Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:03, контрольная работа
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа.
1. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии……….....2-3
2. Философские направления Древней Индии: брахманизм, бхагаватизм, буддизм и джайнизм…………………………………………………………………………………....4-8
3. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм……….…8-16
4. Философия Чань (Дзэн)-буддизм……………………………………………...…..17-19
5. Список использованных литературных источников………………………………..19
1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).
2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.
Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.
3.Введение законов с
жесткими нормами,
4.Унификация норм. «Совершенно
мудрый, управляя государством, устанавливает
единые правила наград, единые
правила наказаний, единые
5.Строгая система наказаний.
«Коль наказания мягки,
6.Укрепление войска, чиновничьего
и карательного аппарата на
основе строгой
Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний крупный конфуцианец, писал, что власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют.
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.
Обособленность
Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.
Философия Чань (Дзэн) - буддизм
Чань-буддизм, сложившийся
в Китае в VI веке, как самостоятельное
философско-религиозное
Доктрина дзэн сегодня подлежит осмыслению как образ жизни японцев, это не столько следование религиозным идеям, сколько определенные стереотипы поведения и мышления, связанные с различными сторонами жизнедеятельности людей.
Китайское название «чань» произошло от санскритского слова, означающего медитацию. По преданию основоположником и первым патриархом учения чань был выходец из Индии по имени Дамо (Бодхидхарма), который около 520 г. приехал в Китай. Он считается 28-м преемником сокровенной мудрости Будды, передаваемой от учителя к ученику. Всего в школе признается существование шести патриархов (возглавлявших ее до раскола).
Метод передачи знания «от сердца к сердцу» был одним из важнейших в учении, поэтому в рамках чань-буддизма (по крайней мере, раннего) не создавались письменные тексты. «Не твори письменных поучений» стал одним из четырех основных принципов.
Истина, по мнению сторонников чань, не может быть достигнута путем размышления и доказательства, и о ней бесполезно говорить. Путник в пустыне не может утолить свою жажду, слушая рассказ о прохладной воде, а может это сделать, лишь ощутив эту воду во рту. Так и истина постигается только в ее переживании человеком. Возможно это только при «внезапном просветлении» - сатори, т.е. интуитивном проникновении в суть вещей. «Прозревай природу и становись Буддой», - гласит еще один из основных принципов учения.
Чтобы вызвать состояние сатори, использовались своеобразные методы: ученика старались ошеломить, напугать, озадачить, выбить из рамок повседневной реальности. Во многих чаньских рассказах говорится о том, как учитель в ответ на заданный ему вопрос пинает ученика в грудь, ударяет его палкой и т.п. И после этого ученик радостно кричит: «Теперь я понял!». Но достичь состояния сатори можно было и при медитации (метод «всматривания в стену»), при созерцании чего-то прекрасного и т.п.
Этой же цели служили ставшие знаменитыми чаньские коаны - парадоксальные вопросы и задачи, например: «Что такое хлопок одной руки?», «Была ли борода у первого бородатого мудреца?» и т.д.
Философским фундаментом чань служил принятый в ряде школ буддизма и, в частности, в школе Шуньявада, тезис о тождестве сансары и нирваны, о всепроникающей природе Будды, который есть везде и во всем. Поэтому на вопрос: «Что означает приход Бодхидхармы с запада?» (т.е. «Что есть истина?») - в чаньских текстах можно найти ответ: «Кипарис во дворе» или даже «Зубы доски растят волосы».
В ответ на этот вопрос мы можем назвать любой объект, считающийся обычными людьми реальным и телесным, например кипарис, растущий во дворе. Но можем назвать и что-то фантасмагорическое типа зубов доски, которые растят волосы. И в любом случае ответ будет правильным, поскольку Будда есть во всем.
Поэтому надо одинаково относиться к счастью и несчастью, к тем, кто причиняет нам вред и творит добро, необходимо освободиться от всех страстей и постоянно следовать учению Будды.
В VII в. в школе чань произошел раскол на «северное» и «южное» направления, а в IX-X вв. в рамках чань можно выделить уже «пять домов и семь школ».
Учение чань-буддизма вышло за пределы Китая и получило распространение во Вьетмаме (с VI в.), Корее (с IX в.) и Японии (с XII в. под названием дзен-буддизм). В XX в. дзен-буддизм стал известным в Европе и Северной Америке, получив широкое распространение среди интеллигенции.
Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми, который был пятой главой школы Хуань («Аватамсака») (780-841); он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления, в том числе Ду-шуня, Фа-цзана, Чжэнь-гуаня. Он рассмотрел 3 учения дзэн:
Первое учение
Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит, что все должны знать, что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты (вишая, цзин) и внутреннее сознание (читта, синь) разделены между собой и ограждены друг от друга.
Следовательно, надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание, приостанавливать и уничтожать свои иллюзии.
Когда мысли больше не возникают, наступает просветление, в котором нет ничего не познанного.
Второе учение
Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании.
Это учение гласит, что все ничего не имеют в качестве своего основания. Они изначально пусты и успокоены, а такое отсутствие субстанциональности дхарм – вечно.
Но и мудрость, познавшая отсутствие также не может быть приобретена. Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией.
Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у-ши), сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений. Это изначально и называлось освобождением.
Третье учение
Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы.
Оно гласит, что всё множество дхарм, реальны они или пусты, есть не что иное, как истинная природа (бхутататхата). Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной. Сознание, которое определяет умение говорить, возможность к действию, возникновению жадности, гнева, сострадания и терпения, и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды. Познав эту небесную истину человек обретает естественность. Следовательно, невозможно, возбуждая сознание, совершенствоваться в пути, так как путь и есть сознание. Нельзя, основываясь на сознании, вернуться к сознанию. Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это есть освобождение. Природа сознания в дзэн как пространство, которое не возрастает и не умаляется.
Таким образом, путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой.
И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «неразличения», которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное, в том числе и привязанность к просветлению.
Помимо понятий сатори, в дзэн существует понятие «кэнсе». Между ними есть незначительная разница: кэнсе - это ощущение озарения, а сатори - осознание озарения. Единственной целью дзэн тренировки является достижение сатори, так как наивысшее состояние, которого может достигнуть буддист, - это его слияние с телом Будды, растворение своего «Я» в окружающем мире, что возможно только посредством сатори.
Для мастера боевых искусств
медитация важна тем, что помогает
научиться естественно и