Вещественные доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:21, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, разработка приемов и средств, используемых в собирании и исследовании вещественных доказательств, невозможны без глубокого изучения методологических проблем криминалистики и вопросов теории доказывания. Разработка методологических проблем позволяют улучшать практику борьбы с преступностью, повышать научный уровень тактических приёмов оперативно-розыскной и следственной деятельности и расширять возможности криминалистических исследований различных объектов в целях получения доказательств по конкретным делам.

Содержание

Введение
с.3
Глава 1. Основы учения о вещественных доказательствах в криминалистике

с.5
§1. Понятие вещественных доказательств
с.5
§2.Система вещественных источников доказательственной информации

с.13
§3.Информационная структура вещественных доказательств

с.28
Глава 2. Криминалистическое значение вещественных доказательств

с.37
§1.Материальные следы как источник формирования вещественных доказательств

с.37
§2.Достоверность информационного содержания вещественных доказательств

с.47
§3. Значение вещественных доказательств в формировании информации о преступлении
с.54
§4.Использование технико-криминалистических средств
при собирании и исследовании вещественных доказательств

с.63
Заключение
с.72
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Vestchdoc.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

Собственные свойства объекта исследуются непосредственно методами осмотра, эксперимента, сравнения, прямого приборного анализа и т. д. Результаты непосредственного предметно-чувственного восприятия, будучи зафиксированы в протоколе следственного действия, являются исходными фактическими данными « доказательствами.

Отраженные свойства могут исследоваться только опосредованно, т. е. на основе информации, содержащейся в следах-отображениях. В структуре познавательного процесса в этом случае между субъектом познания и объектом, отраженным в следе, находится отображение (след). В этом случае методами непосредственного предметно-чувственного восприятия могут быть исследованы только свойства следоносителя, но не отображенного объекта.

Познание объекта по отображению существенно отличается от непосредственного познания. Исследователь в этом случае имеет дело с информацией в форме естественного кода, а декодирование осуществляется путем исследования механизма отображения и преобразования информационного сигнала.

Поскольку объект и его материально-фиксированное отображение находятся в отношении изоморфизма («одинаковости», «тождества»), след содержит объективную информацию об отображенном объекте, и она может быть декодирована с применением точных научно-технических средств и методов. Это обстоятельство имеет существенное значение для оценки достоверности данных, полученных в результате научно-технического исследования вещественных доказательств. Однако полученные во всех случаях исследования следов-отображений сведения об объекте будут представлять не его непосредственное отражение, а его информационную модель.

Рассматриваемую классификацию не следует смешивать с классификацией источников доказательств на первоначальные и производные, так как они осуществляются по разным основаниям. Так, след-отображение, найденный на месте происшествия, содержит информацию о другом, стороннем объекте, но в условиях расследования является первоначальным источником в отличие от изготовленных с него слепков и фотоснимков, которые будут производными источниками.

1. Происхождение свойств.

Для определения методов и направления исследования весьма существенны условия возникновения и механизмы формирования свойств источника, используемых в качестве информационного поля. В соответствии с этим принципом выделяются свойства: исходного генотипа, приобретенные, специально измененные и ситуационные.

Свойства исходного генотипа подразделяются на природные и технологические. В первом случае должны быть привлечены специальные знания из области биологии, во втором « из технологии соответствующих производств. Ряд источников требует привлечения тех и других. Так, при исследовании волокон одежды один и тот же предмет одежды может содержать природные (шерсть, хлопок) и синтетические (вискоза, полистирол) волокна. При этом природные волокна могут быть подвергнуты специальной обработке и приобрести ряд новых свойств.

Приобретенные свойства источника возникают на протяжении «жизни» вещи под воздействием процессов старения, эксплуатации, ремонта, условий хранения и др. Правильная интерпретация этих свойств требует от исследователя знания «послужного списка» и «биографии» вещи.

Специально измененные свойства вещи возникают в результате процессов, не предусмотренных генетической программой или прямым назначением вещи. Таковы патологии и искусственные вмешательства в развитие биологических объектов, например направленные пластические операции, специальные приспособления предметов, например огнестрельного или холодного оружия, маскировка и переделка похищенного и т. д. Распознавание подобных изменений требует специальных знаний способов совершения и сокрытия преступлений, а также из области криминалистической экспертизы соответствующих объектов.

Ситуационные свойства источников возникают или актуализируются при взаимодействии объектов в механизме расследуемого события (взрыв, пожар, взлом, дорожно-транспортное происшествие и др.). Способом их распознавания и декодирования является информационное моделирование механизма расследуемого события.

2. Природа свойств.  

 Данная классификация  имеет наибольшее методическое  значение в формировании предметных  экспертных методик и структур  судебно-экспертных учреждений. 

По природе составляющих их свойств информационные поля подразделяются на три основные группы:

1) внешнего строения;

2) субстанциональные;

3) функционально-динамические.

Свойства внешнего строения включают параметры размеров, формы, пропорций, соотношения частей и внешне выраженных особенностей объектов. Эта информация составляет основу трасологических, баллистических исследований, технико-криминалистических исследований печатей, штампов, знакопечатающих устройств, криминалистического исследования внешности человека.

Свойства внешнего строения следует отличать от «морфологии», которая представляет общее учение о форме, охватывающее также форму элементов и систем внутреннего строения (сравните, например, цитологию, гистологию, кристаллографию).

Субстанциональное информационное поле включает характеристики состава и структуры вещества источника, актуализирующиеся при разделении объектов или отделении частиц вещества.

Состав исследуется в качественном (набор компонентов) и количественном (абсолютное и относительное содержание каждого компонента) отношении. Анализ состава осуществляется на атомарном, молекулярном и фракционном уровне. Структура изучается на ионном, кристаллическом и энергетическом уровне. При исследовании органических объектов анализируется цитологическая, гистологическая и анатомическая структура объекта.

Каждая из рассматриваемых систем свойств образует самостоятельное информационное поле и требует применения специальных методов анализа и привлечения соответствующих специалистов. Наиболее актуальны эти методы при исследовании металлов, стекла, керамики, горюче-смазочных веществ и нефтепродуктов, полимеров, наркотиков, ядов, химфармпрепаратов, почвенных наложений, частей выделений и отделений человеческого тела.

Функционально-динамическое информационное поле характеризует собственные психофизиологические навыки живых лиц и параметры производственных комплексов. Первые выступают как объекты распознавания и идентификации, вторые « как искомые источники происхождения сравниваемых вещественных доказательств. Широкое распространение изделий массового промышленного и кустарного производства делает эти исследования весьма актуальными как при расследовании уголовных дел, так и при рассмотрении гражданских и арбитражных споров.

Навыки живых лиц могут быть природными (ходьба, речь, осанка, мимика и др.), бытовыми (одевание, прием пищи и др.), специально выработанными (письмо, игра на музыкальных инструментах, профессиональные навыки) и преступными (устойчивые способы совершения преступлений).

Свойства каждого из этих навыков составляют самостоятельное информационное поле при решении задач распознавания, идентификации и других задач доказывания.

Функционально-динамическое информационное поле промышленных и кустарных производств составляют параметры управляемых технологических процессов, регулируемых специальными техническими нормами (ГОСТами, ТУ, сертификатами и др.). Источник происхождения в этих случаях идентифицируется как по данным соответствующей технологической документации, так и по фактическому составу промышленной технологии, отображаемому в эталонах и образцах промышленной продукции.

Технологическое информационное поле чаще всего является предметом исследования в криминалистической экспертизе материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), когда выясняется производственное происхождение свинцовых сплавов, фарных рассеивателей, керамических изделий, нефтепродуктов, строительных и других материалов и изделий. Эти вопросы возникают и при исследовании бумаги, красителей, клеящих веществ, пишущих машин и принтеров в экспертизе документов, а также в других видах экспертных исследований.

В зависимости от обстоятельств дела результаты исследования могут иметь различное доказательственное значение, чаще всего устанавливается классификационная группа изделия по требованиям ГОСТов или ТУ. Может быть установлен конкретный завод-изготовитель, реже устанавливается конкретная партия выпуска продукции, еще реже идентифицируется конкретная машина (агрегат), на которой было изготовлено исследуемое изделие.

3. Энергетический уровень  взаимодействия.

Энергетическое информационное поле проявляется и исследуется на трех уровнях:

1) информационного сигнала;

2) механизма следообразования;

3) механизма события. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Глава 2. Криминалистическое значение         

вещественных доказательств  

 

§1. Материальные следы как источник формирования вещественных доказательств  

 

В криминалистической литературе отмечается, что, несмотря на то, что в основе «материально-фиксированных отображений», как и в основе «чувственных» отображений, лежат материальные процессы и вызванные ими материальные изменения, природа чувственных отображений, закономерности их возникновения никогда не были непосредственными объектами исследования криминалистики. Криминалистику «чувственные» отображения (или, как их называют физиологи, «памятные следы», «энграммы памяти») интересуют постольку, поскольку они лежат в основе формирования таких психических свойств личности, как память, навыки, черты характера, волевые качества и другие, способные проявляться в результате взаимодействия человека с окружающей средой в различных изменениях последней. Поэтому термин «материальные следы» используется для обозначения различных внешних изменений материальной среды.

Материальным следом  в криминалистике является любое изменение материальной среды как результат отражения при взаимодействии между объектами, содержащее информацию о расследуемом событии. В связи с тем, что понятие отражения вообще означает не только способность материальных тел воспроизводить свои структурные особенности на других объектах, но и способность разрушаться под воздействием других тел, изменять свое положение и местонахождение, изменять свое агрегатное состояние и отдельные свойства, отделять частицы при разрушении и т.д., можно предложить следующую классификацию материальных следов – источников информации о расследуемом событии:

- структурные отображения;

- изменения положения и места  нахождения объектов;

- изменения агрегатного состояния объектов и отдельных свойств;

- разрушения объектов;

- клочки, осколки и т.п., отделенные  от целостных образований при  разрушении; частицы вещества, отделенные  от какого-либо объема вещества.

Данная классификация не является исчерпывающей: при необходимости она может быть дополнена новыми видами материальных следов. Кроме того, каждый её вид может быть подвергнут дальнейшему делению на подвиды, при котором новые виды (подвиды), уменьшаясь в объеме, сохраняют содержание (признак) общего понятия материальных следов. Например, классификация структурных отображений может выглядеть следующим образом:

- структурные отображения рельефа  поверхности;

- структурные отображения двигательных  навыков;

- структурные отображения признаков  внешности на фотокарточках;

- и т.д.

Предложенные в определение понятия и классификация материальных следов основаны на изучении существующих в криминалистике представлений о следах в «узком» и «широком» смыслах и анализе содержащихся в них признаков с позиций современного учения о взаимодействии между объектами; об отражении, которое проявляется при взаимодействии как односторонне направленный процесс; о понятии результатов взаимодействия и отражения.

Определение материальных следов как различного рода изменений в результате отражения при взаимодействии между объектами является общим, приемлемым не только для криминалистики, но и для любой иной науки, имеющей дело с материальными следами. Любую науку, в том числе и криминалистику, интересуют не все материальные следы, а лишь те из них, в которых содержится информация, относящаяся к предмету данной науки. Таким образом, специфическим в определении материальных следов в криминалистике является указание на информацию, которая может быть использована в расследовании происшедшего события. 

Процессуально-правовое значение материальный след приобретает в том случае, когда закон наделяет его и именно его, в отличие от других подобных следов, статусом вещественного доказательства.

Веществами доказательствами могут стать только так называемые отделимые материальные следы. К ним относятся части разрушенного целого, в том числе частицы различного рода веществ: выделения из биологических источников (кровь, сперма, слюна и др.), частицы химических веществ. Отделимые материальные следы в связи с особенностями их внутренних свойств невозможно заменить копией.

В большинстве случаев материальные следы невозможно отделить от объекта-следоносителя. Такими следами являются, например, следы пальцев на стекле и иных поверхностях следы обуви, письменные знаки на бумаге, следы зубов на теле потерпевшего, кровоподтеки и т.п. Эти следы изымаются либо вместе с объектом-следоносителем, либо с частью его, либо с них изготавливаются копии, слепки, фотоснимки. Неотделимые следы рассматриваются в работе как отличительный признак, как «субстрат» вещественного доказательства.

Понятие производного доказательства рассматривается как родовое по отношению к копиям, слепкам, фотоснимкам. Таким образом, процессуальная природа и значимость вещественных доказательств независимо от того, являются они производными или нет, одна и та же.

Информация о работе Вещественные доказательства