Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:51, контрольная работа
Классическая философия в ее понимании мира и человека базировалась на следующих принципах. - Безграничной веры в «рацио» – разум, т. е. классика ХV??-Х?Х вв. выразила и провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в мире и рационально перестраивать общественный строй и миропорядок (взаимоотношение человека и природы). - Оптимизма в отношении познания – возможность разума беспредельна. - Не признавалась возможность противоречия или конфликта между знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию. - Беспередпосылочность знания, т. е. мысль, когда человек мыслит, незамутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.
Обусловленность познания [33]. Согласно В. С.Степину, постнеклассическая наука представляет собой тип научной рациональности, объединивший науки о природе и науки о духе (т. е. по сути разрешивший проблему, поставленную Э. Шпрангером и В. Дильтеем). Такое состояние знания, возникшее не без влияния идей глобального эволюционизма, способствовало построению общенаучной картины мира, где разные типы рациональности не отрицают друг друга, а делят между собой сферы влияния. В зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и может выступить предметом освоения в разных типах рациональности [21], [33].
В. С.Швырев также обращает внимание на существенные изменения, произошедшие в научной картине мира. Физическая мысль перешла от изучения «механоподобных систем» к самоорганизующимся системам органического типа. «Тем самым открываются Возможности для сближения физического и биологического мышления» [40; 103]. «Включение в картину физической реальности самоорганизующихся и саморазвивающихся систем предполагает обращение к философско-мировоззренческим традициям, альтернативным по отношению к механическому аналитизму классической науки, которые ранее третировались как устаревшие и ненаучные. ...Рассмотрение в физике, в частности, космологии и синергетике, уникальных развивающихся объектов Создает точки соприкосновения и с гуманитарным историческим познанием, способствуя ликвидации противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания» [40; 103] (курсив мой. — М. Г.).
Постмодернистская, постнеклассическая
парадигма — это парадигма
синтезов: Запада и Востока, человечества
и природы, гуманитарного и естественно-
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Под информационной культурой
мы имеем в виду те представления
социологов (в первую очередь, это
школа «понимающей социологии»)
Семантиках «индивидуации» (К. Юнг), «индивидуализации» (О. Тоффлер) и т. п.
Проблема информатизации культуры, считает А. И.Ракитин, носит фундаментальный характер, поскольку в один узел завязываются процессы создания информационно-индустриального общества, технологической, социальной и духовной модернизации [32]. Автор ссылается на исследования Д. Робертсона, проиллюстрировавшего зависимость технологии, культуры и ментальности на примере Пяти информационных революций: 1) изобретения языка, 2) письменности, 3) книгопечатания, 4) создания электронных средств информации, 5) компьютеров. «Каждый раз новые информационные технологии поднимали информированность общества на несколько порядков, радикально меняя объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Культура, таким образом, оказывается связанной с технологией, понимаемой не в чисто инженерном, технократическом, а в гуманистическом смысле» [32; 22].
По-видимому, мы можем говорить о наступлении шестой информационной
Революции, связанной с распространением по земному шару Интернета, глобальной компьютерной Сети, и его ролью в трансформации менталитета [9]. Однако проблема заключается в том, что «...скорость формирования новой генерации людей будет уступать скоростям технологически детерминированных процессов» [32; 31].
Практическим воплощением
информационной трансформации культуры
стала Сетевая парадигма в образовании.
Реальность такова, утверждает один из
ее идеологов А. Цирульников, что сетевой
подход приходит на смену системному, Сеть Оппонирует Ие
Идея сети Играет в постнеклассической картине мира существенную роль. Сеть — понятие, встречающееся в различных областях культуры (в культурологии, в семиотике, в философии, в образовании, в восточной мистике, в физике). Квантовая физика рассматривает Вселенную, как согласованную сеть физических и психологических взаимоотношений. «Образ сложной, переплетенной космической сети, возникающий из открытий современной атомной физики, широко использовался на Востоке для того, чтобы охарактеризовать мистическое восприятие природы» [16; 142]. Восточный стиль мышления представляет собой Кружение Вокруг предмета созерцания, наложение друг на друга перспектив, получаемых под разным углом зрения, в результате чего образуется целостное и Многомерное Восприятие реальности.
Н. Н.Моисеев, продолжатель идей
В. И.Вернадского, синтетических традиций
русского космизма, посвятил последние
годы жизни глобальному исследованию
процессов самоорганизации
Превратилось в человеческое
сообщество. В неолите человечеству
удалось преодолеть глобальный экологический
кризис благодаря переходу к земледелию
и скотоводству. Но эти перестройки
растягивались соответственно на десятки
тысяч и тысячи лет. Теперь же у
человечества практически не осталось
времени, считает Н. Н.Моисеев, поскольку
ему грозит глобальная экологическая
катастрофа: как антропогенный фактор
человек практически истощил
возможности биосферы, оказавшись на
пороге очередной бифуркации, результаты
которой непредсказуемы. Биосфера уже
не справляется с антропогенными
нагрузками. Чтобы избежать катастрофы,
человечеству необходимо вступить в
ноосферу, в «психозойскую эру»,
но такое превращение не может
состояться без духовных новообразований,
без предельных усилий разума, без
ментального переоснащения
110
5. ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ВОСТОК
Может ли душа быть исследована в естественнонаучной традиции? Отказ западной психологии от своего исконного предмета — души, и замена его явлениями сознания, поведением, деятельностью и т. п. обусловлен, прежде всего, Проблемой метода. «Прекрасное обозначение “Психология” — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области... когда теперь размышляешь о природе души, о мире внутренней реальности человеческой жизни как таковой, то занимаешься делом, которому суждено оставаться безымянным или для которого надо придумать какое-нибудь новое обозначение» [38; 423]. Предметом психологии провозглашалось то, что можно было «объективно» исследовать, пусть даже и косвенными методами. Психологические же знания древности и восточных мистических культур, не укладывающиеся в рамкиКлассической парадигмы, были за ненадобностью отданы на откуп религии. Западная рациональная философия методологически покровительствовала западной рациональной психологии.
На наш взгляд, вариант западной психологии и пребывает в Перманентном кризисе Потому, что не верны его исходные посылки. «На протяжении столетий восточные мистики изучали свойства различных состояний сознания, и те выводы, к которым они пришли, коренным образом отличаются от западных представлений» [16; 316]. Но картина мира, к которой пришла субатомная физика, оказалась удивительным образом сходна с духовным опытом Востока. «Убоявшись себя, собственной “бездны”, человек отгородился от Бытия понятиями, открестился от “мистики” (чур меня!) и вздохнул облегченно, а легче не стало, — пишет востоковед Т. П.Григорьева. — И этому комплексу, страху перед ноуменальным миром, есть объяснения, и в нем предстоит разобраться... (если, конечно, у психологов дойдут руки до человека)» [8; 150].
Насколько нам известно, академические
учебники по истории психологии посвящены
преимущественно истории
Степени тем, что Путь к знанию лежит через изучение языков (У. Эко), а психолог, знающий восточные языки, — явление пока еще экзотическое... Психологические знания Японии, Китая, Индии, Тибета в академических учебниках не упоминаются. А ведь это культуры, традиционно придающие огромное значение внутреннему опыту и обладающие
Невероятно развитыми системами психотехник. Опыт этих культур осваивается нами
12 Явно недостаточно. Более того, мы не имеем и Культурных органов Для такого рода
Освоения, о чем свидетельствуют трудности общения европейцев с ламами Тибета,
Недопонимание, отсутствие адекватных терминов в собственном психологическом
Словаре и т. п. Подобным органом могло бы стать развитие «сетевого», подвижного,
Интуитивно-логического, как Инь и Ян, мышления, которое достигается усилием
«диалога опытов» и является духовным новообразованием постнеклассической
Ментальности.
Паломничество психологов на Восток (Э. Фромм, К. Юнг и другие) кардинально не изменило европоцентристских, инструментальных установок западной психологии, однако позволило отрефлексировать ее проблемы [42].
Если изменить вúдение, словно
повернув волшебный алмаз из сказки
М. Метерлинка, то реальность предстанет
совершенно иначе. Мы вдруг увидим «дикость»
и «варварство» западной (в широком
смысле) традиции в психологии, ее духовную
нищету. «Западная цивилизация
Варварства — исследование нестандартного по своей природе творческого мышления с
13 Помощью стандартизированных процедур, нетерпимость к тому, что мы не понимаем.
«Если у нас нет сердца,
— пишет В. Джемс в «Многообразии
религиозного опыта», — мы будем
рассматривать музыканта и
По-видимому, на сегодняшний
день не существует удовлетворительной Практики Ку
Путь подобного изучения
восточных культур предполагает
ученичество с целью
И. Т.Касавин комментирует тексты К. Кастанеды, отмечая, что их автор — «не
09.10.2012
Традиционный ученый типа
Б. Малиновского или Э. Эванс-Причарда,
отстраненно описывающий
Путем движется и Кастанеда, пытаясь донести до нас тот уникальный опыт, к которому сам приобщился в Процессе шаманского ученичества. Если мы поверим ему, то поймем его; если нет — ограничимся прочтением увлекательного изложения путешествия американского студента в мир колдунов, духов и демонов...» [18; 406](курсив мой. — М. Г.).
Ф. Мазьер, автор книги «Загадочный остров Пасхи», благодаря тому, что его жена, будучи по происхождению таитянкой, Легко выучила язык островитян и в ызвала к себе их Симпатию и доверие, в своем исследовании оспорил выводы экспедиции Т. Хейердала, якобы разгадавшие тайну происхождения каменных идолов острова. Путешественница А. Дэви-Неел В совершенстве овладела санскритом и тибетским языком, чем расположила к себе далай-ламу и ученых Тибета и Индии. Во время длительных путешествий она на удивление легко Перенимала местный образ жизни, тем не менее книги, описывающие опыт этих путешествий, выдержаны в хорошем научном стиле. «Я хочу показать то, чему была очевидцем, то, что я знаю об азиатских учениях из личного опыта Как единственного способа, которым знание передается среди азиатов. Это ни в малейшей мере не напоминает то, что утверждают наши ученые, интересы которых не идут дальше грамматических корней и исторических дат, и которые не имеют ни малейшего представления об обсуждаемых ими теориях» [13; 13] (курсив мой. — М. Г.).
Иными словами, миры Востока
— кладези психотехнических практик
и исследований человеческой психики,
имеющих длительную историческую традицию.
Эти культуры отличает обширный глоссарий
психологических состояний, описание
многообразия психосоматических феноменов.
Более того, здесь практикуется принципиальная
неразрывность познания с этикой
и духовностью (избирательность
в передаче знания, эзотеричность).
Но для отечественной