Роль венчурного инвестирования инноваций в развитии экономики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

В современных рыночных условиях одним из ключевых факторов экономического развития является достижение конкурентоспособности, определяемой результатами научно-технического прогресса. На самом деле, конкурентоспособность зависит от разработки и внедрения крупных инновационных проектов и поэтому инновациям отводится главная роль в повышении уровня благосостояния общества. Новая экономика, именуемая инновационной, интенсивно усиливает темпы своего развития, и, по мнению многих авторов, «прокладывается венчурной индустрией»

Содержание

Введение 3
Глава 1.Венчурные инвестиции в современной России.
1.1 Становление системы венчурного инвестирования в России 5
1.2 Государственное регулирование венчурного инвестирования 14
1.2.1 Законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность
1.2.2 Регулирование иностранных инвестиций
1.2.3 Регулирование коммерциализации и защиты прав интеллектуальной собственности
Глава 2 .Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1 Современное состояние венчурного рынка России: проблемы и пути решения
2.2 Перспективы развития венчурного инвестирования инноваций в России.
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 75.51 Кб (Скачать документ)

  Для иностранных инвесторов законодательством России предусмотрен так называемый национальный режим, то есть правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

 К гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам на территории России относятся:

  •    Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
  • Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций — иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством.
  • Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу — иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.
  • Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства — так называемая дедушкина оговорка.
  • Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором.
  • Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, и некоторые другие гарантии.10

 

 

1.2.3 Регулирование коммерциализации  и защиты прав интеллектуальной   собственности.

       Интеллектуальная собственность — понятие сравнительно новое для российской теории и практики. Однако в настоящее время в России приняты законодательные акты практически по всем основным видам интеллектуальной собственности. Это, прежде всего:

    • Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-I

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

    • Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3517-1;
    • Закон РФ от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
    • Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и ряд других законодательных и иных нормативных актов.

В России впервые понятие  «интеллектуальная собственность» закреплено в Гражданском кодексе РФ. В части первой Гражданского кодекса РФ, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которой является интеллектуальная собственность, отнесены к объектам гражданских прав (статья 128). Статья 138 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (услуг, работ); фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.

Традиционно в системе  интеллектуальной собственности выделяется три основных блока:

    1. Авторское право и смежные права.
    2. Промышленная собственность.
    3. Так называемые «нетрадиционные» права интеллектуальной

собственности.

По сути своей интеллектуальная собственность, в отличие от собственности на материальные объекты, не обладает свойством экстерриториальности, то есть в отличие, например, от материальных предметов, находящихся в собственности индивидуума, которые остаются в его пользовании, владении и распоряжении и после пересечения государственной границы, нематериальные результаты интеллектуальной деятельности остаются собственностью их создателя или владельца только в границах того государства, национальная правовая система которого обеспечила им защиту11. Поэтому в случае с регулированием вопросов передачи и защиты интеллектуальной собственности на первый план выходит именно международно-правовое регулирование, значительная доля которого приходится на систему международных соглашения в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

      Базовым международным соглашением в рамках системы ВОИС12, регулирующим вопросы коммерциализации и защиты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (далее — Парижская конвенция). Целью принятия конвенции является, прежде всего, обеспечение защиты промышленной собственности сразу в нескольких странах,  

2.1 Современное состояние венчурного рынка России: проблемы и пути решения

         По различным оценкам, сегодня в России насчитывается 30—50 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала от 1,5 до 3 млрд. долл. Большая часть этих средств приходится на долю иностранного капитала и далека от развития наукоемких инновационных проектов.

       Очевидно, что эти показатели пока не идут в сравнение с масштабами рынка венчурного капитала в США и других индустриально развитых странах. Среди причин, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, сегодня отмечаются:

  • слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и средним инновационным бизнесом;
  • отсутствие российских источников венчурного капитала;
  • низкая ликвидность рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма (специального фондового рынка);
  • слабые экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов;
  • низкий престиж предпринимательской деятельности в сфере малого наукоемкого бизнеса;
  • слабая информационная поддержка венчурного бизнеса в России;
  • недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного капитала;
  • проблемы с регистрацией венчурных фондов и др.

       Для исправления сложившейся ситуации Минпромнауки разработало и приняло проект Концепции развития венчурной индустрии в России, которая представляет собой, по сути, государственную систему стимулирования венчурных инвестиций. Согласно этой Концепции учреждено 10 региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием. Кроме того, государство взяло на себя значительную часть усилий по формированию необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, созданию благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики, обеспечению ликвидности рисковых капиталовложений, повышению престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса13.[25, С. 225].

        Начиная с 2004 г. в рамках Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере осуществляется программа "СТАРТ" по предоставлению начинающим предпринимателям стартового финансирования. Она направлена на оказание помощи предпринимателям в создании малых наукоемких фирм. Программа предусматривает финансирование на конкурсной основе ежегодно 400 проектов. В первый год предприниматель получает безвозмездно до 750 тыс. руб. на обоснование коммерческой значимости своей идеи, проведение необходимых НИОКР, составление бизнес-плана, патентование и пр. В дальнейшем он может рассчитывать на получение от фонда в общей сложности до 4,5 млн. руб. на создание фирмы, в которой будут работать 5—20 сотрудников. Участие государства в данном случае представляется вполне уместным, поскольку речь идет о самых ранних, наиболее рискованных этапах инновационной деятельности, которые часто игнорируются частными венчурными фондами даже в условиях зрелых рыночных отношений.

        В июле 2005 г. появилось сообщение о намерении правительства создать Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций с уставным капиталом в 100 млн. долл. для инвестирования в ИКТ, контрольный пакет которого будет контролировать государство.

        Тем не менее, вопрос о том, удастся ли сформировать полноценный рынок венчурного капитала в России с третьей попытки, остается по-прежнему открытым. Все будет зависеть, прежде всего, от экономической ситуации, последовательности в действиях государства по формированию благоприятных макроэкономических условий и инфраструктуры для развития венчурного бизнеса и того, удастся ли вовлечь в этот бизнес свободные национальные капиталы. Отметим еще раз, что примерно половина средств, поступающих в американские венчурные фонды, приходится на длинные деньги пенсионных фондов. В России этого пока не происходит.

Наивно полагать, что национальный рынок венчурного капитала сможет полноценно развиваться без повышения внутреннего  спроса на высокотехнологичную инновационную  продукцию. В том числе со стороны  государственного сектора. Отметим  как отрадное явление то, что за последние годы ряд крупных российских финансово-промышленных групп декларировал намерение учредить свои собственные  венчурные фонды. Теперь многое будет  зависеть от последовательности в этих действиях14.[34, С. 84].

Само собой разумеется, что многое будет определяться и  тем, как скоро оправится от кризиса  мировой рынок венчурного капитала.

Настроения портфельных  инвесторов в настоящее время  весьма противоречивы. Российский рынок, несмотря на огромный потенциал, показал  себя очень волатильным. На еще не забытые впечатления 1998 г. наложились резкие скачки рынка в этом году.

В настоящее время можно  выделить несколько групп портфельных  инвесторов на российском рынке ценных бумаг15:[16, С. 34].

1. Специализированные на  России фонды — это ограниченный  круг, как правило, небольших инвестиционных  фондов (размер фондов 10—20 млн долл.), около 10 фондов имеют размер 40—80 млн долл. Пожалуй, это наиболее  опытная и искушенная группа  инвесторов. Единственным исключением  является фонд The Hermitage. Высокую степень активности проявляют скандинавские инвесторы, причем размер таких фондов зачастую превышает средний по группе.

Небольшие фонды на Россию имеют крупнейшие инвестиционные группы Chase Fleming, Templeton, Schroders, информация об этих продуктах, как правило, не предоставляется в свободном доступе, а доступна лишь по запросам. Не имея возможности осуществлять страновую диверсификацию, эти фонды вынуждены нести существенные потери в периоды спада российского рынка. В связи с высоким риском вложений зачастую специализированные на России фонды предлагаются инвесторам только через специализированных инвестиционных консультантов. Рекомендованный период вложений в такие фонды обычно превышает 3—5 лет.

В результате кризисных явлений  проявляется нехорошая тенденция  — ранее специализировавшиеся на России инвестиционные фонды начали уходить в Центральную и Восточную  Европу. Так, фонд First Russian Frontiers Trust даже сменил название на The Eastern European Trust. To же самое произошло и с фондом Morgan Stanley Russia and New Europe Fund. В отчетах ряда инвестиционных фондов российский рынок характеризуется как unregulated.

2. Фонды, специализированные  на странах Центральной и Восточной  Европы, гораздо более многочисленны.  В этой категории нередки фонды,  размер которых превышает 300 млн.  евро; еще одна категория фондов  находится в диапазоне 65— 120 млн. евро; многочисленна и категория  фондов размером менее 10 млн.  евро (как правило, не учитывались  в нашем обзоре). Около 15% ориентированных  на Центральную и Восточную  Европу фондов не имеют вложений  в Россию. Наиболее перспективными  считаются Польша, Венгрия и Греция. Доля России обычно колеблется  в диапазоне от 10 до 40% в зависимости  от стратегии фонда и ситуации  на российском рынке.

Большое количество ориентированных  на Центральную и Восточную Европу фондов различных управляющих компаний говорит о том, что регион обладает высокой степенью инвестиционной привлекательности. Но небольшой объем большей части  этих фондов подтверждает сохраняющиеся  высокие риски инвестиций в страны региона. Инвесторы копят опыт, тщательно  отслеживая ситуацию16.[2, С. 123].

3. Глобальные фонды —  доля России в структуре вложений  этих фондов была значительно  сокращена с лета 2008 г. Сейчас, как правило, она составляет 1—3%. Однако средний размер таких фондов существенно выше, чем фондов двух предыдущих категорий — примерно 300—400 млн. долл. Нередко можно встретить фонды размером 0,8—3 млрд. долл., размер лидеров достигает 40 млрд. долл.

Региональные фонды (Центральная  и Восточная Европа), как правило, предлагаются дислоцированными в Европе инвестиционными группами. Американские инвесторы больше ориентированы  на Global Emerging markets в целом и Латинскую Америку. Интересно отметить предложение восточноевропейских инвестиционных продуктов дислоцированными в Азии подразделениями ряда инвестиционных групп (Nomura, Invesco ITMCo Credit Suisse ITMCo, JF Funds и т.д.). Однако (за исключением Templeton) размер их, как правило, весьма незначителен.

4. Отраслевые фонды. Объемы  инвестиций в Россию этой группы  фондов пока еще минимальны. Многочисленные  инвестиционные продукты, в том  числе глобальные продукты, в  основном ориентированы на развитые  рынки, а также захватывают  лишь ведущих эмитентов новых  индустриальных стран. Однако  следует отметить усилившуюся  тенденцию предложения отраслевых  продуктов для стран с развивающимися  рынками, например, в области телекоммуникаций  и энергетики, недвижимости.

Информация о работе Роль венчурного инвестирования инноваций в развитии экономики современной России