Проблемы городской и сельской бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

В Советском Союзе 60 лет назад начали считать доходы и расходы семейных бюджетов граждан по-новому – на научной основе. Совет Министров СССР 3 ноября 1951 года издал постановление № 4354 «Об улучшении статистики бюджетов рабочих, служащих и колхозников».
вообще-то Россия (и Империя, и Советы) всегда в этом деле шла в ногу со временем. Государство начало систематически изучать кошельки своих граждан с конца 19 века, а первые попытки, правда, только в отношении крестьян, делались еще в конце 18 века.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..…. 3
Изучение семейного бюджета сегодня …………...…………...……………. 4
2. Понятие бедности…………………………..………………………………….. 6
3. Город и деревня ………….……………………………….…………………… 8
4.Уровень образования города и села………………………………………….. 11
5. Домохозяйства …………………………………………………………………14
6. Источники жизнеобеспечения села …………………………………………. 17
Заключение ……………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………. 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

КРбедность.doc

— 547.50 Кб (Скачать документ)

Заработная плата в  сельском хозяйстве по-прежнему остается самой низкой среди всех видов  хозяйственной деятельности.

В январе-октябре минувшего  года средний заработок аграрников составил 12 тыс рублей в месяц  – по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года рост выше среднего по всем отраслям. Однако до сих пор  зарплата сельчанина составляет лишь 53% от среднего уровня этого показателя по стране (23,7 тыс. рублей).

А ведь расходы на жизнь  в деревне отнюдь не меньше, чем  в городе. Затраты на еду в сельской семье составляют более 36% от ее потребительских  расходов, а в городе – менее 27%. И это объяснимо, поскольку при современной жизни деревня все больше питается продуктами с магазина, цены на которые в селе часто выше, чем в городе. Потому-то в сельских семьях больше, чем в городских, удельный вес расходов на приобретение хлеба, мяса, сахара, а теперь еще и молочных продуктов. Естественно, на все остальное – одежду, обувь, современную домашнюю технику, образование, медицинские и другие услуги денег остается меньше.

Так что задача ликвидации бедности требует резкого роста  заработной платы на селе.

 

Заключение

 

У значительной части  нашего общества нет материального  достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить  детей, иметь доступ к высококачественному  образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации.

Парадокс нашей бедности в том, что за чертой оказываются  люди работающие, с высшим образованием и квалификацией, социальным статусом. Это граждане разного возраста: пенсионеры, люди средних лет и молодёжь, которая  не может найти себя. Им сложно получить жильё, работу, качественную медицинскую помощь. Перед обстоятельствами они беззащитны.

Ещё более беззащитны перед вышеперечисленными обстоятельствами жители сельских территорий. Для жителей  отдаленной малочисленной деревни  остаётся проблема — территориальная изолированность и ограничение связи. В  деревне  наблюдается явный избыток неквалифицированной рабочей силы, что в сравнении с городскими условиями усугубляет без того «плачевное» состояние российской деревни.

 В результате происходит отток оставшегося сельскохозяйственного населения в города, усиливается запустение российской деревни, село лидирует по уровню безработицы.

 Понимание проблемы деревни вроде бы есть. В канун Нового года было подписано трехстороннее Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012 - 2014 годы. Оно заключено между Министерством сельского хозяйства РФ, Профсоюзом работников АПК и работодателями - Общероссийским агропромышленным объединением работодателей, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Российской академией сельскохозяйственных наук. Документом, в частности, предусматривается довести уровень реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80% от уровня средней заработной платы по стране.

Рассматривая бедность в России как городского, так и  сельского населения нельзя не отметить, что без поддержки государства такие люди просто не смогут подняться с «колен».

Так что для руководства  государства огромный фронт работы в области выполнения заявленной  задачи по ликвидации бедности к 2020 году. Задача кандидата в президенты сформулирована четко: к концу текущего десятилетия Россия должна «преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны». Время покажет.

Список  используемой литературы

 

1. Данные сайта Госкомстат РФ http://www.gks.ru

2. Елена Данилевич  Статья из номера: Аргументы и факты - Петербург №42 от 19 октября 2011г.

3. Ольга Сальникова Статья из номера: Аргументы и факты - Петербург №51 от 21 декабря 2011г.

4. Алескей Торгашев Статья из номера :Русский репортер. Заработанные деньги. №43 (3-10) ноября 2011г. http://www.rusrep.ru

5.Любовь Овчинцева Особенности сельской бедности http://www.index.org.ru

 

6. Комментарии Агентства РиФ: http://www.rf-agency.ru

     7. В В.  Путин Авторская статья: «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» Известия 16 января 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для жителей отдаленной малочисленной деревни главная  проблема — территориальная изолированность  и отсутствие связи. Грунтовую дорогу к деревне провели лишь в конце 1980-х годов. Телефона нет, так как  линия связи обветшала и пришла в негодность. Автобусного сообщения нет и никогда не было. Школу закрыли, клуб — тоже. Стоимость проезда от ближайшего крупного села (восемь километров) до районного центра на автобусе туда и обратно — 20 рублей, что очень дорого для селян, большинство из которых — безработные. Мечта безработных — получить пенсию. Досрочную не оформляют. А работы нигде в округе нет. И почему пособие по безработице платят нерегулярно и так мало? В фонд социальной защиты жители этой деревни не обращаются — помощь от него невелика, дороже обойдется проезд.

 

Люди раньше работали в совхозе, но теперь его нет. Они  могли бы производить немного  сельскохозяйственной продукции на продажу, но где взять капитал  на расширение производства сверх жизненно необходимого и, главное, куда продать? Тихо и незаметно доживает в глуши эта деревенька, как многие сотни подобных.

 

Каждый уважающий  себя обыватель считает своим  долгом ругать Росстат за «нереальную» инфляцию, потому что в его магазине килограмм мяса за месяц почему-то всегда дорожает больше, чем утверждает статведомство. Но выясняется, что результаты обследования семейных бюджетов – один из источников определения инфляции. Выходит, это не Росстат лукавит, а мы с вами?

На основе полученных данных Росстат вычисляет структуру  так называемых весов для оценки инфляции, то есть, сколько тот или иной товар или услуга весит в семейном бюджете. Условно говоря, если за месяц бриллианты подорожали на 100 процентов, это не значит, что на столько же выросла инфляция, потому что бриллианты в структуре потребления среднестатистической семьи занимают 0,000… мизерных процента. А вот еда в иных семьях половину бюджета съедает или, скажем, услуги ЖКХ. Если правильно определить структуру весов, то показатели инфляции будут более точными.

Люди склонны  скрывать свои доходы, расходы – тоже, но в меньшей степени. Многие занижают реальные расходы на алкоголь, на сигареты. Бывает, муж что-то скрывает от жены, жена от мужа. Это, естественно, отражается на предоставляемых данных. Но существуют специальные методы очистки, корректировки информации, в том числе математические. И в условиях больших чисел лукавство отдельных респондентов нивелируется.

 

Вывод: В середине прошлого века Международная организация труда взяла на вооружение ИМЕННО советскую систему обследования семейных бюджетов. Сегодня такие обследования ведутся практически во всем мире и являются основой для измерения многих социально-экономических тенденций, в том числе уровня инфляции.

- Парадокс нашей бедности в том, что за чертой оказываются люди работающие, с высшим образованием и квалификацией, социальным статусом, - рассказывает руководитель сектора социальной структуры, к. с. н. Галина Еремичева. - Это граждане разного возраста: пенсионеры, люди средних лет и молодёжь, которая не может найти себя. Им сложно получить жильё, работу, качественную медицинскую помощь. Перед обстоятельствами они беззащитны. Небольшой толчок - и человек сползает вниз. И наоборот. Как только снижается, например, давление на малый бизнес, сразу появляются новые небольшие предприятия. Без поддержки государства такие люди просто не смогут подняться.

Еще пять лет назад на заседании  Всемирного русского народного собора отмечалось, что бедность составляет главное препятствие на пути модернизации страны. У значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra24c.htm Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".

В России большая часть  населения проживает в городах  и рабочих поселках. По широкому спектру показателей уровня жизни  и здоровья населения горожане имеют преимущество перед сельским населением.

 

 

Чем отличается жизнь  в городах России, так это особенностями  климата и спецификой истории  формирования городского социума страны, которые мы рассмотрим прежде, чем  переходить к характеристике формальных показателей коммунального обустройства жилой среды.

Российские горожане в массе своей проживают в  городе на протяжении не более двух - трех поколений. Рост городов в  России шел крайне бурно в последние  десятилетия. Этот процесс происходил за счет оттока из деревни наиболее активных людей. Они видели, что карьеру можно сделать лишь в городах. Коллективизация лишила надежды на обогащение в деревне и сделало деревню местом несоизмеримо более бедного уровня жизни. После этого активные слои населения, несмотря на жесткие меры властей по прикреплению крестьян к колхозам (отсутствие у колхозников паспортов), пошло широким потоком. Многие мужчины после второй мировой войны не вернулись в село, устроились в городах и выписали туда, свои семьи, молодежь рвалась на учебу и “стройки коммунизма” лишь бы уехать из села и т.п.

Получить в  настоящее время объективные  цифры по экономическому состоянию  российской деревни - задача почти невозможная. Практически вся экономическая  жизнь села происходит сейчас “в тени”, скрываясь от статистики. Цифры, приводимые официально статистикой можно использовать в лучшем случае как отправные ориентиры. Основных причин этому три. Во-первых, деревня сейчас слишком бедна, чтобы платить высокие налоги и поэтому все типы сельхозпредприятий и, тем более, личные хозяйства старательно укрывают от статистики свое истинное состояние. Во-вторых, крестьяне продолжают искренне бояться нового раскулачивания и как могут занижают данные по численности скота и урожае, производимом в личном хозяйстве. В-третьих, скупку продукции не только фермерских хозяйств и личных подворий, но и части крупных предприятий сейчас производят в основном частные перекупщики, которые расплачиваются на месте наличными.

 

 

 

 

 

Неоднозначность идущих в деревне процессов подтверждают следующие факты. Так, если учтенный объем производства в сельскохозяйственных предприятиях (колхозы, совхозы, АО) составил в прошлом году лишь 43% от уровня 1990 г., то в хозяйствах населения он возрос - 117% по отношению к тому же 1990 г. И это несмотря на то, что продукция личных хозяйств фиксируется в статистике гораздо хуже, чем продукция сельскохозяйственных предприятий. На фоне катастрофического сокращения поголовья скота в коллективных хозяйствах даже официальная перепись констатирует концентрацию его поголовья на индивидуальных подворьях. Так, общее количество крупного рогатого скота во всех хозяйствах с 1991 по 1995 г. упало с 57.0 до 43.3 млн. голов, а в личных хозяйствах за тот же период возросло с 9.9. до 11.6 млн. голов, причем реальный рост, безусловно, значительно выше. Обращает на себя внимание и тот факт, что по данным официальной статистики показатели затрат кормов на единицу привеса или удоя в коллективных хозяйствах постоянно нарастают, что свидетельствует о том, что корма крестьяне воруют для личного скота. Отметим, что если площади под зерновыми в стране снизились с 61.9 в 1992 г. до 53.4 млн. га в 1996 г., то под многолетними травами - основной кормовой культурой Нечерноземья - возросли за тот же период с 13.0 до 17.8 млн. га, Такой рост не может быть объяснен официальными цифрами по поголовью скота. Подтверждают неполноту переписи и частные наблюдения. Например, в одном из районов Смоленской обл. наблюдается следующая картина. В крупных селах, где располагаются сельские органы власти и управления АО, поголовье скота в личном хозяйстве не растет уже несколько лет, оно рассчитано почти исключительно на личное потребление. В небольших же селах, где начальства нет и контроль ослаблен, уже третий год сохраняется стойкая тенденция роста личного поголовья.

 

Анализ наших данных о масштабах теневого производства в регионах России, и оценок выполненных  специалистами Госкомстата РФ позволил обнаружить устойчиво сохранявшуюся  в 1995-96 годах тенденцию повышения  доли укрытого от официальной статистики производства в регионах с высокой долей аграрного сектора. Расчеты показывают, что в 1995-96 годах сельские производители укрывали от статистики в среднем в 3 раза большую часть продукции, нежели это имело место в неаграрных сферах деятельности. В среднем по стране в 1996 году неучтенная часть аграрной продукции по нашим оценкам почти сравнялась с показателями официальной отчетности.

 

оценки показывают, что  наиболее развит теневой сектор на Кавказе, в некоторых депрессивных автономиях Сибири и в Нечерноземье. В последнем случае отчетливо просматривается зависимость масштабов теневого производства от близости к наиболее развитым центрам (Москве, С- Петербургу, Нижнему Новгороду, Самаре, Новосибирску) или связывающим их магистралям. Так повышен уровень теневого производства в сельском хозяйстве Тверской и Новгородской областей (трасса Москва-С-Петербург), во Владимирской и Ивановской областях расположенных между Москвой и Нижним Новгородом. Эти данные подтверждают выводы о том, что в Нечерноземье акционерные общества (АО), возникшие на месте колхозов и совхозов в настоящее время держатся на плаву исключительно вокруг крупных городов, куда можно сбывать продукцию без больших транспортных затрат и лишних посредников. В глубинке они просто агонизируют. Местами в Нечерноземье фактически сброшено уже до 25% пашни, в среднем 4 из 5 молочно-товарных ферм заброшено. Естественно, брошенные поля уже на второй год после последней вспашки покрываются подростом березы высотой в 1 м. На вспахиваемых полях механизаторы аккуратно обходят малейшие неровности (запчасти дороги), в результате посреди полей возникают колки. Прекратилось протравление зерна, почти не используются пестициды и минеральные удобрения. Если в 1992 г. в стране в среднем на 1 га пашни сельхозпредприятиями было закуплено 44 кг минеральных удобрений, то в 1996 - лишь 14 кг. Все эти процессы благоприятно сказываются на природе Нечерноземья.

 

В большинстве сельхозпредприятий Нечерноземья крестьяне многие месяцы, иногда годами, не получают зарплаты. Колхозы, совхозы или акционерные общества лишь изредка подбрасывают своим работникам немного кормов, помогают с дровами и т.п. Но, работая в таком хозяйстве, крестьяне используют его трактора и другую технику на своем подворье. Произведенные в своем хозяйстве картофель, овощи, мясо осенью продается скупщикам, которые расплачиваются “живыми деньгами”. Процесс скупки продукции в дальних деревнях возник совсем недавно и пока организационно не оформился (соответственно статистически почти не наблюдается). Так, во многих областях Нечерноземья (Смоленской, Калужской, Тверской), туда “где кончается асфальт” (т.е. в села на границах районов) еще в 1996 г. автолавки заезжали лишь после сильного нажима жителей на начальство. Но уже летом 1997 г. такие заезды стали регулярными и началась конкуренция между разными завозчиками хлеба. Очевидно, на селе появились деньги.

Информация о работе Проблемы городской и сельской бедности в России