Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель моей работы: проанализировать конституционно – правовое регулирование свободы совести и вероисповедания как правового института в современном мировом и российском демократическом обществе.
Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
исследовать и анализировать понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания»
проследить законодательное закрепление свободы совести и вероисповедания в России;
провести анализ религиозной ситуации в РФ.
По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7 % до 5 % опрошенных.
Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания (особенно много таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия).
В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.
Численность «этнических буддистов» в России в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения составила: буряты — 445 тыс. чел, калмыки — 174 тыс. и тувинцы — 243 тыс. чел; итого — ок. 900 тыс. чел.
В 90-х годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных исповедников в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению.
Самый северный в мире буддийский храм в Санкт-Петербурге — построенный ещё до революции в Петрограде «Гунзэчойнэй» — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике.
Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.
Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.
По данным переписи населения 2002 г. официальная численность евреев в России — 233439 чел.
Коренные жители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорских народов (марийцы, удмурты и др.) ичувашей, наряду с официально исповедуемым православием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы традиционных верований. В зависимости от сохранности традиционного элемента их верования можно охарактеризовать какшаманизм или народное православие. Термин «народное православие» (христианство, впитавшее в себя много языческих элементов) можно применить и к большинству русских, особенно жителей сельской местности.
У многих народов России наблюдаются попытки возрождения традиционных верований. Согласно всероссийскому исследованию «Арена» — Атлас религий и национальностей России", представленному 16 января 2013 года исследовательской службой «Среда» и Фондом «Общественное мнение», язычниками («Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы») себя назвали 1,5 % россиян. Все полученные религиозные течения обозначают общим термином «неоязычество».
В городской среде, помимо традиционных религий, распространены новые религиозные движения оккультного, восточного (тантризм и т. д.) и неоязыческого (так называемое «родноверие» и т. д.) толка.
Религия проникает практически во все
сферы общественной жизни, в том числе
и в те области, которые согласно Конституции
отделены от религии: государственные
органы, школа, армия, наука и образование.
Так, Государственная дума договорилась
с Московским патриархатом проводить
предварительные консультации по всем
вопросам, вызывающим сомнения. В российских
школах появились учебные предметы «основ религиозных культур»,
в некоторых государственных вузах существует
специальность теология.
В штатном расписании российских Вооружённых
сил появилась новая должность — военный
священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных
учреждений имеет свои религиозные храмы,
зачастую в этих министерствах и ведомствах
существуют общественные советы по освещению
религиозной тематики. 7 января (православное Рождество
Ваххабизм – это
один из «фрагментов»
В ходе распространения ваххабизма в России резко проявились различия между исторически сформировавшимися, местными «фрагментами» ислама, которые стали называться «традиционным (подразумевается, традиционным для России) исламом», и самим ваххабизмом. С одной стороны, это спровоцировало конфликт между ними. С другой стороны, ваххабизм стал уничтожать «традиционный ислам»: начался процесс перехода в ваххабизм «традиционных мусульман», проникновения ваххабитского вероучения, политической доктрины, лозунгов, обрядов в среду мусульман, особенно молодежи.
С позиций свободы совести все «фрагменты» ислама, в том числе и ваххабизм, равноценны и имеют в светском демократическом государстве, каковым является РФ, неоспоримое право на существование без каких бы то ни было ограничений наряду с другими религиями и нерелигиозными идеологиями. С одной оговоркой – если их идеи (идеология) и деятельность не представляют угрозы для общественной безопасности и прав человека.
Ваххабизм, в свою очередь, характеризуется «программным» неприятием свободы совести. В его идеологии заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем и идей. В этом – сущностное отличие ваххабизма от других «фрагментов» ислама, в частности, от распространенных в России шафиитского и ханафитского мазхабов.
Ваххабизм осуществляет пропаганду исключительности своего учения, сопровождая ее угрозой применения насилия: «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше (произнесение шахады – символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник». – А.И.) будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека». Данная формулировка принадлежит основателю ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххабу.
Ваххабизм распространяет призывы, направленные на возбуждение религиозной вражды, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения. «Необходим Джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому, кто борется против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) так, чтобы исчезло всякое язычество (под «язычеством» понимается любая, необязательно религиозная, неваххабитская система идей и действий. – А.И.) и вся религия принадлежала бы Аллаху», – пишет Мухаммад Шакир аш-Шариф. По мнению ваххабитских улемов, должно караться смертью вероотступничество – переход из ислама в другую религию. «Убейте того, кто поменяет свою религию», – говорится в одной из ваххабитских книг.
За «вероотступничество» в ваххабизме полагается смерть. Речь идет не только о переходе из ислама в иную религию, но и о следовании, пусть одноразовом, в виде участия в голосовании или присутствия на партийном собрании, в каких-то неисламских процедурах или обрядах, так как это участие расценивается ваххабитами как перемена религии, ибо демократия (как и либерализм, коммунизм и проч.) трактуется ими как религия (дин).
Такфир предполагает обязательное действие – джихад, то есть насилие, вплоть до убийства тех, кто квалифицирован как «вероотступник»
Приведенные идеи абсолютно ясны по своему содержанию, смыслу и имеют цель мотивировать читателя (предполагается: мусульманина) на ограничение свободы совести мусульман и немусульман – вплоть до самых крайних форм физического насилия. Подобные призывы подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (например, под ст. 282) и статьи Закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Есть еще один, обычно остающийся незаметным аспект проблемы. Распространение в России ваххабизма с его проповедью религиозной нетерпимости, религиозно мотивированного терроризма, джихада – все это привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против российских граждан – «этнических мусульман». Какая реакция может возникать у православного, иудея, неверующего при чтении антихристианских, антииудейских, антилиберальных, антикоммунистических пассажей в ваххабитских произведениях, например, таких: «Джихад означает борьбу за то, чтобы слово Аллаха было превыше всего, чтобы на земле была только одна власть – власть ислама».
Исламофобия – это боязнь ислама. И именно страх перед мусульманами, страх перед исламом стал характерен для некоторой части российского общества, хотя в который раз повторим: если уж чего-то страшиться, то самого ваххабизма.
В течение всего периода распространения ваххабизма в России мусульмане оказывали ему активное сопротивление. Ваххабизм два раза запрещали в Чечне (в 1997 и 2001 годы) и по одному разу в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В Дагестане был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (1999 год). В разных регионах России Духовные управления мусульман стали публиковать списки литературы, не рекомендуемой к прочтению мусульманами, куда входили ваххабитские книги и брошюры с вполне «исламскими» названиями вроде «Основы исламского вероучения».
Федеральные органы власти России поддерживают инициативы гражданского общества. Министерство юстиции РФ публикует федеральный список экстремистских материалов, в котором немалое количество позиций занимают ваххабитские сочинения. Все эти действия нужно рассматривать как направленные на защиту прав и свобод российских граждан от идеологии и практики маргинальных групп, покушающихся на эти права, в частности на свободу совести
Запретительная деятельность в отношении ваххабизма сочетается с поощрением «традиционного ислама»: развитием исламской инфраструктуры (строительство мечетей, обустройство мусульманских кладбищ, создание сети средних и высших религиозных учебных заведений с выдачей дипломов государственного образца и т.п.), организацией и частичным финансированием паломничества (хаджа) в Мекку, публикацией исламской литературы распространенных в России направлений ислама – ханафитского и шафиитского. И в богатой палитре российских «фрагментов» ислама есть группы «единобожников» (араб. «муваххидун»), которых называют ваххабитами. Вполне вероятно, что когда-то и их станут называть традиционными мусульманами.
Информация о работе Анализ понятий «свобода совести» и « свобода вероисповедания»