Научные революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии

Прикрепленные файлы: 1 файл

научные революции.docx

— 227.95 Кб (Скачать документ)

 

  1. Взаимодействие научных традиций и научных революций в процессе возникновения нового знания.

Взаимодействие традиций и новаций  в процессе возникновения нового знания.

Научные революции как перестройка  оснований науки  
В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:  
а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.  
б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.  
По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения:  
1. Кумулятивизм  
2. Революционизм  
Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.  
Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.  
Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки.  
Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона).  
Причины научных революций:  
1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце ХIХ в. началась как результат исследования принципиально нового объекта — микромира.  
2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.  
3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании ХУII в. обусловлена проникновением в науку нового — экспериментального метода.  
Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий).  
Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в Х\/—Х\/I вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале ХХ века.

В динамике научного знания особую роль играет перестройка исследовательских  стратегий, задаваемых основаниями  науки, — научные революции.  
Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учитывает картина мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но новые объекты могут потребовать изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки, которая может осуществляться: во-первых, как революция, связанная с трансформацией научной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; во-вторых, как революция, в период которой вместе с научной картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.  
История естествознания дает образцы обоих вариантов интенсивного роста знаний. Примером первого может служить переход от механистической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX в. в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Примером второго варианта является история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний.  
Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках сложившейся картины мира. 
Пересмотр научной картины мира и идеалов познания всегда начинается с критического осмысления их природы. Если ранее они воспринимались как выражение самой сущности исследуемой реальности и процедур научного познания, то теперь осознается их относительный, преходящий характер. Философский анализ является необходимым моментом критики старых оснований научного поиска. 
Перестройка научных картин мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, элиминировать часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы и ассимилировать накопленные факты. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки..  
На современном этапе развития научного знания усиливаются процессы взаимодействия наук, в связи с чем способы перестройки оснований за счет «прививки» парадигмальных установок одной науки к другой начинают все активнее влиять на внутри-дисциплинарные механизмы интенсивного роста знаний и даже управлять этими механизмами.  
Процесс утверждения новых оснований науки определен не только предсказанием новых фактов и генерацией конкретных теоретических моделей, но и причинами социокультурного характера. 
С этой точки зрения перестройка оснований науки в период научной революции представляет собой выбор особых направлений роста знаний, обеспечивающих как расширение диапазона исследования объектов, так и определенную скоррелированность динамики знания с ценностями и мировоззренческими установками исторической эпохи. 
В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре.  
Итак, логика традиций и новаций указывает, с одной стороны, на необходимость сохранения преемственности, наличную совокупность методов, приемов и навыков; с другой стороны, демонстрирует потенциал, превосходящий способ репродукции накопленного опыта, предлагающий созидание нового и уникального.

Научные традиции и научные революции. Глобальные научные революции и смена  типов научной рациональности

Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных» с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Историческими примерами научной  революции могут служить переход  от средневековых представлений  о Космосе к механистической  картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение  электродинамической картины мира (19 в.), создание квантово-релятивистской физики в начале 20 в. и др.

Научные революций различаются  по глубине и широте охвата структурных  элементов науки, по типу изменений  ее Концептуальных, методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания), научная картина мира и философские основания науки.

Соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций:

1) перестройка картины мира без  радикального изменения идеалов  и норм исследования и философских  оснований науки (напр., внедрение  атомизма в представления о  химических процессах в начале 19 в., переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и т. п.);

2) изменение научной картины  мира, сопровождающееся частичной  или радикальной заменой идеалов  и норм научного исследования, а также его философских оснований  (напр., возникновение квантово-релятивистской  физики или синергетической модели  космической эволюции).

Научная революция является сложным  поэтапным процессом, имеющим широкий  спектр внутренних и внешних, т. е. социокультурных, исторических, детерминаций, взаимодействующих между собой.

К числу «внутренних» факторов научной  революции относятся: накопление аномалий, фактов, не находящих объяснения в  концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномий, возникающих при решении  задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории (напр., парадокс бесконечных  значений, возникающий при объяснении в рамках классической теории излучения  модели абсолютно «черного тела»); совершенствование  средств и методов исследования (новая приборная техника, новые  математические модели и т. д.), расширяющих  диапазон исследуемых объектов; возникновение  альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое  содержание» науки, т. е. область  объясняемых и предсказываемых  ею фактов.

«Внешняя» детерминация научной революции  включает философское переосмысление научной картины мира, переоценку ведущих познавательных ценностей  и идеалов познания и их места  в культуре, а также процессы смены  научных лидеров, взаимодействие науки  с др. социальными институтами, изменение  соотношений в структурах общественного  производства, приводящее к сращению научных и технических процессов, выдвижение на первый план принципиально  новых потребностей людей (экономических, политических, духовных). Т. о., о революционности происходящих изменений в науке можно судить на основании комплексного «многомерного» анализа, объектом которого является наука в единстве ее различных измерений: предметно-логического, социологического, личностно-психологического, институционального и др. Принципы такого анализа определяются концептуальным аппаратом гносеологической теорий, в рамках которой формулируются основные представления о научной рациональности и ее историческом развитии. Представления о научной революции варьируются в зависимости от выбора такого аппарата.

Традиции и новации в науке

Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда относится  к прошлому, опирается на прежние  достижения. Что является прошлым  для непрерывно развивающейся науки? Научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях  и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяемых  членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции.

И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.

Из истории науки известно, что  происходит смена традиции, возникновение  новых парадигм, т.е. радикально новых  теорий, образцов решения задач, связанных  с такими явлениями, о существовании  которых ученые даже не могли подозревать  в рамках «старой» парадигмы. Кун  считает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие  факты и явления, которые не объяснимы  в рамках этой парадигмы. Возникает  необходимость изменить правила  научного исследования и объяснения. Показав, как происходит развитие нормальной науки в рамках традиции, Кун, однако, не сумел объяснить механизм соотношения  традиции и новации.

Концепцию Куна пытаются усовершенствовать  отечественные философы науки. Это  усовершенствование связано прежде всего с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывается на отличии научных традиций по содержанию, функциям, выполняемым в науке, способу существования.

Так, по способу существования можно  выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции. Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания.

Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты.

Образцы действия предполагают возможность  продемонстрировать технологию производства предмета. Такая демонстрация легко  осуществима по отношению к артефактам (сделанные руками человека предметы и процессы). Можно показать, как  делают, например, нож.

Но показать технологию «производства» аксиом той или иной научной теории, дать «рецепт» построения удачных классификаций  еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации —  это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы  действия, с помощью которых они  получены.

Признание того факта, что научная  традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать следующий вывод. Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций. Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук.

Глобальные научные революции

1) Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования.

Информация о работе Научные революции