Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:21, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Совершенствование деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, разработка приемов и средств, используемых в собирании и исследовании вещественных доказательств, невозможны без глубокого изучения методологических проблем криминалистики и вопросов теории доказывания. Разработка методологических проблем позволяют улучшать практику борьбы с преступностью, повышать научный уровень тактических приёмов оперативно-розыскной и следственной деятельности и расширять возможности криминалистических исследований различных объектов в целях получения доказательств по конкретным делам.
Введение
с.3
Глава 1. Основы учения о вещественных доказательствах в криминалистике
с.5
§1. Понятие вещественных доказательств
с.5
§2.Система вещественных источников доказательственной информации
с.13
§3.Информационная структура вещественных доказательств
с.28
Глава 2. Криминалистическое значение вещественных доказательств
с.37
§1.Материальные следы как источник формирования вещественных доказательств
с.37
§2.Достоверность информационного содержания вещественных доказательств
с.47
§3. Значение вещественных доказательств в формировании информации о преступлении
с.54
§4.Использование технико-криминалистических средств
при собирании и исследовании вещественных доказательств
с.63
Заключение
с.72
Список использованных источников
Определенное внимание в науке уделяется выяснению процессуально-правовой природы таких материальных следов, как различные изменения положения или места нахождения объектов. Носителями этих изменений являются либо такие предметы, как стол, стул, шкаф и т.д. (движимые), либо такие объекты, как пол, стены, участки местности (недвижимые). Как носители материальных следов изменения положения или места нахождения предметов эти объекты (стол, стены и пр.) в качестве вещественных доказательств не изымаются. Их заместителями в доказывании признаются фотоснимки, киноленты и иные производные вещественные доказательства.
Рассматривая процессуально-правовую природу материальных следов-образцов, ученые обосновывают точку зрения о том, что следы-образцы, независимо от того, получены они при производстве отдельных следственных действий или в процессе экспертного исследования, являются вещественными доказательствами. В связи с этим предлагается закономерно мнение, что к числу всех других предметов, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела должны относится и образцы для сравнительного исследования.
В науке критикуется мнение о том, что образцы являются заменимыми вещественными доказательствами и поэтому не подлежат приобщению к уголовному делу. На практике речь может вестись не о замене одних образцов другими, что является нарушением законности, а лишь о дополнении их новыми образцами.
Разновидностью материальных следов-образцов могут быть не только структурные отображения одного объекта на другой, но и разрушения, изменения положения, места нахождения и состояния объектов, полученные экспериментальным путем, например, при производстве следственного эксперимента. Производные от этих следов-образцов фотоснимки, киноленты являются вещественными доказательствами.
Являются материальные следы доказательствами или источниками доказательств по делу? Этот вопрос разрешается отрицательно. Материальные следы, наделенные статусом вещественнного доказательства, относятся к объектам, изучение которых путем производства следственных действий или экспертизы приводит к появлению источников доказательств - процессуальных документов. Сами по себе материальные следы ни доказательствами (сведениями, фактическими данными), ни источниками этих доказательств (сведений, фактических данных) не являются.
Исследуя вопрос о том, с какого момента материальные следы и иные материальные объекты приобретают статус вещественного доказательства, закономерен вывод о том, что этим моментом является отражение материальных следов, предметов со следами, копий, слепков в процессуальных документах. Существующее в криминалистике мнение о том, что до вынесения постановления о приобщении к делу материальные объекты вещественными не являются, нельзя признать обоснованным. Любой объект, который, согласно процессуальным документам, изъят с места происшествия во время его осмотра, во время производства обыска или проведения иного следственного действия, является вещественным доказательством. Постановление о приобщении к делу выносится в отношении объектов, уже наделенных статусом вещественного доказательства, при условии, что в них содержится информация, имеющая отношение к расследуемому событию. Все остальные материальные объекты к моменту передачи дела в суд либо исключаются из числа вещественных доказательств мотивированным постановлением следователя в связи с тем, что в них не содержится полезной для дела информации, либо приобщаются к делу как источники информации, которая, с точки зрения следователя, является избыточной, но может быть использована по инициативе других участников процесса в целях проверки имеющихся доказательств.
Изложению информационной сущности материальных следов и отдельных их разновидностей предшествует исследование понятия информации вообще и понятия криминалистической информации – в частности.
Особенностью криминалистической информации является её направленность на раскрытие и расследование преступлений, а также на решение иных задач, связанных с предупреждением преступлений и искоренением преступности. В остальном криминалистическая информация, так же как и информация вообще, означает: а) объективное содержание материальной среды, в которой произошло расследуемое событие, и отдельных элементов этой среды; б) процесс передачи содержания окружающей среды, в которой произошло событие, и содержания отдельных элементов этой среды любому субъекту судебного исследования; в) знания, сведения, фактические данные об исследуемом событии.
Знания приобретаются человеком в результате его взаимодействия с внешней средой. С одной стороны – это природа, взаимодействие с которой называют «информационным взаимодействием, с другой – люди, общество, взаимодействие с которыми носит название «информационного общения». В связи с этим можно говорить о двух типах информации, обусловленных их источниками: 1 – информация вещная и 2 - информация знаковая. Источниками информации первого типа являются все объекты материального мира, включая физические тела (в том числе и тело человека), материальные процессы, явления и т.д. Источниками информации второго типа являются человек и созданные им для передачи сведения знаки. В зависимости от способа передачи знаковая информация делится на:
- информацию письменную (выражается в письменной форме);
- информацию графическую (выражается при помощи наглядных образов, не составляющих алфавитов);
- информацию звуковую (выражается при помощи звуков), в том числе информацию устную (выражается при помощи устной речи);
- информацию кодированную (выражается в виде сигналов различного характера, передаваемых по каналам связи – радио, проводник, световым и т.д.).
Криминалистическая информация в юридической литературе нередко называется судебной информацией. Однако термин судебная информация не охватывает собой объем и содержание информации, используемой в раскрытии и расследовании преступлений, а также всех форм получения информации.
В зависимости от формы получения криминалистическая информация делится на два вида: ориентирующую (оперативную) и процессуальную (доказательственную).
Процессуальной криминалистическая информация становится в том случае, если соблюдены два условия при ее получении: во-первых, если ее источники наделены статусом вещественного доказательства, свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и т.п.; во-вторых, если она получена с соблюдением законодательной формы - путем производства следственных действий или экспертизы - зафиксирована в виде сведений в соответствующих процессуальных документах.
Оперативной криминалистическая информация является при получении ее из любого источника, за исключением процессуальных документов. Это не означает, однако, что процессуальная (доказательственная) информация не может использоваться в оперативных целях.
Информационная сущность материальных следов обусловлена тем, что уже в силу своего объективного существования они являются источниками информации о своих собственных свойствах, о характере взаимодействия между объектами, в результате которого образовался материальный след, а также об отдельных свойствах следообразующего объекта.
Важнейшее значение при изучении материальных следов имеет установление изоморфизма (условно говоря - «одинаковости») между следом и соответствующей стороной образовавшего его объекта. На практике проявления изоморфизма широко используются в процессе экспертного исследования в целях установления объекта, оставившего след, для установления источника происхождения частей, частиц, для установления групповой принадлежности объектов, для установления преступников по признакам внешности и т.д. Во всех случаях проявления изоморфизма наиболее важным, существенным, закономерным для познания является следующее положение: одна изоморфная система всегда является источником информации о другой системе. Это значит, что при установлении связи между материальным следом и образовавшим его объектом любой из них, в зависимости от обстоятельств, может быть принят либо за источник информации об искомом объекте, либо за искомый объект.
Но всегда материальные следы характеризуются изоморфизмом по отношению к следообразующему объекту. Такими следами, например, являются изменения положения и места нахождения объектов, изменения агрегатного состояния объектов и отдельных их свойств. Тем не менее в любом из указанных материальных следов содержится информация о тех или иных свойствах следообразующего объекта, способствующая правильному расследованию событий.
Основными чертами материальных следов разрушений являются:
1. Следы разрушения могут содержать в себе информацию о механизме, силе воздействия следообразующего объекта и других фактах, имеющих значение для дела.
2. Во многих случаях разрушение объектов происходит одновременно с образованием на них структурных отображений воздействующего объекта.
3. При наличии следов разрушении имеется возможность реставрации (полной или неполной) целого из частей с целью установления происхождения части от бывшего ранее целого.
Любая отделенная от целого часть есть источник информации о том веществе, из которого состояло целое, а также может содержать информацию об особенностях рельефа поверхности бывшего ранее целого, об особенностях строения торцов смежных между собой частей и об особенностях организации внутренней структуры образовавшихся частей.
Частицы различного рода веществ являются результатом такого взаимодействия, при котором структурное отображение не возникает. Тем не менее между частицей вещества и каким-то объектом этого вещества существует отношение изоморфизма, благодаря которому возможно установление источника происхождения частиц, под которыми автор понимает не искусственно созданные хранилища (склады, цистерны, бочки, ящики, чернильницы, авторучки и т.д.), а то, «что дает начало чему-нибудь, откуда происходит что-нибудь». Установление же хранилищ по частицам веществ возможно только в том случае, если эти частицы приобрели свойства, имманентно присущие хранилищам.
Таким образом, материальные следы в зависимости от объема и качества содержащейся в них информации могут использоваться на практике для индивидуализации или установления групповой принадлежности следообразующего объекта, для суждения о свойствах последнего или об отдельных сторонах процесса взаимодействия.
Относительно объектов-следоносителей и следообразующих объектов делаются следующие выводы:
1. Носителями материальных следов может быть любой из взаимодействующих объектов, а также место, на котором происходило взаимодействие, и самые различные случайные объекты.
2. Количество объектов-следоносителей, как и количество следов, обусловливается характеров взаимодействия, особенностями взаимодействующих объектов и иными, нередко случайными, факторами.
3. Знание структуры свойств следообразующего объекта облегчает его индивидуализацию по той информации, которая содержится в материальном следе.
4. Один и тот же объект может образовать след и быть его носителем.
5. В одном материальном следе может содержаться информация о двух и более взаимодействующих объектах.
Материальные следы как источники информации о расследуемом событии являются одним из важнейших элементов предмета криминалистики, а потому должны отражаться в определении последней.
Материальные следы являются элементом предмета криминалистики - науки о закономерностях возникновения источников информации о происшедшем событии и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах обнаружения, фиксации, изъятия и исследования источников информации в целях получения доказательств по уголовным и гражданским делам.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий предметом изучения могут быть любые материальные следы, независимо от того, наделены они статусом вещественного доказательства, являются его «субстратом» или вообще не нашли отражения в процессуальных документах. Работник органа дознания не ограничен в выборе методов изучения материальных следов в целях получения оперативной (ориентирующей) информации, если эти методы не нарушают принципа законности.
Изучение материальных следов при производстве расследования, в отличие от оперативно-розыскной деятельности органов дознания, осуществляется либо в форме предварительного исследования, либо в процессуальной форме.
Предварительное исследование материальных следов следователем, по существу, не отличается от исследования материальных следов в процессе оперативно-розыскных мероприятий. Информация, полученная в результате предварительного исследования, имеет ориентирующее значение, не является процессуальной, используется следователем в планировании расследования, служит основанием для выдвижения версий и т.п.
Процессуальной формой изучения материальных следов является производство следственных действий. В связи с этим в науке обосновывается право следователя на самостоятельное исследование материальных следов и производство сравнения объектов между собой в целях получения доказательств по делу. Закон не запрещает следователю производить самостоятельное исследование материальных следов при производстве следственных действий, так же как и не обязывает его во всех без исключения случаях назначать экспертизу. Вывод следователя в результате проведенного им сравнения материальных следов, так же как и вывод эксперта, в соответствии с законом подвергается проверке, может оспариваться обвиняемым, защитником и другими лицами. С целью проверки выводов следователя может быть назначена экспертиза.
Следует отметить, также, что в основное внимание в современной науке обращается на необходимость дальнейшего усовершенствования имеющихся и на создание новых методик исследования таких материальных следов, информационные возможности которых еще недостаточно выяснены. К этим следам, в частности, относятся следы перчаток и следы ножовочных полотен на металлических предметах.
§2. Достоверность информационного содержания вещественных доказательств
Успешной реализации познавательной, конструктивной и коммуникативной функций научного исследования, способствует четкая интерпретация используемого понятийного аппарата. Решение этой задачи является одним из условий продуктивного информационного взаимодействия коммуникаторов, исключения споров о терминах, обусловленных неоднозначностью содержания, которые различные ученые и практики вкладывают в одни и те же понятия, трактуемые по-разному. В первую очередь это касается основных (ключевых, базовых) понятий.
В теории и практике проверки достоверности уголовно-релевантной информации выделяются три таких понятия: 1) уголовно-релевантная информация; 2) достоверность уголовно-релевантной информации; 3) проверка достоверности уголовно-релевантной информации.