Сущность, структура и субъекты теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Действие рыночного механизма предопределяет имущественное разделение населения, ведь свободное и интенсивное товарно-денежное обращение предполагает не только независимость человека, но и его полную самостоятельность и ответственность.
Каждый действует на свой страх и риск. Однако способностью к эффективной предпринимательской деятельности обладает незначительная часть населения (как, впрочем, и способностями к иной творческой деятельности). Остальная же часть общества по своим способностям, интересам, жизненным принципам не вписывается в коммерческую деятельность, так как не обладает предпринимательскими способностями. Кроме того, значительная доля населения не в состоянии активно включиться в товарно-денежные отношения по иным объективным причинам (нетрудоспособность, детский или преклонный возраст, учеба, воинская служба и т.п.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Теневая экономика: понятие и формы проявления……………………………6
1.1. Сущность теневой экономики, ее основные черты, причины
возникновения и развития………………………………………………………… 6
1.2. Сферы теневой экономики …………………………………………………. .10
1.3. Структура теневой экономики…………………………………….…………12
1.4. Субъекты теневой экономики………………………………………………..15
2. Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия……………………16
2.1. Методы оценки теневой экономики…………………………………………16
2.2. Макроэкономические последствия теневой экономики……………………17
3. Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь………………………………………………………………………………....21
3.1. Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь…………..21
3.2. Методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь…………..26
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сущность, структура и субъекты теневой экономики 2.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

1) «экономическая  смазка» – сглаживание перепадов  в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневой, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

2) «социальный  амортизатор» – смягчение нежелательных  социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

3) «встроенный  стабилизатор» – теневая экономика  подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).

Например, в Италии, согласно проведенным исследованиям, высокая рентабельность подпольной экономической деятельности, осуществляемая домохозяйками в домашних условиях, может придать экономике динамизм, который бы отсутствовал при других обстоятельствах. Здесь следует учитывать, что работа выполняется в свободное от основных обязанностей время и для ее организации не требуется создания новых структур (производственных помещений, транспортных средств и т.д.). Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой  экономики зависит от ее масштабов (Приложение А).

Позитивный  эффект возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере ее увеличения. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая  модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна 0А, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно погашаются. Если величина теневой экономики превышает 0В, то общество несет чистые потери.

И все же, по своей сути теневая экономическая  деятельность является негативным феноменом. Хотя нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам), она не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

Таким образом, теневая экономика – это не просто сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественных экономических структур, экономических отношений общества – это, прежде всего, неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства в ходе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей, скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами по использованию государственной, негосударственной и криминально нажитой собственности в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбыли) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь.

 

3.1. Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь

Начало развития белорусской современной теневой  экономики связывают с серединой 60-х – началом 70-х гг. Этот период оценивается как пик взлета, подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что вполне логично искать базу теневой экономики в началах самой командно-административной системы, прежде всего в «ничейной» собственности. Ибо первоначальное накопление капитала теневой экономики осуществлено за счет разворовывания государственной, бессубъектной собственности.

В нашей стране теневое производство первоначально  базировалось на удовлетворении естественных, повседневных потребностей населения (производство предметов потребления, продукции легкой, пищевой промышленности, услуг населению и т.д.). Теневой характер это производство носило в силу того, что скрывались от учета реальные источники сырья, материалов, оборудования, дополнительные площади и мощности производителей, вуалировалось реальное положение дел в отрасли, на предприятии и пр., где рост производства обеспечивался за счет экстенсивных факторов, а не роста производительности труда. Все это первоначально было нужно командно-административной системе для демонстрации успехов ее политики и практики управления, но скрывало реальное положение дел в экономике. Кроме того, неучтенная или сверхплановая продукция позволяла обеспечивать реальный рост благосостояния уже самой системы, ее носителей.

Развивающаяся в такой форме теневая экономика оказалась более эффективной по сравнению со «световой» из-за фактически бесплатности сырья, материалов, оборудования для теневиков. Их материальную базу оплачивало общество, а доходы от реализации продукции они делили между собой, а также осуществляли подкуп существующей командно-административной системы.

Усредненные стоимостные оценки ежегодного оборота капиталов теневой экономики в стране в 80-90-е гг. показывают, что уже в тот период и по обороту (от 13 до 50 %), и по численности занятых (30-40 % рабочей силы) он приблизился к критическому пределу, когда, по подсчетам западных экономистов, экономика теряет управляемость.

В последнее  десятилетие теневая экономика  охватила и развила до современного состояния и другие виды деятельности, сращивание дельцов теневой экономики (для защиты «своих» капиталов) с представителями уголовной среды и системы правоохранительных органов сделало эффективной сферой деятельности спекуляцию, самогоноварение, проституцию, рэкет и обеспечило устранение конкурентов. Коррупция в правоохранительных органах позволила успешно обходить законодательство, а в последние годы даже оказывать воздействие на принятие тех или иных законов или в интересах теневиков, или для сдерживания реформ в народном хозяйстве.

Теневой оборот в большей мере присутствует в  строительстве, торговле и общественном питании. Что вполне логично – в этих сферах очень много различных регулирующих норм, с одной стороны, а с другой – в них проще эти нормы обойти. В таких видах деятельности, как образование, транспорт, связь нормирующих ограничений меньше, и обойти их несколько труднее.

Из специфики  формирования теневой экономики  в нашей стране можно вывести ряд особенностей, отличающих ее от западных стран:

  • воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики, фактически через функционирование командно-административной системы. В этих условия возникают благоприятные возможности для роста объемов и масштабов деятельности теневиков.
  • наличие упрощенного процесса слияния, кооперирования в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики. Тогда как на Западе, как говорится, каждый сам за себя.
  • расширение социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и пр.
  • распространение получает такая специфическая черта теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за отличия в республиканских законодательствах, в частности в Беларуси и Российской Федерации, российские коммерческие банки и местные органы власти устремились в банковскую систему республики, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов в создании коммерческих банков. В результате появлялась возможность резко увеличить уставные капиталы и стать монополистом в этой сфере деятельности.
  • наличие таких специфических форм теневой экономики, как государственная спекуляция, государственный рэкет.
  • усиление борьбы со стороны международной организованной преступности за сферы влияния при выходе белорусских предприятий-экспортеров на мировой рынок.
  • существование различного рода барьеров при продвижении белорусских товаров на мировой рынок, что порождает развитие теневых отношении.

Еще одна особенность  теневой экономики нашей республики – появление интеллектуального воровства, которое приносит высокие доходы. К примеру, подделка CD-, DVD-дисков, иные сегменты "экономической серости". Мы пока бедны и не можем покупать видеофильм за 40 долл., но за 4 — купим. Вот и вся формула серой экономики для стран с таким уровнем доходов. Западные фирмы это уже понимают и не обижаются, хотя по инерции пытаются бороться, вместо того чтобы продавать лицензионную продукцию по низким ценам.

В Республике Беларусь в последние годы возросло количество финансовых преступлений, в том числе по «отмыванию» денег, совершаемых «банками-призраками» (Bancas fanttasman) - подставными или действительно существующими мелкими фирмами, в мошеннических целях выдающими себя за банковские учреждения, так называемые банковские суррогаты.

Кроме того, как свидетельствует  практика, операции по «отмыванию»  денег нередко являются многоступенчатыми  и реализуются в рамках сложных, хорошо продуманных схем, что часто  не позволяет установить их криминальный характер. В частности, в последнее время отмечается активность сомнительных фирм по скупке акций белорусских предприятий.

Еще одной проблемой, непосредственно вытекающей из сложного законодательства, многочисленных проверок и несоответствующих нарушениям штрафов, является проблема коррупции и взяток. Несмотря на постоянно декларируемую борьбу с коррупцией, в последние годы индекс коррумпированности белорусской экономики резко пошел вверх. По данным исследования международной организации Transparency International, Беларусь, согласно Индексу восприятия коррупции, переместилась с 66-го места в 2005 г. на 80-е в 2007 г.

Одним фактом высокой  коррумпированности и непрозрачности ведения бизнеса в стране являются т.н. «откаты» – денежное вознаграждение за совершенную сделку, размещенный заказ, выигранный тендер и т.д. (как процент от сделки или размещенного заказа). Естественно, что «откаты» никак не фиксируются в бухгалтерском учете и, соответственно, доходы от них не попадают под налогообложение.

Количество откатов  последние годы хоть и несколько  уменьшилось, однако остается достаточно значительным: 10% фирм работает с откатами при каждой или каждой второй сделке. В отраслевом разрезе первое место  занимает строительство: об откате при каждой – каждой третьей сделке заявило 36% респондентов. Далее по убыванию идет торговля (26%), производство (25%), бытовое обслуживание (24%). Существует также и определенная прямая связь между размером предприятия и его вовлеченностью в «откатные схемы».

Чем больше фирма, тем чаще она дает откат: если малые  фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой-третьей сделке примерно в 15% случаев, то фирмы с количеством работников от 50 до 100 чел. – в 29% случаев, а средние предприятия с численностью более 100 чел. – в 53% случаев. Таким образом, в значительном числе случаев сделки объясняются не такими рыночными категориями, как «цена», «качество» и конкуренция, а личной мотивацией менеджеров из отдела продаж, руководителей или соответствующих чиновников.

Основной причиной, которая  способствуют распространению на белорусских предприятиях теневых отношений, является личная заинтересованность руководящих работников в получении дополнительной прибыли посредством незаконной или полулегальной предпринимательской деятельности. Это достигается путем создания подконтрольных отдельным начальникам и их родственникам фирм, имеющих экономические отношения с данным предприятием, получения взяток за закупку сырья у конкретной коммерческой структуры, производства на площадях предприятия и реализация неучтенной продукции и др.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы теневых  отношений белорусских предприятий во внешнеторговой сфере.

Наиболее простой формой укрепления таких отношений в  финансовой сфере предприятия является создание равного рода совместных предприятий и торговых представительств за рубежом. Как правило, руководят этими структурами доверенные люди из руководства головного предприятия. С учетом специфики белорусского законодательства предприятие стремится передать этим представительствам полномочия по реализации своей экспортной продукции. При этом заинтересованные лица имеют возможность манипулировать ценой на эту продукцию  уже на месте, перечисляя на счет белорусского предприятия только отпускную цену (с учетом минимальной рентабельности). По некоторым оценкам, таким путем осуществляется до 30% всех теневых операций на белорусских государственных предприятиях.

Широко применяются  также различного рода махинации  с таможенными документами. Предприятия, как правило, стараются не связываться с подделкой таможенной документации. Наиболее простым путем сокрытия истинных масштабов экспортных операций является умышленное занижение объемов экспорта по бухгалтерским документам. Это стало возможным при резком росте за последние годы объемов таможенных операции, что делает практически нереальным контроль за каждой конкретной сделкой. При этом в случае обнаружения заниженных показателей экспорта руководство предприятия оформляет фиктивный договор по возврату бракованной продукции. Такого рода махинации наиболее типичны для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции. Таможенные махинации занимают от 15% до 60% всех теневых сделок в зависимости от вида деятельности предприятия.

Третьим по значимости способом функционирования теневой экономики на предприятии следует считать выпуск неучтенной продукции. Анализ показывает, что, например, при регулярном занижении процента выхода готовых изделий на одном из предприятий за 3 месяца можно получить порядка 20% месячного объема неучтенной экспортной продукции.

Белорусским экспортерам  нередко навязываются теневые отношения  в странах Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур) и Среднего Востока (Иран, Турция). При работе с фирмами из этих регионов вполне обычным делом является просьба представителей фирм увеличить стоимость заключаемого с белорусским предприятием контракта, а дополнительную сумму (якобы, отказ от предложенного товара) перечислить на счет другой компании в Европе или Северной Америке. Как правило, такого рода финансовые операции трудно контролируются.

Информация о работе Сущность, структура и субъекты теневой экономики