Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:35, реферат
В первой главе описывается история и деятельность Русского музея, выставки, посвящённые юбилеям Рериха, а также с участием его работ. Вторая глава посвящена одному из крупных творческих объединений XIX века - «Миру искусства», обращается внимание на отношениях Рериха и мирискусстников. В третьей главе пишется о творческой деятельности Рериха, главным образом о его серии работ «Учителя Востока». Жизнь и творчество Рериха были очень многогранны, это человек редкого таланта и феноменальных знаний. Его наследие: картины, статьи, письма, литература о нём рассеяны по всему миру.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКИЙ МУЗЕЙ 5
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МИР ИСКУССТВА» 9
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕРИХА 14
3.1 ЧЕЛОВЕК РЕДКОГО ТАЛАНТА 14
3.2 УЧИТЕЛЯ ВОСТОКА 15
3.3 СИЛА ЦВЕТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Группировка «Мир искусства» была к Рериху ближе всего, но и в ней он многое отрицал и не принимал. В конце 1890-х годов, когда между передвижниками и мирискусниками завязалась острая, напряжённая борьба, в эту борьбу включился и Рерих. Его более всего коробила западническая ориентация идеологов «Мира искусства», забвение ими общественной роли художника. На усиленное приглашение со стороны Дягилева в 1900 году вступить в «Мир искусства» Рерих отвечает категорическим отказом. Резко критикует он первые выступления «Мира искусства» в своих статьях «Искусство и археология» (1898), «Наши художественные дела» (1899). «Если редакция «Мира искусства» считает себя поборницей нового направления, то как объяснить присутствие на выставке произведений рутинно-декадентских, в своём роде старых и шаблонных?..Подобная неразборчивость устроителей выставки мало хорошего приносит искусству; безвременно одряхлевшее, отжившее декаденство и новое, свежее направление – вовсе не одно и т же», - пишет художник в 1899 году.
О непримиримом, критическом отношении Рериха к организаторам «Мира искусства» Дягилеву, Бенуа, Сомову красноречиво говорят также его письма 1900-1901 годов к Стасову.
Осенью 1902 года Дягилев снова приглашает Рериха вступить в «Мир искусства». Это предложение усиленно сопровождалось уговорами со стороны Нестерова и Боткина. От членства Рерих опять отказался, но дал согласие участвовать в выставке 1902 года. Он принимает участие и в следующей выставке. Теперь, когда «Мир искусства» разросся и оформился, когда в него вошли крупные мастера, Рериха стало многое привлекать в творческой практике этой группировки. Ему была близка устремлённость её художников к прошлому, поиски ими красоты содержания, разработка новых формальных приемов.
Не случайно когда в 1910 году петербургские художники вновь возродили «Мир искусства», Рерих становится членом этого объединения и его председателем. Но по-прежнему натянутые отношения остаются у него с основным ядром художников, «версальскими рапсодами». А они в свою очередь, не разделяя интереса Рериха к прошлым эпохам, или, как писал Бенуа, к «дальним звероподобным предкам», считали его «чужаком» в своей среде. И становится понятным, почему в 1903 году он с горечью писал о своих современниках: «Но не умеем мы, не хотим мы помочь народу опять найти красоту в его трудной жизни».[5]
Новое объединение вело активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах России. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось "мастерство и творческая оригинальность". Такая терпимость привлекла на выставки и в ряды объединения многих талантливый мастеров. Впоследствии в объединение вступили Б.И. Анисфельд, К.Ф. Богаевский, Н.С. Гончарова, В.Д. Замирайло, П.П. Кончаловский, А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, З.Е. Серебрякова, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, И.А. Фомин, В.А. Шуко, А.Б. Щусев, А.Е. Яковлев и др. В числе экспонентов появились фамилии И.И. Бродского, Д.Д. Бурлюка, Б.Д. Григорьева, М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова, И.И. Машкова, В.Е. Татлина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала и др.
Непохожие, иногда прямо противоположные творческие установки участников не способствовали художественному единству как выставок, так и самого объединения, что со временем привело к серьезному расколу объединения. Последняя выставка "Мира искусства" прошла в 1927 г. в Париже.
В далёкой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир». Жители самых отдалённых поселений с глубоким уважением относятся к имени «Рерих». Они приходят за сотни километров, чтобы почтить память «великого русского друга».
Н.К. Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думавший о благе русского народа и творивший для него, он широко известен во всём мире как крупный художник, философ, учёный, путешественник, писатель. О необычности его жизни, многогранности творческих устремлений красноречиво говорят сухие факты и цифры.
Знакомство и дружба связывали его с выдающимися людьми своего времени: И. Репиным, А. Куинджи, В. Серовым, В. Стасовым, И. Стравинским, Л. Стоковским, К. Станиславским, М. Фокиным, Л. Толстым, А. Блоком, М. Горьким, Р. Тагором, со многими видными учёными, государственными и политическими деятелями.
За долгие годы своей жизни Рерих создал более 7000 картин. Они разошлись по всему миру. Произведения художника находятся в СПб, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В Нью-Йорке им основан Институт объединённых искусств и музей, в долине Кулу – Институт Гималайских исследований «Урусвати».
К 1935 году в 30-и странах Европы, Америки, Азии, Африки возникло свыше восьмидесяти отделов Общества имени Рерих. Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», лёгший в основу М/д народной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.
Жизнь Рериха была настолько необычна и многогранна, что вокруг его имени сложились самые невероятные легенды. Трижды в газетах сообщалось о его гибели. Ему приписывалось завоевание целых стран; рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить.
Рерих оставил после себя огромное наследие. Его картины, статьи, письма, литература о нём рассеяны по всему миру.
Индия, Монголия, Китай открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу. Ещё в дореволюционной России он постоянно обращался к изучению памятников древнего народного творчества и думал, что, прежде всего, в них нужно искать животворные силы для обновления духовной жизни общества. Но то, что в России было уже далёким прошлым и требовало подчас специальных исторических изысканий, на Востоке оказалось живым и действенным. Художник увидел здесь памятники искусства, созданные тысячелетия тому назад, услышал древние мифы. Рерих лично убедился также, как стойко и действенно в Индии старое искусство, какое огромное место оно занимает в жизни народа, в воспитании миллионов безграмотных крестьян, которые с ранних лет по старой традиции заучивают многие произведения древнего эпоса. Особая стойкость традиций, жизненность старого искусства имели большое значение для Индии. Они помогли народу пронести через века иноземного порабощения свою национальную культуру, своё духовное богатство. Это и было то глубоко народное искусство, которое постоянно искал Рерих, и которое связывалось не только с прошлым, но настоящим и будущим страны.
В Индии Рерих смог приступить также к широкому изучению первоисточников классической восточной философии, которая по количеству систем намного превосходит западную. Его увлекают и современные философские учения. Особенно высоко Рерих ценил Тагора и Ганди, о которых он говорил в 20-х годах: « …Тагор и Ганди являются редчайшими выражениями современной Индии».
В Индии и других странах Востока Рерих укрепился в тех философских исканиях, которые начались ещё в давние времена на родине. Эти страны дали ему неисчерпаемый материал для изучения, вдохновили на создание многих произведений, характеризующих новый этап в его творчестве.
Думы о судьбах человечества, нравственном самоусовершенствовании как пути преобразования жизни на земле приводят Рериха в 1920 – 1940-х годах к глубокой разработке вопросов этики. С большим интересом он начинает изучать различные религиозно-философские учения. Много времени уделяет исследованию древних философских трактатов, в особенности трудов китайских мыслителей Конфуция и Лао-Цзы, прославившихся своими учениями об этике.
Рерих был убеждён, что создать материальную базу намного легче, чем духовную, и что без духовной и нравственной культуры невозможна эволюция мира. Он был убеждён также, что люди всей земли должны жить по общим гуманным законам морали, что основные этические категории были выработаны тысячелетия тому назад. И, несмотря на принадлежность их разным народам, в них много общих положений, выражающих извечную мечту человечества о свободе и равенстве, всеобщем труде и доброжелательстве, любви и мире. Многие заповеди и изречения Будды, Магомета, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы, Шри Рамакришны и других Рерих считал полными глубокого смысла и актуальными для современного мира. Многие откровения древних учений он стремился соотнести с научными открытиями века.
Также здесь следует вспомнить основательницу Теософского Общества Елену Петровну Блаватскую, которая, как писала Е. И. Рерих, «…была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик…» В 1937г. В Риге были изданы на русском языке два объёмистых тома Тайной Доктрины в переводе Е.И. Рерих.
Ближайшим помощником и единомышленником Николая Константиновича в области изучения восточной философии была его жена Елена Ивановна Рерих.
Именно Елена Ивановна была выбрана Учителями Востока для высокого сотрудничества, результатом которого явилась уникальная серия книг «Учение Живой Этики» («Агни Йога»). Это космическое по широте открываемых знаний Учение можно считать продолжением «Тайной Доктрины». Появлению этих книг особенно много духовных сил и труда отдала Елена Ивановна. Но она сама не считала возможным называть себя автором этих книг. В одном из её писем 1934 года читаем: «…страшное невежество и поражающая скудость воображения предположить, чтобы один человек, как бы он ни был гениален, мог написать все тома данного Учения. Истинно, нужны века жизненного опыта и неустанного изучения человеческой природы и всех космических влияний, чтобы продумать затронутые в них вопросы и проблемы и так исчерпывающе, так всесторонне осветить их».
Характеризуя историческую неизбежность появления Учения, Елена Ивановна утверждала: «Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной истины, идёт не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь ещё Христос сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить…»
«Живая этика» состоит из книг: «Листы Сада Мории» («Зов»), «Листы Сада М» («Озарение»), «Община» (монгольский и рижский варианты), «Агни-йога», «Беспредельность I», «Беспредельность II», «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный 1», «Мир огненный 2», «Мир огненный 3», «Аум», «Братство 1», «Братство 2», «Братство 3», «Надземное». Все эти книги обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека. В них предстаёт обширный круг рекомендаций, касающихся самых разных вопросов: этики общения, питания, методов лечения, отдыха, взаимодействия космических и психических энергий и т.д. Многогранно рассматриваются также проблемы, связанные с наступлением новой, космической эры в жизни землян. Ступенями к сотрудничеству с другими мирами обозначена необходимость создания всемирной общины, а также длительная подготовка человечества к иным условиям жизни.
Книги «Живой этики» начали издаваться с 1924 года на разных языках. Они разошлись по всему миру и стали для многих настольными.
Настольными становились также многочисленные публицистические выступления Николая Константиновича.
С высоты Гималаев в 1920-1940 годах Рерих обращается ко всему миру: пишет письма, послания многочисленным обществам, статьи для газет, книги, которые обычно издавались на трёх-пяти языках: русском, английском, французском, испанском и японском. Большинство из них посвящено вопросам культуры и этики. Рериха глубоко тревожило падение нравственности в современном мире. Остро встал перед ним вопрос о пагубности чрезмерного практицизма, заслоняющего собой духовность и культуру. В ряде статей он рассматривает различные формы этого явления и судит их со всей строгостью морального закона. Некоторые его статьи посвящены вопросам народного образования. Они пронизаны страстным призывом воспитывать молодёжь не на «воплях отчаяния», а на идеалах мужества, героизма, труда.
Не меньшее беспокойство вызывало у Рериха состояние современного искусства, утратившего воспитательную силу. Неоднократно выступает он с вдохновенной проповедью реализма и беспощадным разоблачением упадочных течений. В статье 1944 года «Героический реализм» художник писал:
«Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной.
Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища. Видали жилища, увешенные абстракциями…Жуткие предвестники! Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает…Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества…»
Верой в духовные силы народа, в грядущее обновление человечества, призывами к труду, культуре, миру пронизаны многочисленные публицистические выступления Рериха. Взволнованно воспринимали их многие деятели культуры разных стран. Они находили в них моральную опору для борьбы с различными упадочными явлениями современной им «цивилизации», видели в них самоотверженные поиски русским художником путей к оздоровлению духовной жизни общества.
Исследования Рериха в области древней философии, разработка им проблем этики нашли своё выражение не только в его научной и публицистической деятельности, но и в художественной практике.
С середины 20-х годов художник начал работу над большой живописной серией, которую назвал «Знамёна Востока» или «Учителя Востока». Влюбленный в Восток, Рерих искал там истоки мудрости и так нужные человечеству притягательные примеры Светочей мира. В эту серию он включил изображения тех, кого считал учителями жизни, проповедниками вечно живых норм этики: Будды, Магомета, Христа, философов Конфуция и Лао-Цзы, основоположника красношапочной секты Падмы Самбхавы, реформатора ламаизма в Тибете Цзонхавы, Сараки и других. Рерих воплощает на холстах также образы, созданные его собственной фантазией и совмещает в них образы, почерпнутые из различных религий. Написанная серия из девятнадцати картин "Знамена Востока" свидетельствовала о единстве религиозных устремлений и об общих корнях человеческой веры. Картины были написаны во время организованной им Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928). Рериха пленила не только дивная природа Индии и белоснежные хребты Гималаев, но и живая память народов, хранящих в сокровенных тайниках души образы великих святых, подвижников, основателей мировых религий.