Национализм как идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Национализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, и за это время появилось множество его определений. С точки зрения Э. Геллнера, «национализм — это, прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также, чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Национализм как идеология.docx

— 230.00 Кб (Скачать документ)

Своеобразие сионизма по сравнению с другими паннационалистическими идеологиями заключается в том, что вообра­жаемое сообщество, к которому он апеллировал, не было дано ни на уровне языковой, ни на уровне культурной, ни даже на уровне религиозной общности. Люди, которых называли евре­ями, говорили на языках и разделяли культурные нормы тех стран, в которых проживали. Многие из них не только не придерживались религии иудаизма, но и были убежденными атеиста­ми. Что же делало их членами одной нации? Сионистский ответ на этот вопрос (общность крови) шел вразрез как с ортодок­сальным иудаизмом, так и с еврейским культурным национа­лизмом. Ортодоксы критиковали сионизм как недопустимое обмирщение еврейства. Быть евреем — значит быть иудеем. Еврейство, т. е. иудейство, есть вера, а не национальность. Не­приемлем был сионизм и для активистов еврейского национа­лизма конца XIX — начала XX в., которые делали акцент на раз­витии еврейской идентичности через возрождение культурной традиции и языка, но не считали возможным ставить вопрос о по­литическом суверенитете.

История политического сионизма начинается с Первого си­онистского конгресса, проведенного в 1897 г. в Базеле. Его ини­циатором выступил Теодор Герцль. Конгресс, собравший 200 делегатов, провозгласил целью движения создание еврейско­го государства в Палестине. Сионистские конгрессы собирались сначала ежегодно, затем один раз в два года. После того как пра­вительство Оттоманской Турции не согласилось передать территорию Палестины под строительство еврейского государства, си­онистская идея надолго превратилась в мечту, в осуществление которой не очень верили даже участники движения. Лишь немногие энтузиасты, по большей части выходцы из России, в основном под впечатлением от погромов, решаются переезжать в Палести­ну.

Ситуация меняется после окончания Первой мировой войны. В 1922 г. Палестина переходит под мандат Великобритании, в 1926 г. Хаиму Вайцману и Науму Соколову удается добиться от британ­ского правительства принятия Бальфурской декларации, в которой выражается готовность поддержать стремление еврейских активистов к созданию национального государства. Эмигранты из Восточной Европы и России продолжают селиться на святой земле (в этот период рекрутировать переселенцев из благополучных за­падных стран почти не удается). К моменту прихода к власти нацистов в Палестине проживало 238 тысяч евреев. Решающий толчок решению о создании израильского государства дал холокост.

В ноябре 1947 г. ООН принимает резолюцию, предусматриваю­щую основание в Палестине двух государств — еврейского и араб­ского, а также раздел Иерусалима на западную и восточную зоны. В мае 1948 г. на карте мира появляется Израиль. За этим событи­ем сразу следует арабо-израильская война, результатом которой стало изгнание из Палестины около 900 тысяч арабов.

После 1948 г. сионизм представляет собой принципиально иную идеологию, чем в период борьбы за государственность. В современном сионизме, как и во всяком национализме, есть два аспекта — аспект идентичности и аспект суверенитета.

С одной стороны, основным принципом сионизма является призна­ние права всех евреев на эмиграцию и израильское гражданство. Для сиониста еврейская идентичность неотрывна от лояльности Израилю, и еврей, живущий вне Израиля, живет на чужбине.

С другой стороны, сионизм предполагает особое понимание суверенитета, а именно: суверенитета нации как культурного тела. Отсюда специфическая роль сионизма во внутренней и внешней политике Израиля. Так, победой сторонников сионизма было провозглашение в 1980 г. Иерусалима «вечной и не­делимой столицей» Израиля и строительство еврейских поселе­ний на оккупированных территориях, вопреки целому ряду ре­золюций ООН. В настоящее время сионизм выступает не менее серьезным препятствием мирному процессу на Ближнем Вос­токе, чем исламский экстремизм.

Отголоски панарабизма в наше время слышны в совместных заявлениях лидеров арабских стран, встречающихся в рамках Лиги арабских государств. В нее входит 22 члена, включая Палестину. Однако противоречия между государствами-членами Лиги столь велики, что им часто не удается договориться даже о со­держании коммюнике.

Не обнаружила эффективности и Организация африкан­ского единства (ОАЕ). История ее деятельности постоянно подтверждала приоритет государственных интересов перед идеей паннациональной солидарности. К тому же существенно, что в основу такой солидарности в африканском случае не может быть положена ни языковая, ни религиозная общность. Похоже, что именно это обстоятельство, наряду с хронически недостаточным финанси­рованием, привело к роспуску этой организации в 2002 г.

Сходная ситуация сложилась и в рамках Организации ис­ламская конференция (ОИК). Инициативы арабских участников этой организации по принятию резолюции, осуждающей действия России в Чечне, традиционно блокируются Ираном. К противоречиям межгосударственного характера примешиваются межконфессиональные (между суннитами и шиитами, а также между сторонниками «традиционного» и «чистого» ислама — салафитами, или ваххабитами). Строго говоря, идеологию панисламской солидарности нельзя рассматривать в контексте на­ционализма.

Главная цель Всемирной сионистской организации (WZO) — поощрение эмиграции в Израиль, а также помощь по обустрой­ству новых граждан. С WZO не следует смешивать Всемирный еврейский конгресс (WJC) - координационную структуру деятельности еврейских организаций в различных странах (в общей сложности более ста организаций). Членом WJC является и Российский еврейский конгресс (РЕК). WJC ставит своей задачей защиту прав евреев и помощь еврейским организациям в различных государ­ствах, без вмешательства во внутренние дела этих государств.

Литература

Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 119-179, 274-296.

Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ, 2005. С.262-269, 298-303.

Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе: в 3 т. / [под общ. ред. Э.Яна]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. Т.1. Неудавшийся национализм многонациональных и частично национальных государств. С.47-55, 175-193.

Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С.202-203.

Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. С.49-54, 122-134.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г.Водолазова, В.Ю.Бельского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.137-152. 

 


Информация о работе Национализм как идеология