Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:48, реферат
Первый период президентства Бориса Ельцина прошел под знаком конституционной и гражданской борьбы между законодательной и исполнительной властью. Это обстоятельство напрямую повлияло на всю сферу политической жизни, в том числе и внешней политики. Начиная с октября 1989 года, действовавшая тогда Конституция 1978 года неоднократно дополнялась и корректировалась, но сохраняла силу вплоть до декабря 1993 года. Верховный Совет, затем Съезд народных депутатов неоднократно пытались взять под контроль внешнюю политику страны.
Однако Б.Н.Ельцину удалось держать контроль над внешнеполитическим курсом в своих руках. Его доверенным лицом стал Андрей Козырев. Он был ближайшим советником бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе. По его рекомендации в октябре 1990 года он возглавил МИД РСФСР. Возглавлявший прежде второстепенное министерство РСФСР, А. Козырев, благодаря доверию Бориса Ельцина, был в короткий срок наделен широкими полномочиями.
В 2006 году Президент внес коррективы в трактовку внешнеполитических целей и задач. Можно отметить три новые позиции. Во-первых, значительно усилилась военно-оборонительная риторика и внимание к проблемам национальной безопасности. Была выдвинута задача кардинальной модернизации российской армии. В послании 2006 года уже отчетливо проступает озабоченность безопасностью страны: «Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства, для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии». Повышенное внимание к задаче восстановления военно-промышленного комплекса, подорванного в 1990-е годы, В. Путин проявлял и раньше. Уже с начала 2000-го года государство стало выделять существенные средства на оборону. Но тревожные интонации стали проявляться после 2005 года, когда на постсоветском пространстве разразилась серия «цветных революций». США и ЕС оказывали демонстративную поддержку «новым демократиям», которые возглавили выдвинутые ими ставленники. Сразу же стоит отметить, что политический поворот Украины, Грузии, Молдавии осуществлялся в контексте довольно агрессивной антироссийской риторики.
Кремль воспринял эту ситуацию как «вызов» стратегической стабильности региона, имеющего ключевое значение для российской политики, как «вызов» политической стабильности внутри России. Столь жесткое проявление конкурентных интересов со стороны «стратегического партнера», каким до недавнего времени являлся Евросоюз для России, заставило высшее руководство страны пересмотреть приоритеты в отношении Запада, а также выдвинутых им новых политических сил, пришедших к власти на волне протестных движений 2004-2005 гг. Со времени второго президентского срока В.Путина все отчетливее стала звучать мысль о том, что Россия не стремится к европейской интеграции. Она видит себя независимым политическим и экономическим субъектом.
Наряду с задачами формирования инновационной среды, создания технопарков, технико-внедренческих зон, была поставлена задача повышения оснащенности стратегических ядерных сил, поскольку они остаются «одной из самых существенных гарантий прочного мира».
Во-вторых, на официальном уровне стал использоваться достаточно резкий тон в оценке внешней политики США: «Но это значит, что и мы с вами должны строить свой дом, свой собственный дом крепким и надежным. Потому что мы же видим, что в мире происходит. Но мы же это видим. Как говорится, «товарищ волк знает, кого кушает». Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается».
Наконец, была дана взвешенная оценка процессов в СНГ. Признавая приоритетный характер этого направления, Президент внес определенные коррективы в понимании целей и задач интеграции на постсоветском пространстве. Содружество сыграло позитивную роль в становлении партнерских отношений между новыми государствами. Из его опыта выросло несколько продуктивных инициатив, как Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭс, Единое экономическое пространство, а также Организации Договора коллективной безопасности. Но теперь руководство России не склонно было преувеличивать масштаб интеграционных проектов и центростремительных тенденций в СНГ. Эффект возможен в тех случаях, когда совпадают прагматичные интересы участвующих сторон. Экономический прагматизм и целесообразность должны были стать основой платформы новых партнерских отношений в СНГ.
Последующие послания 2007-2008 гг. развивали идеи прагматичной политики, которая должна обеспечить условия для технического и экономического рывка страны в энергетике, коммуникациях, космосе, авиастроении. Задачи гармонизации всех векторов внешней политики тесно увязывалась с внутренними потребностями страны. Важнейшие факторы путинского курса - политическая и стратегическая стабильность при определяющей роли государства.
Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.
Безусловно, главным событием периода правления Медведева стал военный конфликт в 2008 году - «пятидневная война» с Грузией. Это стало первой интеграцией российских военных сил в другую страну с 1979 года. В то же время, с Абхазией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения после их одностороннего признания независимости. Запад отнесся к таким действиям негативно, но серьезных санкций не предпринял.
Однако внешняя политика Медведева была полна и недочетов. Выиграв горячую войну с Грузией, Россия уступила ей в информационном противостоянии. В отношениях с изначально «пророссийским» президентом Виктором Януковичем Кремль допустил конфликта из-за газа, повернув интерес Украины в сторону Европы. В отношении Востока Россия позволила себе мягкость и получила, как финансовые, так и политические потери (в Иране, Ливии и Сирии).
В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.
Основные международные документы, подписанные Дмитрием Анатольевичем Медведевым:
«Доктрина Медведева»
31 августа 2008 года
Д. А. Медведев огласил «пять
12 июля 2010 года Д.
А. Медведев заявил, что главная
цель внешней политики — «
Война в Южной Осетии
8 августа 2008 года
Грузия начала
Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода российских войск в иностранное государство.
Отношения с США
Obama and Medvedev sign Prague Treaty 2010
6-8 июля 2009 г. Дмитрий
Медведев проводил переговоры
с Бараком Обамой во время
его официального рабочего
В сентябре 2009 г. администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России, обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 г. Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу». Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 г., и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области.
8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США.» Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений»[11].
Отношения с Китаем
В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов США[12]. Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем.
Отношения с Евросоюзом
В ноябре 2010 года Д. А. Медведев заявил, что одной из целей в отношениях России с Евросоюзом является введение безвизового режима.
Политика на Ближнем Востоке
Россия активно высказывается по поводу путей урегулирования арабо-израильского конфликта. Так, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что Россия поддерживает идею создания Палестинского Государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
На заседании Совета безопасности РФ 15 февраля Владимир Путин представил обновленную концепцию российской внешней политики. По словам президента, в документе учтены произошедший в мире изменения, в частности «мировой финансово-экономический кризис... перераспределение баланса сил в мировых делах, резкое усиление турбулентности в районе Ближнего Востока и Северной Африки, повышение значимости культурно-цивилизационного измерения конкуренции в мире». Согласно концепции, Запад более не способен «доминировать в мировой экономике и политике». Более того, мир переживает переходный период, во время которого происходит формирование «полицентричной международной системы», которая открывает возможности для новых экономических и финансовых систем, новых формирований коллективной безопасности и перемен в политическом развитии. Этот период дает возможность создания «мягких форм участия во многих односторонних структурах с целью эффективных попыток исправить ошибки Запада». «Россия и далее будет проводить активную конструктивную линию в международных делах, – сказал Путин. – Ее вес и авторитет в мире будут укрепляться».
По данным российских СМИ, этот документ лежал на столе у Путина с конца ноября. Возможно, он отложил подписание концепции, поскольку хотел усилить ее положения, особенно в ответ на принятый в США «закон Магнитского».
Согласно концепции, Россия будет продвигать свои интересы через так называемую мягкую силу. Москва надеется создать «объективный образ» страны и улучшить «информационную поддержку» своей внешней политики. Для достижения этой цели документ предлагает использовать новые технологии, а также потенциал многомиллионной российской диаспоры за границей. Россотрудничество впервые названо организацией, обеспечивающей развитие и реализацию российской внешней политики. Кроме расширения связей с диаспорой усилия Кремля будут нацелены на развитие центров российской науки и культуры за границей, работающих с иностранной молодежью и популяризирующих русский язык.
Россотрудничество впервые названо организацией, обеспечивающей развитие и реализацию российской внешней политики
Обновленная концепция внешней политики отражает альтернативный взгляд на международные отношения и представляет собой модель исключительно российского политического развития. Почти забыта тема «модернизации России через дипломатию» – популярная фраза в период президентства Дмитрия Медведева, которая предполагала интеграцию России с Западом. Теперь же, наоборот, Россия должна играть «особую» роль балансирующей силы в международных отношениях и в развитии «мировой цивилизации». Особенно важно, что документ смещает фокус российского внешнеполитического внимания на восток. Концепция называет наивысшим приоритетом интеграцию на постсоветском пространстве, уделяя особое внимание СНГ, Таможенному союзу, будущему Евразийскому экономическому союзу, Организации Договора о коллективной безопасности и углублению отношений с Украиной. Связи с НАТО и Евросоюзом остаются приоритетом – хотя больший акцент делается на конкретных вопросах, таких как безвизовый режим, а также на связях с европейскими газовыми покупателями России: Германией, Францией, Италией и Нидерландами.