Проблемы денежного обращения в переходной экономике: бартер, кризис неплатежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблем переходной экономики России в целом, а также рассмотрение понятий и сущности денежного обращения, бартера и кризиса неплатежей, их проблемы в переходной экономике.

Содержание

Введение................................................................................................................3-4 стр.

Глава 1. Особенности переходной экономики России
Сущность переходной экономики, ее главные задачи........................5-9 стр.
Этапы в истории «переходного периода» в России..........................9-13 стр.
Особенности переходной экономики в России, ее главные задачи и пути их решения.........................................................................................13-15 стр.

Глава 2. Денежное обращение: бартер, кризис неплатежей

2.1. Денежное обращение, понятие, его виды.......................................16-19 стр.

2.2. Сущность, понятие бартера. Бартер в переходной экономике.....19-25 стр.

2.3. Понятие, причины неплатежей. Проблемы неплатежей и меры по преодолению кризиса неплатежей..................................................................25-29 стр.

2.4. Меры по преодолению кризиса неплатежей...................................30-33 стр.

Заключение........................................................................................................34-36 стр.

Список литературы................................................................................................37 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА с ссылками.docx

— 75.51 Кб (Скачать документ)

     Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось  не более 10 – 15 % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей.

Неоплаченный  в установленные сроки государственный  заказ (не, что это -

подводная лодка или вагон с зерном) порождает  на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих из, неоплату транспортных расходов, кредитов. Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет. Затем начинается новый виток в спирали

неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты

бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение производства,

новые неплатежи в бюджет и т.д. Образовался, таким образом, своего рода порочный замкнутый круг, разорвать который на уровне отдельных предприятий

невозможно, какими бы мощными они ни были. Прорыв реален лишь там, где этот круг первоначально и по преимуществу возник - в сфере отношений бюджета со всей остальной экономикой.

     2). Налоговая политика

     Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г. налоговая политика правительства с течением времени превратилась в сильней тормоз экономического развития страны и мощный фактор ее бюджетно-финансовой и

социальной  нестабильности. Запредельные ставки налогообложения породили

резкое  сокращение налогооблагаемой базы и  как следствие падение налоговых

поступлений в бюджет, а не их рост. Естественно, поставленные в невыносимые налоговые условия многие предприятия постарались вывести значительную часть своего экономического оборота из-под налогового пресса. Сегодня от налогов уклоняются до 80 % всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом широко используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования налоговые льготы, искусственное сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой системы - прямой уход 40 % и более реальной российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу, рост организованной преступности, массовое

укрытие личных доходов и имущества от налогообложения, наличие на руках (вне банковской сферы) у населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в иностранной валюте, массированный отток российских капиталов за границу, превысив уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд. долл., и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на современный кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с бюджетом.

     3). Монополистическое  ценообразование

     Для всей сферы обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, торговли, услуг, коммунального хозяйства и пр. подлинным бедствием стал безудержный рост в последние годы внутренних цен на продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и нефтепродукты, газ, услуги связи. Внутренние цены на эти ресурсы, достигнув на

начальной стадии реформ более или менее  естественного мирового уровня и  тем

самым ликвидировав свое длительное искусственное  отставание, в дальнейшем по ряду позиций значительно (в 1,5 раза и более) превысили мировой уровень.

Сейчас  продолжается их относительное повышение: в среднем темпы роста

внутренних  цен естественных монополий в  годы реформ в 3 раза превысили рост цен на все другие виды продукции в стране. "Инфляция издержек" была и остается фактором нашей экономики, по своему значению не меньшим, а, по-видимому, большим, чем классическая монетарная инфляция.

     Общую платежеспособность российской экономики  настолько подрывает "инфляция издержек", что правительство в конце концов, видимо, смирилось с нынешней уродливой, невиданной ни в одной стране мира системой взаимоотношений государства и предприятий- монополистов: РАО "Газпром", например, должен экономике 15 млрд. руб., а потребители, в первую очередь бюджетники, должны "Газпрому" (во многом из-за нереальных цен) 50 млрд. руб., и никто никому не платит, но зато газовая отрасль имеет возможность удерживать монопольно высокие цены. Того, что она пока получает от еще платежеспособных

потребителей, так или иначе хватает ей, чтобы  обеспечить себе безбедное существование.

     4). «Прокрутка» денег.

     «Прокрутка  денег» в банковской сфере, коррупция, прямое воровство, отток денег за границу – пороки современной российской действительности, которые столь известны и очевидны, что, видимо, не нуждаются ни в каких специальных комментариях. Буквально всеобщим явлением стали искусственная задержка

прохождения платежей по банковским каналам, конвертация доходов предприятий в иностранную валюту с последующим вывозом ее за рубеж, гигантские масштабы личного обогащения руководителей даже тех предприятий, которые давно и прочно сидят в неплательщиках по своим обязательствам как партнерам, так и бюджету и на которых персоналу месяцами не выплачивается зарплата.8 

2.4. Меры по преодолению кризиса неплатежей

     Способы по преодолению кризиса неплатежей следующие:

     Первый - банкротить должников, и чем больше, тем лучше; в классической рыночной экономике неплатежеспособность предприятий преодолевается именно с помощью процедур банкротства. Некоторые эксперты сомневаются, что целесообразно преодолевать кризис неплатежей с помощью банкротств. Неплатежеспособных предприятий в России слишком много, поэтому арбитражные суды не справятся с наплывом дел. Кроме того, банкротство должника всегда порождает убытки кредиторов, а банкротства крупных должников могут повлечь за собой цепочки банкротств кредиторов. Важно и то, что неплатежеспособными оказались многие крупнейшие предприятия, имевшие значительный вес на фондовом рынке (до его обвала), вовлеченные в международные проекты. Их банкротство чревато еще большим падением делового рейтинга нашей страны. Не стоит забывать, что массовые банкротства - это массовый передел собственности, причем за бесценок. Ведь предприятий на рынке окажется намного больше, чем денег. При этом причины, порождающие задолженность, не будут устранены.

     Эти аргументы не означают, что процедуру  банкротства следует вообще исключить. Банкротство безнадежных предприятий  необходимо. Но оно должно проходить  по строгим критериям, исключающим  произвол со стороны властей, нередко  желающих таким образом передать предприятия "своим" людям. Уместно  использовать процедуру "ускоренного" банкротства, в процессе которого удается  сохранить предприятие как имущественный  комплекс (оно продается целиком, как бизнес, без долгов), а выручка  от его продажи распределяется среди  кредиторов и прежних акционеров.

     Выявлена  парадоксальная связь между задолженностью предприятий и их инвестиционной активностью, или между инвестициями в незавершенное строительство  и долгосрочными финансовыми  вложениями. Оказалось, чем больше срок расчета за отгруженную продукцию, тем масштабнее инвестиции предприятия. Это явление с трудом поддается  объяснению. Возможный ключ к разгадке - обратно пропорциональная связь  между долей денежного расчета  в выручке и инвестиционной активностью. Вероятно, деньги слишком дороги для инвестиций. Напротив, бартер из-за своей низкой ликвидности годен для инвестиций.

     Впрочем, в большинстве случаев прибыль  от инвестиций (вложений в другие предприятия, долгосрочных финансовых вложений) близка к нулю. Оценить же будущий эффект ввода незавершенного строительства  невозможно. Таким образом, инвестиционная активность при большой задолженности  предприятия хотя и масштабна, но малоэффективна.

     Второй - использовать денежную эмиссию в  размерах, достаточных для погашения  долгов бюджета. Противники такого подхода  подчеркивают, что из-за величины долгов эмиссия будет столь значительной, что страна неизбежно сорвется в  пропасть гиперинфляции.

     Третий - снижать цены и издержки производства, для этого законодательно разрешить  продажу товаров по ценам ниже себестоимости, установить регулируемые цены на продукцию монополистов (прежде всего на газ и электроэнергию) с учетом сложившегося уровня фактических  расчетов. Характерно, что средний  срок расчета за газ превысил 41 месяц, а за электроэнергию - около 10 месяцев, но при этом производители газа и  электроэнергии не останавливают производство.

     Сторонники  этого пути обращают внимание на то, что снижение цены на электроэнергию должно быть увязано с установлением  предельных цен на энергетические угли. На основе радикального снижения цен  на газ и электричество нужно  соответственно снизить цены на тепловую энергию и железнодорожные перевозки. Это, конечно, сократит доходы бюджета, но позволит существенно уменьшить  и его расходы (вопрос в том, что  окажется весомее). Кроме того, появится возможность восстановить нормальные условия функционирования промышленности в нашей обширной стране с суровыми климатическими условиями.

     Крайне  важно изменить порядок начисления амортизации, которая превратилась в "инвестиционный налог", в основной фактор роста себестоимости товаров, комплектующих, услуг. На амортизационные  отчисления приходится 5-18% себестоимости, а в результате кумулятивного эффекта во всех отраслях - 80% себестоимости конечного продукта. Производители требуют друг у друга средств на инвестиции, но взаимные инвестиционные требования фактически уравниваются и гасятся, поэтому не являются источником капиталовложений в отличие от прибыли и долгосрочных заимствований.

     От  масштабных заимствований не выигрывают предприятия энергетических отраслей, ставшие конечными кредиторами  промышленности. Реальная цена обязательств перед ними постоянно снижается, поэтому они вынуждены удовлетворяться  фактическим уровнем расчета, хотя потребители формально не оспаривают свои обязательства на уровне действующих  цен.

     Четвертый - провести дополнительную эмиссию  акций предприятия-должника, продать  их на рынке и вырученными средствами возместить его долги, в том числе  бюджету (правда, при этом "размывается" капитал владельцев предприятий, более  того - они могут лишится контрольного или блокирующего пакета). Некоторые  эксперты справедливо видят в  этом признание государством своей  неспособности собирать налоги, а  также того факта, что нынешние налоги можно выколотить из налогоплательщиков только насильственными способами.

     Пятый - заставить предприятия под угрозой  штрафов и других санкций торговать  своими долгами на рынке. Такой подход активно продвигают Минэкономики и  Госналогслужба. Аналитики обращают внимание на то, что продажа предприятиями  дебиторской задолженности создает  лазейку для ухода от налогов. Поскольку задолженность исчислена  на основе завышенных бартерных цен, при ее продаже можно "нарисовать" убытки, т.е. свести прибыль к нулю.

     Шестой - списать почти все пени и штрафы без условий и предоставить длительную (более чем на 10 лет) беспроцентную  рассрочку основной суммы долга. К списанию долгов надо, конечно, "добавить" реформирование налоговой системы  и естественных монополий.

     Многим  такой подход не нравится, потому что  прощение долгов совсем отучит недобросовестные предприятия платить налоги, а  добросовестные плательщики в очередной  раз пострадают. Сторонники подхода  возражают: в России трудно отыскать крупное предприятие (а не молочный магазин или подставную фирму), которое не имеет задолженности. Если же такое находится, то это, как правило, местный монополист или завод, имеющий высокую рентабельность за счет уникальной технологии, но не предприятие с "сознательным" директором. Ведь российские компании возникали не благодаря тому, что собрались несколько человек, сложились и построили прибыльный завод. Заводы строились за счет государства, но потом одним достались сверхприбыльные производства, а другим - обычные. Счастливчики в состоянии платить налоги. В такой интерпретации их потери от списания долгов можно рассматривать в качестве ренты за пользование хорошими ресурсами.9  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены вопросы, касающиеся проблемы денежного обращения в переходной экономике, бартера, кризиса неплатежей. В курсовой работе приведены понятие, особенности и задачи переходной экономики России, рассмотрены пути их решения. Также был рассмотрен вопрос, касающийся бартера и кризиса неплатежей, даны их понятия и сущность. Кроме того рассмотрены причины и проблемы бартера в переходной экономике, а также изучены вопросы касательно мер по преодолению кризиса неплатежей, рассмотрены этапы в истории переходного периода России.

Информация о работе Проблемы денежного обращения в переходной экономике: бартер, кризис неплатежей