Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:21, курсовая работа
Основной целью предоставленной курсовой работы выступает - изучение русской экономической мысли накануне реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российской страны и наступившие после нее последствия. Для решения установленной цели в работе предстоит решить последующие задачи:
исследовать экономические, политические и иные мысли ученых накануне крестьянской реформы 1861 года в российском государстве; рассмотреть процесс проведения и подготовки реформы;
объективно проверить сущность финансовых идей ученых накануне реформы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В МОСКВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1.1. Экономическая мысль в период кризиса и ликвидации крепостничества
1.2. Социально-экономические идеи народничества.
ГЛАВА ІІ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ РОССИИ.
2.1. Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов
2.1.1. Экономические взгляды декабристов
2.1.2. Экономические проблемы в трудах революционных демократов
2.2. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена
2.3. Экономическое учение Н.Г. Чернышевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Западная Европа унаследовала древнеримскую образованность, отличавшуюся от древнегреческой формальной рациональности, преклонением перед буквою закона и закон о неуважение к традициям "обычного права", державшегося не на внешних правовых нормах, а на преданиях и привычках.
Римская культура накладывала свой след и на западноевропейское христианство. Запад пытался поставить вопрос о вере рассуждать логически. Преобладание в христианстве рассудочных оснований повергло католическую церковь вначале к реформации, а позже и к полному торжеству обожествившего себя разума. Это освобождение разума от веры завершилось в немецкой классической философии и привело к созданию атеистических учений.
В конце концов, и государственность Западной Европы появлялась в итоге завоевания германскими племенами коренных жителей бывшей Римской империи. Начиная с насилием, европейские государства должны были разработать периодические революционные потрясения.
В России много развивались по-разному. Отцы восточной церкви никогда не впадали в абстрактную рациональность и заботились в первую очередь всего о "правильности внутреннего состояния мыслящего духа". На переднем плане у них стоял не ум, не рациональность, а высшее единство духа верующего.
Славянофилы считали уникальною русскую государственность. Потому что в России не существовало двух враждующих племен - завоевателей и завоеванных, связи с общественностью были основаны не только на законодательных и правовых актах, сдерживать народный быт, равнодушных к внутреннему содержанию человеческих отношений. Законы имели у нас скорее внутренний, чем внешний характер. "Святость традиции" предпочиталась юридической формуле, нравственность - наружное применение.[4]
Церковь никогда не пыталась иметь право присвоить светскую власть, чтобы заменить ее, как это не раз выдавалось в папском Риме. В основе самобытной русской организации было общинное устройство, зерном которого являлся крестьянский мир: маленькие сельские общины сливались в более широкие областные объединения, из которых возникало согласие всей русской земли во главе с великим князем.
Петровская реформа, подчинившая церковь стране, круто разрушила природный ход русской истории.
Церковь никогда не пыталась имеют право присваивать светское государство, чтобы заменить его, как это часто
случалось в папском Риме. В основе оригинальной русской общинной организации было устройство, которое было зерна крестьянским миром: маленькие сельские общины сливались в более широкие региональные ассоциации, которые возникают в результате согласия всей Русской земли, во главе с великим князем.
Петровские реформы, которая подчиняет церковь государству, резко нарушил естественный ход русской истории.
В европеизации РФ славянофилы видели опасность лично сути российского государственного бытия. Потому они негативно относились к петровским преображениям и правительственной бюрократии, были активными противниками крепостничества. Они ратовали за свободу слова, за заключение муниципальных вопросов на Земском соборе, состоящем из представителей всех сословий русского общества. Они перечили супротив введения в России форм буржуазной парламентской демократии, полагая нужным хранение самодержавия, реформированного в духе эталонов русской "соборности". Самодержавие обязано стать на путь добровольного содружества с "землею", а в собственных решениях базироваться на мировоззрение этническое, временами созывая Земский собор. Государь призван прослушивать точку зрения всех сословий, однако воспринимать конечное заключение единовластно, в гармонии с христианским духом блага и истины. Не демократия с ее голосованием и механической победой большинства над меньшинством, а согласие, приводящее к единодушному, "соборному" подчинению державной воле, которая должна существовать вольной от сословной ограниченности и служить верховным христианским ценностям.
Литературно-критическая
Славянофилы никак не воспринимали в российской прозе и поэзии общественно-аналитических, им был далек изощренный психологизм, в котором они видели болезнь теперешней личности, "европеизированной", отколовшейся от общенародной почвы, от обычаев национальной культуры. Собственно такую болезненную манеру со "щеголяньем ненужными подробностями" находит К. С. Аксаков в ранних творениях Л. Н. Толстого с его "диалектикой души", в повестях И. С. Тургенева о "лишнем человеке".
1.2. Социально-экономические идеи народничества
В российской экономической мысли второй половины
XIX века основным течением было народничество.
Народничество - это обусловленный вид
утопического социализма.
Суть народничества заключалась в изображении
интересов производителей с точки зрения
мелкого буржуа, мелкого производителя.
В народничестве выдавались две тенденции
– либеральная и революционная. Первый
- с 60-х до середины 80-х гг., соединенный
с деятельностью революционного народничества.
Второй - с середины 80-х до конца 90-х гг.
- характеризуется господством либерального
народничества. Революционное народничество
делило на три направления, которые руководили
Лавров, Ткачев и Бакунин. Развитие буржуазной
политической экономии в реформенной
России имело определенные особенности,
связанные с капиталистическим развитием
страны. [6]
Либеральное народничество отвернулось от борьбы с самодержавием, и обратили внимание на развитие программы так называемых "малых дел". Свою экономическую программу они выяснили с идеей некапиталистического пути развития России. Представителями, были Воронцов, Даниельсон, Южанов.
Существенное место в буржуазной политэкономии России занимали земельные проблемы и, в частности, вопрос общины, что никак не была отличительна для Западной Европы. Решения аграрного вопроса выделили два основных направления в российской буржуазной мысли. Представители одного – оберегали права помещичий путь аграрной эволюции. Представители второго назначения выдавались с оценкой аграрной политики царизма, выказали сочувствие затруднительному положению крестьянства, допускали элементы критики помещичьего хозяйства, тем не менее, фактически выступали за его сохранение. Представители: А.Посников (1846-1921), Н Каблуков (1849-1919), Н Карышев (1855-1905) А.Чупров (1842-1908), и другие.
В конце ХІХ и в начале ХХ ст. в буржуазной политэкономии РФ возникают и получают существенное распространение новейшие направленности: психологическое социальное, математическое. Следовательно, формирование буржуазной политэкономии в России имело свои индивидуальности.[26]
ГЛАВА ІІ. ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Русские pеволюциoнepы-демокpаты были представителями
особого течeния в истории мировой экономической
мысли. Будучи выразителями интерeсoв крепocтнoгo
крестьянства, идеологами крестьянской
революции, они формировали своеобычные
экономические идеи. В истории русского
освободительного движения XIX в. воздействовали
три поколения. Первым было поколение
дворянских революционеров, их убеждения
выработали революционеры-разночинцы
и революционеры-народники. В. И. Ленин
писал:
«Декабристы разбудили Герцена.
Герцен раскрутил революционную агитацию.
Ее подцепили, расширили, закрепили, закалили
революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского
и кончая героями «Народной воли»».
2.1. Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов
Социальный, общественно-опасный престиж заметок позднего Белинского с его социалистическими взглядами схватили и выковали в шестидесятые годы революционно-демократические оценки Николая Гавриловича Чернышевского и Николай Александровича Добролюбова.
К 1859 году, когда правительственная программа и взгляды либеральных партий разъяснились, как стало самоочевидно, что перестройка "сверху" в любых ее версии станет половинчатой, революционеры-демократы от непрочного союза с либерализмом перешли к разрыву взаимоотношений и бескомпромиссной борьбе с ним. На этот, второй этап публичного движения 60-х годов падает литературно- опасная активность Н. А. Добролюбова. Осуждая либералов, он посвящает особый резкий отдел журнальчика "Современник" под названием "Свисток". Тут Добролюбов выступает не только как критик, но и как поэт-сатирик.
А. И. Герцена насторожила оценка критика либерализма, который, будучи в эмиграции, в отличие от Добролюбова и Чернышевского, переоценивал радикализм либералов и продолжал полагаться на реформы "сверху" до 1863 года. [17]
Но предупреждения Герцена никак не приостановили революционеров-демократов "Современника". Начиная с 1859 года, они стали проводить в своих статьях идею крестьянской революции. Основой будущего социалистического мироустройства они считали деревенскую общину. В отличие от славянофилов, Добролюбов и Чернышевский считали, будто общинное землевладение сберегалось хранилось не на христианских, а на революционно-освободительных, социалистических инстинктах русского крестьянина.
Добролюбов был основоположником необычного критического метода Он лицезрел, будто большая часть создателей никак не делят революционно-демократического вида мышления, не выносят решения над жизнью с таких радикальных позиций. Задачу своей критики Добролюбов видел в том, чтобы по-своему окончить начатое писателем дело и сконструировать данное суждения, основанного настоящие действия и художественные образы творения. . Данный способ интерпретации творчества писателя Добролюбов называл "реальной критикой".
Настоящая критика " разглядывает, можно ли и действительно ли такое лицо; нашедши же, что это правда, она переходит к своим собственным соображениям о факторах, породивших его, и т. д. Если в творении разбираемого создателя данные предпосылки указаны, критика употребляется ими и благодарит создателя; если нет, не пристает к нему с ножом к горлу - как, дескать, он осмелился вывести такое лицо, не объяснивши причин его существования?" Критик берет в этом происшествии инициативу в свои руки: поясняет основания, вызвавшие то или иное явление, с революционно-демократических убеждений и потом заявляет над ним вердикт.
Позитивно расценивает Добролюбов и роман Гончарова "Обломов", хотя автор "не дает и, вероятно, не хочет дать никаких выводов". Достаточно того, что он "рекомендует вам живое изображение и гарантирует только за подобие его с реальностью". Для Добролюбова схожая авторская беспристрастность считается приемлемою и в том числе и желанною, этак как разъяснение и вердикт он берет на себя сам.[11]
Настоящая критика нередко приводила Добролюбова к неповторимых художественных образов писателя на революционно-демократический лад. Оказывается, что анализ работы, развивается в понимание острых проблем нашего времени, приводил Добролюбова к таким радикальным выводам, которые никак не предполагал автор. Исходя из этого, как мы увидим дальше, был бесповоротный разрыв Тургенева с журналом "Современник", когда статья Добролюбова о романе "Накануне" увидела в нем свет.
В заметках Добролюбова возрождает мощная, молодая натура талантливого критика, искренне верящего в народ, с которым он связывает единственную надежду на восстановление сообщества, в котором он наблюдает воплощение всех собственных высочайших нравственных идеалов. "Страсть его совершенна и настойчива, и препоны не пугают его, когда их необходимо пройти для достижения страстно желанного и глубоко замышленного",- говорит Добролюбов о русском крестьянине в статейке "Рубежи для характеристики русского простонародья". Вся инициативность критика была обращена на борьбу за сотворение "партии народа в литературе". Этой борьбе он отдал четыре года неусыпного труда, написав за такой интервал периода девять томов сочинений. Добролюбов практически спалил себя на подвижнической журнальной работе, подорвавшей его здоровье. Он умер в возрасте 25 лет 17 ноября 1861 года. О смерти юного приятеля искренно произнес сказал Некрасов:
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
2.1.1. Экономические взгляды декабристов
Под названием декабристов в историю вошли благородные революционеры, которые возглавили освободительное движение в России в первой половине XIX века. Политическая программа декабристов включала ликвидирование самодержавия. Центральным вопросом общественно-финансовой программы декабристов была отмена крепостного права. Декабристы грубо осуждали феодальную систему, которая тормозила формирование производительных сил державы.
В данный период видется огромный энтузиазм исследования изучения п./э Основным вхождением финансовой программы декабристов была отмена крепостного права. В данном отношении помитились две тенденции, которые отыскали отображение в аграрных планах Пестеля, а также Муравьева, Тургенева. [26]
Павел Ивановым Пестель - появился в дворянской семье Смоленской губернии.
Николай Иванович Тургенева - родился в м.Симбирську в семье дворянина.
Центральным местом в его работе является вопрос о создании в крепостного права. То есть освобождение крестьян. В собственных трудах резко осуждает феодализм и выступает приверженцем свободы. Тургенева спроектировал некоторое количество планов избавления крестьян и был сторонником ликвидации крепостного права с поддержкою ряда мер.
Достойные внимания и взоры Тургенева, связанных с становления индустрии и торговли в России. В этом вопросе, он стал сторонником свободы торговли, свободы становления индустрии. Знаменитой становится книга Тургенева "Опыт теории налогов". Где говорится, что нужно платить налоги в соответствии с доходами.
Информация о работе Русские экономические мысли накануне реформы 1861 года