Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности.
Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 5
1.1. Понятие и значение трансакции 5
1.2. Понятие и характеристика трансакционных издержек 7
1.3. Виды трансакционных издержек 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 18
2.1. Количественная оценка трансакционных издержек 18
2.2. Проблемы измерения трансакционных издержек 21
2.3. Методы минимизации трансакционных издержек 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов. Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя.
Трансакционные издержки включают:
Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.
При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
При анализе сделки по покупке финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.
Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек:
В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:
Хотя вклад, который был сделан работой Уолиса Дж. и Норта Д. в экономическую теорию, представляет неоспоримую научную ценность, тем не менее, он породил множество споров. По мнению некоторых ученых трансакционные издержки довольно трудно определить, а оценить еще труднее.
К тому же определенные трансакционные издержки вообще не поддаются количественной оценке. Еще одним критическим отзывом является то, что трансформационная и трансакционная деятельности часто перекрывают друг друга, а это приводит к трудностям по разграничению одного типа издержек от другого.
Измерение трансакционных издержек связано с определенными проблемами, так если сделки носят чисто рыночный характер, то их можно измерить. Однако трансакционные издержки, связанные со стоянием в очередях, нормированием потребления, дачей взяток и т.д., измерить невозможно.
Следовательно, становится правомерной проблема измерения трансакционных, поскольку зачастую упреки оппонентов теории трансакционных издержек относились к неоперациональности и неизмеримости этой составляющей. По их мнению, включение в экономический анализ трансакционных издержек позволило бы объяснить практически все явления с точки зрения эффективности, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек, а «объяснение всего» по существу является «объяснением ничего», тем более, если оно базируется на «невидимых вооруженным глазом» составляющих.
Ответной реакцией сторонников неоинституциональной теории стала разработка методов, позволяющих перевести трансакционные издержки из воображаемого мира в реальный.
По мнению Саймона Г., проблема измерения может быть решена путем сопоставления трансакционных издержек при различных способах контрактации. Сравнение альтернативных дискретных структур управления (discrete structural alternatives) зачастую может проводиться «без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин. Для того чтобы продемонстрировать несовпадение двух величин, не требуется столь тонких и сложных методов, как для выявления условий, при которых достигается равенство предельных значений этих величин» [15, стр. 124].
Некоторые экономисты предлагают четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае, например, в одном случае – это могут быть издержки входа на рынок (регистрация фирмы, получение лицензии и т.д.), в другом – издержки, сопровождающие движение прав собственности, в третьем – связанные с заключением и защитой контрактов, в четвертом – с принятием решений внутри фирмы и т.д.
При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримыми. Один из довольно убедительных примеров был дан Нортом Д. и Уоллисом Дж. при подсчете трансакционных издержек относительно ВНП США. Выбор именно этой сферы был обоснован тем, что проблема роста издержек эксплуатации экономической системы была довольно популярной в 1980-е г. (и остается таковой в настоящее время, в частности, применительно к переходным экономикам). Основной причиной такого пристального внимания исследователей стал тот факт, что по мере развития общества, несмотря на то, что издержки отдельной сделки имели тенденцию к сокращению, доля трансакционных издержек в ВНП росла в связи с увеличением совокупного объема меновых операций.
Расчет производился на основе:
Исследование охватывало следующие сферы деятельности:
В число обследуемых попали предприниматели, землевладельцы, служащие, контролеры, охранники и ряд других категорий работников, занятых в негосударственном секторе экономики.
В результате исследования было выявлено, что рост трансакционных издержек составил с 1/4 ВНП в 1870 г. до 1/2 ВНП в 1970 г. Причем учтены были только специализированные (специфицированные – примененные автором) трансакционные издержки, которые связаны с покупкой или наймом. Целый ряд издержек, например, ожидание в очередях или издержки поиска товара остались вне поля зрения исследователей [20, стр. 116].
Демсец Х. в работе «Издержки трансакционирования» (1968) прямо измеряет и оценивает издержки использования организованных финансовых рынков, учитывая разницу между курсами продажи и покупки вместе с вознаграждением брокеров.
В противоположность этому
Джоскоу П., следуя подобному подходу, показывает важность институциональных соглашений для трансакционных издержек в работе 1985 г., основанной на опыте предприятий по производству электроэнергии.
Измеренные или неизмеренные трансакционные издержки имеют большую ценность. Без них не могут быть адекватно поняты ни экономическое поведение, ни институциональные соглашения.
Положительные трансакционные издержки приводят к следующим последствиям:
Специфические трудности в применении трансакционного подхода возникают еще из-за того, что отдельные трансакционные издержки не могут быть специфицированы и подсчитаны в силу отсутствия трансакций, которые повлекли бы за собой возникновение этого вида издержек. По мнению В. Капелюшникова, эти виды издержек можно назвать «виртуальными».
«Виртуальные» издержки могут перейти в разряд «реальных», если появится институциональное устройство (новый закон или новая организационная форма), делающее этот тип сделок экономически оправданным. В этом случае трансакционные издержки становятся наблюдаемыми и потенциально измеримыми.
В российской практике широко распространены сделки, заключаемые со «своими» – проверенными и хорошо знакомыми партнерами. Такая форма персонализированного обмена сопряжена, в одном случае, с высокими трансакционными издержками за счет сокращения выбора участников и возможности заключить более выгодную сделку, возможности дальнейшего расширения поля деятельности и т.д., в другом – их экономией на трансакционных издержках оппортунистического поведения.
Поведение российских экономических агентов перестает казаться «странным» и «нерациональным» в условиях, когда институты, обеспечивающие надежность и безопасность неперсонализированного обмена, неразвиты и поддержание традиционных деловых связей обходится намного дешевле.