Деньги как объекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Деньги выступают в качестве особого объекта гражданского права. Будучи всеобщим эквивалентом стоимости материальных благ, они могут заменить собой любой другой объект возмездных имущественных отношений. Деньгами можно погасить практически любой имущественный долг, если это не запрещено законом или нет возражений кредитора.4
Следует иметь в виду, что при наличных расчетах под денежными средствами подразумеваются родовые делимые вещи – банковские билеты и монеты, потребительские качества которых определяются только выраженной в них денежной суммой, а при безналичных расчетах – имущественные права клиента банка, выраженные в записях о движении денежных сумм на его счете.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
Глава 1. Основные аспекты правовой природы денег__________________________6
1.1. Правовой анализ понятия и значения денег_______________________________6
1.2. Деньги. Их функции и виды___________________________________________14
Глава 2. Деньги в системе гражданского права_______________________________20
Глава 3. Актуальные вопросы денег как объектов гражданских прав____________23
3.1. Проблемы характеристики денег_______________________________________23
3.2. Проблемы залога денег_______________________________________________28
Заключение____________________________________________________________34
Список литературы______________________________________________________36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Гражданское право.docx

— 91.37 Кб (Скачать документ)

Такая логика научного исследования вытекает из фактов Экономической истории  и объективно отражает действительную тенденцию в эволюции денег и  соответственно эволюцию понятия денег. Однако экономическая тенденция, это  еще не экономический закон. Для науки представляет интерес подчас не только экономерное развитие событий, но и отступление от этих закономерностей. Имеются, к примеру, достаточные доказательства того, что и в древних цивилизациях, еще до появления металлических монет, возникали платежные системы как своеобразные прототипы современных безналичных расчетов. Так, характеризуя материальную культуру Древнего Египта, Г. Вейс писал, что после удачных войн с народами Ближней Азии в египетские сокровищницы стекались огромные богатства. Египтяне уже умели «ранжировать» их с точки зрения меновой ценности. «В надписях – перечнях той эпохи на первом месте стоят серебро, золото, медь, олово, драгоценные камни, слоновая кость, черное дерево. Затем драгоценная утварь прекрасной работы, богатые сосуды, роскошно убранные колесницы и оружие».10 В литературе отмечается, что в Древнем Египте издавна существовала чисто условная, теоретическая единица, именуемая «шетит». Египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или меди соответствовало одному шетит. Таким образом, товар не обменивался на деньги. Но тот, кто хотел продать дом и договаривался о его стоимости, разницу измеряли в шетит и, чтобы ее уравновесить, подыскивали подходящий товар, который одна сторона могла предложить, а другая соглашалась принять.11 На другой пример «безналичного» косвенного товарообмена из истории Египта, заимствованный из работ Б. Литаера, ссылается А. С. Генкин: «Хранилище пищевых продуктов лежало в основе египетской валютной системы.  Каждый фермер, который вносил свой вклад в коллективное хранилище, получал черепок, в котором указывалось количество и дата вложения. Затем он мог его использовать, чтобы получить другие товары».12 Если не «придираться» к частностям, то видимо речь идет о явлениях весьма близких, если не совпадающих. Для того, что бы иметь право на долю в этом коллективном богатстве, необходимо было выразить эту долю в какой-то условной единице, «вмещающей» в себя определенное количество весовых частей определенного металла. Неважно, что представляла собой эта единица: слово «шетит» или керамический черепок Существенно, что и в первом, и во втором случае имеется некая материальная субстанция, отражающая познанную человеком практическую и экономическую закономерность в соотношении меновых стоимостей. Напомним, все это имело место до появления в обороте первой металлической монеты. Слово, черепок, запись в книге, отчеканенный на монете или отпечатанный на купюре номинал денежной единице, электронная запись в банковском счете - все это, на наш взгляд явления если не одного, то близкого порядка.

В силу объективной связанности экономики и права тенденции современного юридического понимания денег должны были бы как-то согласовываться с преобладающим пониманием денег в экономической теории.

А основополагающий принцип  современной экономической теории денег заключается в том, что  все, что выступает в качестве денег, и есть деньги. «Действительно, большинство «активов» (так называют имеющие рыночный спрос ценности, которые при определенных обстоятельствах  и условиях могут быть отчуждены  их собственниками) являются потенциальными деньгами. Вот эта способность  любого реального актива выступить  в роли средства платежа (пусть и  «незаконного»), а тем самым и  в роли своеобразных денег получила в экономической теории название ликвидность. Ликвидность – реальное свойство активов в рыночной экономике: платежным средством потенциально может выступить любой актив, на который на рынке имеется платежеспособный спрос. Дело только в затратах, связанных с обменом данного актива на приобретаемое благо (или чаще всего – на деньги).13 «Степень ликвидности» при таком понимании и означает сравнительную величину затрат обмена данного актива на обмен другого актива (в экономической теории такие обменные затраты называются транзакционными издержками). Приняв такую позицию экономической теории в качестве исходной, мы сразу же должны констатировать лишь частичное совпадение ее с нормативными установлениями, выраженными в нормах объективного права. Исходя из редакции ст. 128 ГК РФ, деньги следует признать разновидностью вещей, относимой по закону к имуществу. Такая констатация вполне соответствует чисто вещному пониманию денег, свойственному некоторым европейским кодификациям XIX века (например, ст. 2279 ФГК). В отличие от ФГК, в Германском Гражданском уложении нет прямых норм, которые определяли бы статус денег как движимых вещей. Однако целый ряд нормативных контекстов говорит о том, что и в немецком праве деньги понимаются преимущественно как движимые вещи. Например, § 372 ГГУ устанавливает, что в связи с просрочкой принятия исполнения кредитором должник имеет право внести в депозит предназначенного для этого официального органа на имя кредитора деньги, ценные бумаги, другие документы, а также ценности. Традиционное «вещное» понимание денег несколько изменилось в Германии вследствие проведенной в этой стране глубокой реформы обязательственного права в соответствии с Законом «О модернизации обязательственного права» от 26 ноября 2001 г. (действует с 1 января 2002 г.). Комментаторы отмечают, что в этих новых условиях иск кредитора к должнику, принявшему наличные деньги (например, на хранение), но «утратившему» их вследствие перечисления на свой счет в банке, должен иметь своим предметом не истребование наличных денег от должника (в соответствии с ч. 1 § 285 ГГУ), а уступку права требования суммы долга от банка.14

Таким образом, деньги — самостоятельная особая форма меновой стоимости всех других товаров, особый вид универсального товара, используемый в качестве всеобщего эквивалента.

 

 

 

1.2. Деньги. Их функции и виды

В современной науке роль денег характеризуется как всеобщий эквивалент, выполняющий функцию  меры стоимости, средства обращения, средства накопления, сбережения и средства платежа. Эти функции признают и  зарубежные авторы.15 Главное, деньги выполняют функцию меры стоимости. Обычно в российской научной и учебной литературе эта функция ставится на первое место. Функции денег как меры стоимости и масштаба цен, как средства платежа и как средства обращения предопределяют свойства денежного обращения и его характер. Вместе с тем мы видим, что в современном мире происходят такие изменения, которые дают основания для более широкой трактовки понятия «деньги».

На наш взгляд, следует  говорить еще о двух функциях денег  — информационной и системной. В методологическом аспекте эти две функции позволяют лучше понять роль Центробанка в денежной и, что еще более важно, — в финансовой системе.

Кроме функций денег, признаваемых большинством экономистов, деньги обладают еще и информационной функцией. Бумажные и металлические деньги- носители информации о стоимости. Поэтому  денежное обращение в безналичной  форме - не что иное как проявление информационной функции денег. Безналичные  деньги - записи на счетах. Материальный носитель денег заменяется цифровой записью на банковском счете. Это  и есть деньги в их чистом дематериализованном  виде. Материальный носитель денег — бумажные билеты или монеты. Они имеют определенную степень технической защиты от подделки. При дематериализации денег происходит смена способов защиты. Безналичные деньги повышают скорость денежного обращения. Но это не единственное преимущество.

Помимо прочего усиливается  и их защита, обеспечиваемая применением  специальных банковских технологий.

Информация – отражение определенных явлений, процессов, которые происходят, происходили или будут происходить в окружающем нас мире. Информация о размерах стоимости определенного имущества, которое является собственностью того или иного субъекта, есть количественное отражение его труда или результатов деятельности в системе общественного производства товаров и услуг или в денежной системе как таковой, либо информация об ожидаемой стоимости. Примеры ожидаемой стоимости – невыплаченные проценты по депозитам, доходы и расходы будущих периодов, проценты по фьючерсам. В этом смысле теория трудовой стоимости тоже применима, но лишь с оговоркой, что общественная полезность затраченного труда на производство товаров и услуг, в том числе и деятельность субъекта денежной системы как таковая (например, деятельность дилера или брокера на валютной или фондовой бирже), может не совпадать с его денежной оценкой. Решающим выступает включенность субъекта в денежную систему (одно из проявлений системной функции денег, о ней речь пойдет ниже). Эти соображения отнюдь не отменяют трудовую стоимость, которая в действительности как раз и является основой стоимости товара или услуги, но в современных условиях к ней добавляется стоимость, имитированная самой денежной системой и прежде всего ее информационными свойствами, усиленными развитием и объединением современных финансовых и информационных технологий. Денежная оценка включенности субъекта определяется степенью влияния его действия на те, или иные параметры денежной системы (например, на повышение или понижение биржевого курса акций). Такая ситуация стала возможной в связи с тем, что по мере развития денежной системы она становится относительно самостоятельной по отношению к породившим ее причинам. В особенности это стало заметно в связи с развитием рынка ценных бумаг. Попутно заметим, что параллельно с развитием рынка ценных бумаг меняются и товарные биржи. Специфика эволюции товарных бирж вполне укладывается в русло изменений, произошедших в денежно-кредитной системе.16

Не случайно и деньги, и ценные бумаги, и информация, согласно гражданскому законодательству, входят в состав имущества и приравниваются к имуществу (ст. 128 ГК РФ). Эти три  составляющие создают возможность  эмитировать, допустим, ценные бумаги и одновременно стоимость в денежной системе, а затем фактически объединять ее с трудовой стоимостью, перечисляя деньги на различные счета и постепенно превращая их в реальный, т. е. обеспеченный товарами капитал. При этом, естественно, стоимость всей реальной и имитированной  массы начинает выравниваться в  сторону понижения или повышения. Образно говоря, такая ситуация похожа на кровеносную систему. Кровь захватывает  кислород и переносит его в  ткани. Необеспеченные деньги (бумажные деньги), выпускаемые эмитентами ценные бумаги, затем в силу своих информационных свойств (в частности за счет рекламной  информации) как бы захватывают действительные деньги, за которыми стоит трудовая стоимость, объединяют их в различные  денежные агрегаты, в которых перераспределяется стоимость. Например, когда инвестор вкладывает деньги, за которыми стоит  трудовая стоимость, в ценные бумаги, за которыми ничего не стоит кроме  желания эмитента привлечь деньги, то возникает такая ситуация.

Участники акционерного банка  могут перераспределить доходы от вложений таким образом, что проценты по депозитам  юридических лиц и вкладчиков станут намного меньше, чем проценты самих участников. Закон не предусматривает  никаких ограничений. Вкладчики  в этом отношении всегда слабо  защищены. Ведь они разрознены и  действуют в условиях так называемой асимметричной информации. Поэтому  нормальное развитие денежного рынка  в данной области возможно только в том случае, если чистота его  инфраструктуры контролируется государством в лице центрального банка. Вкладчик действует на основании презумпции, что центральный банк контролирует коммерческие банки и за спиной этого  контролера стоит государство. Он не допускает мысли о том, что  центральному банку трудно проконтролировать  и подчинить своему контролю банки, что некоторые из них могут  быть, как бы выведены из-под контроля. По мнению законопослушного гражданина, это невозможно, поскольку не соответствует конституционным принципам и банковскому законодательству. Считается, что та обще-социальная функция центрального банка по надзору за коммерческими банками, которую он уполномочен выполнять государством, — часть функций государства, относимых к разряду управления общими делами общества.

Не располагая достаточной  для правильного выбора или даже достоверной информацией о положениях в российских банках, вкладчик, резюмируя обеспеченную надзором центрального банка банковскую безопасность, ориентируется на процент по вкладу. Если банковский надзор строг, то для вкладчика риск уменьшается. Если же есть только презумпция надзора и не более того, то вкладчик, стимулируемый процентами, доверяет свои деньги банкроту. Так происходит не всегда, но такова тенденция в условиях асимметричной информации.

Информационная функция  денег в значительной степени  может эксплуатироваться в целях  не столько нормального бизнеса (упорядоченного законами), сколько  проведения обманных операций или недобросовестного  отношения к партнерам по бизнесу. Например, по балансу и записям  на счетах в банке числится значительный уставный капитал, а в действительности он намного меньше. Поэтому записи на счетах — это деньги, но только в том случае, когда банки хотя бы минимально контролируются государством.

В условиях, когда рынок  не введен в правовое регулирование, проценты по вкладам могут экономически необоснованно перераспределяться в пользу банка. Под необоснованностью перераспределения стоимости вложенных денег в данном случае понимается такая несоразмерность между процентами по вкладам и реальной выгодой, которую получают участники банков, что если бы о них узнали вкладчики, то они бы не стали заключать договор или открыли вклад на более выгодных для себя условиях. Но они не имеют достаточно полной и достоверной информации и поэтому не требуют соразмерного, или иными словами, - справедливого процента. Например, вкладчикам банка начисляются обычные проценты, а акционерам банка — в несколько раз больше. Или, скажем, банк может выдавать необеспеченные кредиты участникам банка, различными способами погашать их за счет снижения процентов по вкладам или даже не возвращать деньги вкладчикам. Но, пожалуй, самый показательный пример, когда информационная функция денег позволяет быстро и эффективно перераспределять финансы таким образом, — это участие государства на рынке ценных бумаг. Главным регулятором и перераспределителем здесь, как правило, выступает центральный банк. Ценные бумаги обладают уникальными свойствами. Их сущность двойственна. С одной стороны, они - имущество, и в этом смысле ничем не отличаются от денег и других платежных средств. С другой стороны, они создают обязательственные права. Таким образом, в ценных бумагах соединены два начала — денежное и финансовое (перераспределительное). Взять хотя бы пример с ГКО. Как пишут авторы одного из учебных пособий, «важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики».17 Теперь мы знаем, что в 1998 г. в России эти надежды не оправдались. Как раз наоборот, предназначением рынка ценных бумаг оказались спекулятивная прибыль и перераспределение собственности.

Информация о работе Деньги как объекты гражданских правоотношений