договор дарения выделяется в  отдельный тип договорных обязательств благодаря наличию некоторых характерных признаков, позволяющих квалифицировать его в данном качестве. В числе таких признаков можно назвать следующие особые черты договора дарения.

1. Основной квалифицирующий признак  договора дарения, отличающий  его от подавляющего большинства  гражданско-правовых договоров,  состоит в его безвозмездности.  Как известно, гражданско-правовые  отношения строятся на началах  имущественной самостоятельности  их участников и эквивалентности.  Соотношение возмездных и безвозмездных  договоров определяется законодательной презумпцией возмездности всякого гражданско-правового договора, выраженной нормой, согласно которой «договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное» (п. 3 ст. 423 ГК РФ).

Договор дарения относится к  безвозмездным договорам, по которым  одна сторона предоставляет либо обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее  платы или иного встречного предоставления. Наличие в системе гражданско-правовых обязательств безвозмездных договоров (договор дарения, договор ссуды) объясняется широким спектром побудительных  мотивов действий участников имущественного оборота, которые вовсе не сводятся к обязательному извлечению выгоды из всякой сделки. Чаще всего намерение  заключить договор дарения возникает  под влиянием личных отношений, сложившихся  между дарителем и одаряемым. Это может быть и чувство благодарности  к одаряемому, симпатия и т.д. Сделки могут совершаться в том числе и из сострадания к попавшим в беду, из желания оказать помощь, просто материально поддержать кого-либо. В любом случае такие побудительные мотивы не имеют правового значения. Поэтому встречающийся иногда в юридической литературе взгляд на безвозмездные отношения в гражданском праве как на вынужденный «довесок» к «нормальным» имущественным отношениям, пронизанным насквозь меркантильными интересами их участников, представляется намеренно искусственным. Например, И.В. Елисеев пишет: «Однако и безвозмездные правоотношения… также могут испытывать действие закона стоимости, хотя и не столь явное… Главное же, пожалуй, состоит в том, что предмет не утрачивает присущие ему качества товара и тогда, когда он переходит от одного лица к другому безвозмездно».13

Признак безвозмездности договора дарения означает, что даритель не получает никакого встречного предоставления со стороны одаряемого, более того, и не рассчитывает на это. «Наличие хотя и неравноценных, но взаимных непогашенных денежных обязательств у сторон свидетельствует  о том, что их намерение простить долг друг другу не является разновидностью дарения» 14.

 Если по договору дарения предполагаются встречная передача вещи или права либо встречное обязательство со стороны одаряемого, то такой договор признается притворной сделкой и к нему применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ (п. 1 ст. 572 ГК РФ). В данной ситуации речь идет о нормах, относящихся к возмездной сделке, которую стороны действительно имели в виду. К нему в зависимости от конкретных условий должны применяться правила о договорах купли-продажи, мены и др.

Не противоречит безвозмездному характеру  дарения факт совершения впоследствии одаряемым дара в пользу дарителя, но по самостоятельному договору. При соглашении же о встречных имущественных предоставлениях налицо не договор дарения, а договор мены (ст. 567 ГК РФ) либо договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), если эквивалент выражен в денежной сумме.

2. Признаком дарения является  увеличение имущества одаряемого. Объем имущества одаряемого увеличивается  путем передачи ему дарителем  вещи или имущественного права  либо освобождения его от обязанности.  В последнем случае уменьшается  часть имущества одаряемого, составляющего  его пассивы, что равносильно  увеличению активов последнего. Данный признак позволяет отличать  договор дарения от иных договоров,  не предусматривающих, так же  как и при дарении, встречного  предоставления. Например, договор  залога может быть заключен  третьим лицом с кредитором  должника в целях обеспечения  обязательств последнего без  какой-либо компенсации риска  указанного третьего лица со  стороны должника. Несмотря на  очевидную выгоду для должника  и безвозмездность отношений  между должником и залогодержателем, такой договор не может рассматриваться в качестве дарения, поскольку он не увеличивает имущества должника.

3. При дарении увеличение имущества  одаряемого должно происходить  за счет уменьшения имущества  дарителя. И этот признак необходим  для отграничения договора дарения  от иных договоров и сделок, реализация которых сулит увеличение  имущества лица, но не за счет  уменьшения имущества оказывающего  ему услугу другого лица. Такие  правоотношения имеют место, в  частности, по договору страхования,  заключенному страхователем в  пользу выгодоприобретателя, который при наступлении страхового случая, получая от страховщика страховое возмещение, увеличивает свое имущество, но не за счет уменьшения имущества страхователя. Аналогичная ситуация может возникнуть по договору поручения, не предусматривающему обязанность доверителя по выплате вознаграждения поверенному.

Уменьшение имущества одной  стороны и одновременное увеличение имущества другой характерно и для  ряда иных возмездных сделок (договоров  аренды, перевозки, хранения). Принятие дарения означает согласие одаряемого на безвозмездное приобретение имущества, но такой акт (принятие) имеет место  и в других способах приобретения имущества. Бесповоротность дарения  в настоящее время не является абсолютной, так как возможен отказ  от исполнения договора дарения и  отмена дарения.

4. Признаком договора дарения  является также наличие у дарителя, передающего одаряемому имущество либо освобождающего его от обязательств, намерения одарить последнего, т.е. увеличить имущество одаряемого за счет собственного имущества. При отсутствии такого намерения у «дарителя» договор, по которому производится передача имущества, даже при отсутствии в его тексте условий о цене указанного имущества и порядке его оплаты либо иного встречного предоставления, должен в соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ признаваться возмездным. Что же касается встречного предоставления, то его размер в этом случае определяется исходя из того, что если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена из условий договора, исполнение такого договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Информация о работе Договор дарения