Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:56, реферат
Философию стиля Рококо определяли женщины – фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования.
Целью работы стало рассмотрение искусства Франции 18 века, в ходе которого я изучила главные особенности культуры во Франции и ознакомилась с яркими представителями французского искусства.
Введение………………………………………………………………………..…3
I. Искусство Франции 18 века …………………………….…………………..…4
1. Искусство рококо………………………………………………………………5
1.1. Архитектура ………………………………………………………………….5
1.2. Скульптура …………………………………………………………………..7
1.3. Живопись ……………………………………………………………………8
1.4. Декоративно-прикладное искусство……………………………………….10
2. Искусство неоклассицизма…………………………………………………...12
2.1. Архитектура ……………………………………………………………...…12
2.2. Скульптура ………………………………………………………………….15
2.3. Живопись …………………………………………………………………...17
II. Влияние искусства Франции 18 века на современность…………………..20
3.1Рококо в интерьере………………………………………………………...…20
3.2 Классицизм в интерьере…………………………………………………….22
3.3 Неоклассицизм в интерьере……………………………………………...….23
III Заключение………………………………………………..……….………….25
Литература ………………………………………
В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Её тема — повседневная жизнь модного магазина произведений искусства. Остроумно, тонко показаны персонажи и их пристрастия: здесь можно увидеть и глупое поклонение пустой, но модной живописи, и трепетное восхищение подлинными шедеврами.
Произведение, предназначавшееся для рекламной вывески, воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе. "Лавка Жерсена" - последнее произведение А.Ватто. Это произведение воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе. Как быстротечна "слава мира", "как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство?!".
Творчество Ватто справедливо связывают с началом короткой, но очень яркой эпохи рококо. «Галантные сцены» стали популярным жанром, и у мастера появилось немало последователей. Однако даже самые даровитые из них не пошли дальше создания изящных и легкомысленных сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной психологической игры, составляющей главную прелесть произведений Антуана Ватто.
Франсуа Буше (1703—1770)
Подлинным представителем рококо был Франсуа Буше (1703 - 1770), ибо в его искусстве "гедонизм" рококо, доходящий до фривольности, как и вся утонченная культура "рокайльного языка", выразились в полной мере.
Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. Но у Буше исчезло ощущение неустойчивости, изменчивости ситуации, которое составляло смысл произведений Ватто. Художника больше интересуют не сами персонажи, а гармоничное сочетание человеческих фигур, пейзажа и натюрморта. Когда идеалам рококо был вынесен беспощадный приговор, искусство Ватто и Буше продолжил блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редкостного таланта, Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). Главными достоинствами его живописи были свет и воздух.
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)
Галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморт, декоративные полотна - жанры в которых работал художник. Но чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно эротические, чувственные сцены ("Счастливые возможности качелей", 1768; "Поцелуй украдкой", 80- годы).
Художник пишет широко, свободно, динамично. Неисчерпаемое богатство фантазии, необычайно смелый мазок, легкость письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях тонов, смелые композиции, лаконичный рисунок - все это делает Фрагонара, со всеми его незамысловатыми картинками одним из блестящих художников эпохи.
1.4. Декоративно-прикладное исскуство:
В декоративно-прикладном
Внутреннее убранство
Стены оформлялись инкрустацией и маленькими живописными панно с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки мебели преобладали бледные тона — голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный. Именно таковы интерьеры отеля Субиз в Париже (Овальный салон) и замка в городке Шан (середина XVIII в., мастер Кристоф Гюе). Здесь представлена характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра и подсвечники с тонкими причудливыми очертаниями.
Большой популярностью в этот период
пользовались декоративные композиции,
выполненные в стиле шинуазри
(франц. chinoiserie — «китайщина»). Мода
на китайские ширмы, фарфор и лаковую
живопись получила отражение в гобеленах
с изображениями цветов, птиц, пагод,
мужчин и женщин в китайских одеждах.
Они органично дополняли
Изменились и представления
о пространстве. В эпоху рококо даже большое
по площади помещение должно было производить
впечатление будуара. Декораторы неоклассицизма
стремились к обратному эффекту — они
создавали иллюзию большого, масштабного
пространства независимо от реальных
размеров комнат и залов.
С конца XVII столетия
во Франции изготовлялись
2. Искусство неоклассицизма
2.1. Архитектура
1. Архитектура неоклассицизма:
Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом.
Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.
Жак анж Габриэль (1698—1782)
К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля. Жак Анж Габриель происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель V (1667— 1742), был придворным архитектором короля. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.
Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в Париже стала площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия), ее создание положило начало формированию центрального ансамбля. Это первый пример открытой площади с обширным свободным пространством. Прямоугольная площадь Согласия разбита на пустыре па берегу Сены. К площади ведут три луча аллей, связывающих ее с городом. С двух сторон она переходит в массивы зелени, с третьей — в гладь реки и только с одной стороны застроена двумя административными зданиями Военного и Военно-Морского министерств. Их архитектура находится в соответствии с общим ансамблем: развернутые по горизонтали фасады решены в виде двух ординарных колоннад коринфского стиля, опирающихся на аркаду с тонкими рустованными пилонами. Оба здания превращены в крылья проходящей между ними и доминирующей над ними Королевской улицы, образующей ось площади и впоследствии замкнутой компактным портиком церкви Мадлен. Разработанный Габриэлем принцип объемно-пространственного построения площади получил дальнейшее развитие в архитектуре зрелого классицизма. По сравнению с архитектурой классицизма 17 века (Клод Перро) здания Габриэля отличаются большим изяществом и утонченностью. В работах Жака Анжа Габриеля чувствуется наступление новой эпохи в истории архитектуры. Его творчество повлияло на всё последующее развитие французского неоклассицизма.
Его Малый Трианон (1762—1768) в Версальском парке — одна из первых построек в стиле классицизма второй половины 18 века. Это не дворец, а скорее загородный особняк с классическим портиком, объединяющим два этажа. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый — по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами — плоскими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных столбов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.
К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк — один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского парка),.в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.
Как снаружи, так и внутри Малый Трианон производит впечатление благородной простоты и сдержанности. Здесь сочетаются противоположности: изысканность и строгость, парадность и скромность, монументальность и внимание к деталям. Всё это делает Малый Трианон одним из самых замечательных произведений в истории европейской архитектуры 18 века.
Архитектурным центром этого стиля во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие лучшие постройки. Самой значительной среди них была церковь Святой Женевьевы, возведённая Жаком Жерменом Суфло. В 1757 г. Суфло создал первый проект, согласно которому постройка напоминала античный храм, а портик походил на портик древнеримского Пантеона. Будущая церковь в плане представляла собой греческий (равноконечный) крест.
Здание предполагалось сделать
огромным —110 метров в длину, 84 метра в
ширину и 83 метра в высоту. Француз Жак-Жермен
Суффло при строительстве в Париже
церкви Сен-Женевьев продемонст
Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. Церковь Святой Женевьевы Жака Жермена Суфло стала самой крупной постройкой французского неоклассицизма.
Начало эпохе неоклассицизма положил новый проект фасада церкви Сен-Сюльпис в Париже, предложенный архитектором Джованни Никколо Сервандони (1695—1766). В его проекте впервые в XVIII в. появились строгие колоннады и арки. К античности, классической древности вскоре обратились и другие архитекторы.
«ГОВОРЯЩАЯ АРХИТЕКТУРА»
Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими — они остались лишь на бумаге в виде планов, чертежей, разрезов (их нередко называют «бумажной архитектурой»). Среди тех, кто создавал подобные проекты, особое положение занимали два мастера — Этьен Луи Булле и Клод Никола Леду.
Карьера Этьена Луи Булле (1728— 1799) как практикующего архитектора была скорее неудачной. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы — сферу, конус, куб. Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени. Проекты Булле были абсолютно непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто нельзя было возвести. Крохотные человеческие фигурки, изображённые на его рисунках, лишь подчёркивают грандиозность замыслов архитектора, предназначенных «для вечности»
В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736—1806) осуществил многие свои проекты на практике. К «говорящей архитектуре» Леду обратился в 80-е гг. В 1785 г. архитектор приступил к строительству так называемого Пояса застав Парижа. Для Леду заставы были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на въездах в Париж. Но многие современники критически отнеслись к проекту архитектора. Однако больше всего Леду прославился своим проектом идеального города будущего Шо. Город Шо в плане представлял собой эллипс, в центре которого был расположен Дом директора, по своим формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтоном. Город Шо был задуман Леду как новая социальная модель общества. Так, в нём не было ни тюрьмы, ни больницы. Вместо тюрьмы архитектор хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы — общественные бани.
Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура обязана воспитывать и просвещать людей. Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.
2.2. Скульптура
Почти каждый из французских скульпторов XVIII в. работал одновременно в разных жанрах. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с лёгкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.