Золотое правило нравственности и его духовный смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 12:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы – рассмотреть сущность дефиниции «золотое правило нравственности» и предложить возможные способы формирования данного понятия у младших школьников. Для этого мы проанализируем историю становления понятия «золотое правило нравственности» и рассмотрим различные подходы его интерпретации в философско-этическом аспекте и с точки зрения методики формирования данного понятия у младших школьников. Именно поэтому работы имеет две главы. Первая имеет теоретическую направленность, а вторая – практическую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ «ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ» И ЕГО ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ
1.1. Понятие «золотое правило нравственности», его суть и становление
1.2. Парадоксальность существования «золотого правила нравственности»
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ НРАВСТВЕННОСТИ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Основные задачи, формы и методы формирования понятия о «Золотом правиле нравственности» у учащихся начальных классов
2.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока по теме «Золотое правило нравственности»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по ОРКСЭ.docx

— 67.58 Кб (Скачать документ)

 

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АРСЕНАЛ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации)

«Методика преподавания ОРКСЭ»

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

Золотое правило нравственности и

его духовный смысл

 

 

выполнила:

Ерёмина Елена Анатольевна, кандидат философских наук, учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалыма

 

научный руководитель:

Гогиберидзе Георгий Меджидович, доктор педагогических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

Оглавление

 

 

введение

 

3

Глава 1. Философско-этическое обоснование сущности «золотого правила нравственности» и его духовный смысл

 

 

5

1.1. Понятие «золотое правило  нравственности», его суть и становление

 

5

1.2. Парадоксальность существования  «золотого правила нравственности»

 

12

Глава 2. Методика формирования понятия о «золотом правиле нравственности» у младших школьников

 

18

2.1. Основные задачи, формы и методы формирования понятия о «Золотом правиле нравственности» у учащихся начальных классов 

 

18

2.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока по теме «Золотое правило нравственности»

 

20

заключение

25

литература

26


 

 

введение

 

На современном этапе своего развития общество выдвигает новые требования не только к решению вопросов, связанных с повышением качества образования, но и в большей степени решению проблемы духовного развития личности.  Сам процесс образования сегодня понимается уже не только как процесс усвоения определенной системы знаний, но в большей мере процесс развития личности. Такое личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам ученик, его мотивы, его цели, его личностные интересы. Именно начальная школа является тем звеном, которое и должно обеспечить целостное развитие личности ребенка. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать любовь к Отечеству, своему народу, его языку, природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. Именно поэтому введение школьного курса ОРКиСЭ в начальной школе является своевременным и целесообразным. Данный курс несет в себе большой воспитательный потенциал. Он открывает позитивные возможности развития личностных, предметных и метапредметных компетенций каждого ребенка.

К сожалению, в последнее время в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности отходят на второй план, все большую значимость приобретают ценности материальные. И курс Основ религиозных культур и светской этики в данном случае может способствовать существенному воздействию на  становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Это в значительной мере касается модуля «Основы светской этики». Важным моментом, на наш взгляд, при подготовке уроков данного модуля глубокое понимание этической проблематики самим учителем и умение в доступной форме донести необходимый объем знаний учащимся.

Цель выпускной работы – рассмотреть сущность дефиниции «золотое правило нравственности» и предложить возможные способы формирования данного понятия у младших школьников. Для  этого мы проанализируем историю становления понятия «золотое правило нравственности» и рассмотрим различные подходы его интерпретации в философско-этическом аспекте и с точки зрения методики формирования данного понятия у младших школьников. Именно поэтому работы имеет две главы. Первая имеет теоретическую направленность, а вторая – практическую.

Раскрывая сущность дефиниции «золотое правило нравственности» и его духовный смысл, мы обратились к работам отечественных этиков Р.Г. Апресяна, А.П. Воеводина, А.А. Гусейнова, Л.Н. Столовича и др. При выборе методов и форм организации учебного процесса по формированию данного понятия у младших школьников мы учитывали рекомендации Б.Х. Бгажнокова, О.В. Воскресенского, А.В. Глоцер,  А.Я. Данилюка и др.

 

 

 

 

Глава 1. Философско-этическое обоснование

сущности «золотого правила нравственности»

и его духовный смысл

 

 

    1. Понятие «золотое правило нравственности», его суть и становление

«Золотое правило нравственности» выступает сегодня одним из ключевых в современной гуманистической этике. Сформированное вXVII веке, оно имеет глубинные связи с предыдущими и последующими эпохами, находит свое отражение в разных культурах и философских течениях.

В чем же суть данного правила, как оно понималось раньше и как его понимают сейчас? Вот вопросы, ответы на которые помогут нам сформулировать понятие «золотое правило нравственности» и раскрыть его духовный смысл.

Золотое правило, по мнению А.А. Гуссейнова, есть формула поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности1. Самым древним упоминанием золотого правила считается «Поучения писца Ахикара». Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705-681 до н. э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». По-видимому, к тому же источнику восходит то место в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, дядя Ахикара, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов 4, 15).В сочинении Конфуция (552-479 до н.э.) «Лунь Юй» (XV, 24) мы читаем: «ЦзыГун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Это слово – снисхождение (в других переводах – «взаимность», «забота о людях», «великодушие», «сострадание»). Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

В знаменитом памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (V в. до н.э.) легендарный носитель мудрости Бхишма перед смертью наставляет: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» (Кн. XII, гл. 260). Одно из изречений Будды ( VI-V вв. до н. э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, XII, 159).

Древнеиудейские тексты содержат рассказ о нетерпеливом юноше, который готов был принять веру при условии, что ему изложит содержание Торы столь компактно, чтобы он мог прослушать его, стоя на одной ноге. Когда он пришел с этим к Хилелу, тот ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора. Остальное – комментарии» (Schab 31 А).

Один из хадисов пророка Мухаммеда (тринадцатый в собрании аль-Бухари) гласит: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (перевод В.М. Нирша). «Не уверует», согласно общепринятому, идущему от Ибн Хаджар аль-Аскалани комментарию, означает, что вера не будет совершенной. Следовательно, поведение в логике золотого правила рассматривается как один из признаков совершенного мусульманина.

Следующие примеры подтверждают это. Следует ли придерживаться нормы, согласно которой кому-то из наследников можно завещать до одной трети наследства, в тех случаях, когда следование ей из-за незначительности наследства обречет на бедность других наследников, на долю которых останутся две трети? Ответ: не следует, ибо сказано… Если человек в хозяйственных делах вступает, сам того не зная, в отношения с кем-то, кто является банкротом, и тебе данный факт стал известным, то должен ли ты предупредить его об этом? Ответ: должен точно так же, как тебя бы предупредил человек, если бы ты сам того не зная, отправился в путешествие с путником, намеревающимся задушить тебя, ибо сказано… Следует ли учителю относиться к ученику терпеливо, заботливо, как он относился бы к сыну? Ответ: следует, ибо сказано… Во всех этих случаях в качестве общего нравственного основания правильных решений идет ссылка на упомянутый хадис2.

Золотое правило представлено также в ранних памятниках европейской культуры. Оно восходит к двум из Семи мудрецов (VII-VI в. до н.э.) – Питтаку («Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»)3 и Фалесу (на вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая? Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других»)4. В «Истории» (III, 142) Геродота (V в. до н.э.) Меандрий, правивший Сомосом по воле тирана Поликрата, после смерти последнего решил передать власть народу, руководствуясь следующим аргументом: «Я сам ни за что не стану делать того, что порицаю в моем ближнем. Я ведь не одобрял владычества Поликрата над людьми, равными ему…». В античной философско-моралистической литературе золотое правило считается естественной и самоочевидной установкой этического благоразумия и в этом качестве его упоминают Аристотель («Риторика», II, 6), Сенека («Нравственные письма к Люцилию», 94, 43) и др. авторы.

Самую развернутую его формулировку мы находим в Евангелиях от Матфея и Луки: «Итак, во всем как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф 7, 2); «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними» (Лк 6, 31). Эти формулировки, резюмировавшие основной смысл этического учения Иисуса, изложенную в Нагорной проповеди, предопределили важное место золотого правила в истории европейской философии и культуры. Оно прочно вошло в общественное сознание, став своего рода общим местом, почти синонимом нравственности. Оно стало также одной из заметных тем этики, в особенности средневековой и Нового времени. В средневековой этике (Августин, Фома Аквинский и др.) оно рассматривалось в контексте заповеди любви в качестве посредствующего звена между христианским моральным учением и естественной нравственностью. В Новое время (Гоббс, Лейбниц и др.) философы видели в нем главным образом принцип естественного права.

При рассмотрении генезиса и первых свидетельств о золотом правиле нравственности А.А. Гусейнов указывает на три позиции, вызывающие удивление. Во-первых, разными мыслителями, оно формулируется схожим, практически одинаковым образом. Во-вторых, возникшее на заре цивилизации, в середине первого тысячелетия до нашей эры, оно характеризуется широким общечеловеческим кругозором, некой, можно сказать, гуманистической завершенностью, к которой нечего прибавить даже в нашу глобализирующуюся эпоху. В-третьих, оно возникает приблизительно в одно и то же время в разных культурах, связь между которыми на том этапе маловероятна и во всяком случае надежно не удостоверена5. Чем же объясняется такое совпадение формулировок золотого правила нравственности в разных культурах и в разные времена? Связано это, прежде всего, с элементарностью золотого правила. Оно элементарно не только в смысле простоты, очевидности, но и в том значении, в каком об элементах (стихиях) говорили ранние философы, понимая под ними первоосновы бытия. Золотое правило – первооснова духовно-практической жизни и в этом качестве оно представляет собой истину, которая как бы светится изнутри и дается в готовом виде. Что касается гуманистической завершенности золотого правила, то здесь можно предложить следующее объяснение. Общественные идеалы и гуманитарные стратегии конструируются по преимуществу и как правило от противного. Их историческая устойчивость, вдохновляющая сила и ценность определяются не тем, что они глубоко проникают в будущее и воспроизводят его адекватную картину (как раз в этом отношении, в своих позитивных программах, они оказываются безжизненными утопиями), а тем, что они порывают с прошлым, точно обозначая линии разрыва с ним. Их сила не в прозорливости, а в революционности. Они задают общую критическую диспозицию по отношению к реальности. Золотое правило в свернутом виде содержит этическую стратегию поведения, сформулированную по контрасту и в противовес нравственным устоям первобытного, доцивилизационного (родоплеменного, кланового) строя жизни, который держался на двух фундаментальных принципах: а) изначальном, безусловном разделении людей на «своих» и «чужих»; б) коллективной ответственности индивидов в пределах родовой общности. Золотое правило задает нравственную перспективу, в которой радикальным образом снимается оба этих принципа. По контрасту с ними а) формулируется равенство людей независимо от какой бы то ни было их групповой принадлежности и б) утверждается принцип индивидуальной ответственности поведения.Одновременное появление золотого правила в разных культурах объясняется типологическим сходством эпох, которые переживали эти культуры.

Сам термин «золотое правило» возникает сравнительно поздно, в XVI веке, а за данным конкретным правилом закрепляется к концу XVIII века в англоязычной и немецкоязычной литературе. До этого рассматриваемое нами моральное правило именовалось по-разному: «краткое изречение», «заповедь», «основной принцип», «поговорка» и т.д.

Принято считать, что золотое правило существует в двух формах – негативной («Не делай другим того, чего себе желаешь») и позитивной («Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Однако А.А. Гусейновуказывает на Г. Функе как, возможно, единственного иследователя, который не видел различия между негативной и позитивной формулировками золотого правила. Большинство же исследователей (например, Х. Томасиус, Г. Рейнер) не просто фиксируют существование различных формулировок, но и усматривают в этом различии отражение разных сторон нравственности, шире социально-нормативной регуляции поведения. Негативная формулировка ассоциируется с правом, автономией личности, позитивная – с универсальной нравственностью, уважением и почтением к другой личности6. Принципиальную с этической точки зрения классификацию предложил В.С. Соловьев. Не прибегая к термину «золотое правило», он рассматривал обе формулировки как отдельные выражения (разные стороны) принципа альтруизма; при этом в отрицательной формулировке он видел правило справедливости, а в положительной – правило милосердия7.

На основе разграничения и дифференцированного анализа немецкого профессора Г. Райнера можно зафиксировать три разных формулировки золотого правила, в которых выделены его основные смысловые акценты:

1. Чего себе не желаешь, не  делай того другим.

2. Сам не делай того, что осуждаешь  в других.

3. Как ты хочешь, чтобы с тобой  поступали люди, так и ты поступай  с ними.

Из данных формулировок становится очевидным, что золотое правило рассматривает человека как существо, имеющее власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве автономного субъекта.

Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с такими своими желаниями, которые могли бы быть и желаниями других. Но как узнать, могут ли те или иные желания индивида быть желаниями также для других, для тех, на кого направлены воплощающие их поступки? Золотое правило предлагает для этого достаточно четкий механизм. В случае негативной формулировки этот механизм является строгим и прозрачным. Золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет индивиду без затруднений осуществлять нравственную селекцию своих поступков. Различие междунегативной и позитивной формулировками золотого правила не является существенным. Они вполне конвертируемы, без труда переводятся друг в друга. И в том и в другом случае мерой является действующий индивид в качестве субъекта, который сам задает себе закон поведения. В случае негативной формулировки это более очевидно, ибо здесь сам действующий индивид возвышается до всеобщего нравственного субъекта: он свои желания и оценочные каноны распространяет на других. В случае позитивной формулировки это менее очевидно, ибо здесь всеобщий нравственный субъект низводится до уровня действующего индивида: желания и оценочные каноны других он примеряет на себя, чтобы выяснить, могут ли они стать его собственными желаниями и оценочными канонами.

Информация о работе Золотое правило нравственности и его духовный смысл