Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение собственности и ее места в экономической системе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить сущность и формы собственности;
Описать опыт реформирования отношений собственности в странах с переходной экономикой;
Изучить проблемы реформирования собственности в Беларуси.
Введение 3
1. Понятие и формы собственности 4
2. Опыт реформирования отношений собственности в странах с переходной экономикой………………………………………………………………………….15
3. Проблемы реформирования отношений собственности в Беларуси…………29
Заключение 42
Список использованных источников 44
Постановление определяет объекты приватизации, к которым относятся:
Субъектами приватизации выступают юридические лица негосударственной формы собственности; юридические лица, созданные не менее чем 50 % членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий; а также граждане Республики Беларусь и иностранные инвесторы.
Законодательную базу приватизация получила с принятием в 1993 г. Закона “О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь”. Закон базировался на следующих принципах:
Приватизация не является самоцелью, а только лишь средством решения определенных задач, которые определены в “Государственной программе разгосударствления и приватизации” от 16.06.1993 г. К ним относятся:
Государственной программой было намечено разгосударствление и приватизация по следующим основным направлениям:
Согласно программе к 2000 году в негосударственную форму собственности необходимо было перевести 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоочередными объектами приватизации стали предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автотранспорта (за исключением пассажирского), строительства, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, выпускающие продукцию производственно-технического назначения для перерабатывающей промышленности, а также убыточные и ликвидируемые предприятия. При этом часть приватизируемого имущества передалась гражданам РБ безвозмездно [8].
В государственной собственности в результате приватизации должно остаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, определяющие обороноспособность и безопасность страны, а также естественные монополии. Кроме того, выделены объекты, приватизация которых ограничена и проводится только по решению Совета Министров РБ (предприятия электроэнергетики, нефте - и газодобычи, нефтепереработки, авиационного и железнодорожного транспорта) или по решению местных органов власти.
Позднее, в 1998 г. Декрет Президента РБ № 3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” более точно конкретизировал “Основные направления социально - экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы” в части реформирования собственности.
Если в начале 1990-х приватизация была неизведанным процессом, то в 2007 году все его тайны практически раскрыты. 27 переходных стран (по классификации ЕБРР) наработали богатый опыт трансформаций собственности. В странах-лидерах частный сектор давно доминирует в экономике. По данным доклада ЕБРР Transition report 2006 Business in transition, доля частного сектора к ВВП и в занятости в них составляет 70 – 75%: в Болгарии – 75% ВВП, в занятости – 66%, Чехии – 80% ВВП и 70% в занятости, Эстонии – 80% и 75%, Венгрия – 80% и 85%, Латвия – 70% и 76%, Словакия – 80% и 75%, Польша – 75% и 71%. В России доля частного сектора в ВВП составляет 65%, Таджикистане – 50%, Украине – 65%, а в Беларуси – 25%. Отставание Беларуси в приватизации ни для кого не секрет. Несмотря на наличие большого массива публикации по итогам приватизации, споры в Беларуси относительно того, как ее делать, по своему содержанию и глубине мало чем отличаются от начала 1990-х.
Очевидно, что от ЧПП выигрывает сама страна, все ее основные институты. Нет лучшего способа сформировать доверие к основным институтам власти страны за рубежом и внутри страны, чем провести ЧПП. Приватизацию можно назвать мега проектом не только по продаже активов, но политически по формированию доверия населения к государству с одной стороны и к новым собственникам и институту частной собственности с другой. Невозможно представить этот результат ЧПП в денежном измерении. Однако он, несомненно, делает честную прозрачную приватизацию самой выгодной формой системных трансформаций собственности.
ЧПП в такой же степени
выгодна для покупателей
В приватизационном процессе участвуют (прямо или косвенно) менеджмент и рабочие приватизируемых предприятий. При ЧПП риски массовых выступлений (блокировки) приватизационных сделок также резко снижаются. Необходимо учитывать мощную мотивацию менеджмента предприятий провести трансферт активов в свою пользу за минимальную цену, а также мотивацию рабочего коллектива не сокращать рабочую силу и навязывать инвестору некие индикативные показатели создания новых рабочих мест (или объема вложенных инвестиций). Здесь мы, естественно, наблюдаем конфликт интересов правительства (в лице его структуры, ответственного за проведение приватизации) и тех лиц, которые уполномочены от его имени управлять государственными предприятиями. Тем не менее, при ЧПП происходит процесс очищения от непрофессионального менеджмента и рабочих. Создаются преимущества для профессионалов и тех людей, которые адаптируются к бизнес плану инвестора. Издержки приватизации в виде увольнений, вынужденного переселения в новые города, изменения структуры занятости, реструктуризации предприятия и формирования спроса на новые знания и умения так же неизбежны, как снятие одежды перед принятием ванны. Чтобы обеспечить поддержку или хотя бы нейтральное отношение менеджмента и рабочих к приватизационным сделкам, необходимо продумать пакет постприватизационных мер для этих участников процесса (пакеты акций, денежные выплаты в случае увольнения, обучение за счет государства и т.д.). В случае кулуарной, номенклатурной прихватизации менеджмент может стать либо собственником предприятия, либо вообще остаться без работы. Рабочие получают либо формальные гарантии (для прихватизаторов их так же легко нарушать, как и приватизационный закон и положения), либо вообще остаются без таковых. Так или иначе, строгое выполнение закона гораздо выгодней, чем его субъективные интерпретации заангажированной номенклатурой и директоратом [12].
Поскольку приватизация – это также мощный толчок к развитию рынка труда, к профессионализации занятости, то ЧПП является выгодным проектом для трудолюбивых, амбициозных, целеустремленных рабочих и специалистов. Это очень здоровая мотивация для созданий качественного человеческого капитала в стране. Опять же в момент приватизации этот фактор нельзя монетизировать, но он является безусловным фактором в пользу честной прозрачной приватизации.
Система выгод и издержек для прямых и косвенных участников приватизации – это очень сложный механизм. Не существует некого универсального рецепта на все случаи жизни, т. е. в данной ситуации – приватизации. Поскольку законы пишут, инструкции принимают, контролируют ход их выполнения живые люди, а не роботы, то при проведении приватизации, как и при проведении любой другой реформы (налоговой, бюджетной или банковской) возможны самые разнообразные ситуации. Тем не менее, вероятность успеха приватизации увеличивается при соблюдении следующих основных положений:
Отдельной проблемой выступает обращение чеков «Имущество».
Постановлением Совета Министров РБ №950 от 29 августа 2005 года чековая приватизация в Беларуси продлена до 30 июня 2007 г. Соответственно, срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2007 года.
Решение о продлении чековой приватизации правительство приняло, поскольку попытка в очередной раз завершить чековую приватизацию с 2006 г. без компенсации неиспользованных чеков провалилась: в июне этого года правительство отозвало свой законопроект из парламента, понимая, что он не будет принят (учитывая предварительное негативное решение профильной комиссии).
Аргументы сторон сводятся к следующему. С одной стороны, поскольку фактически в Беларуси не было приватизации, возможности населения по использованию чеков «Имущество» были значительно ограничены. С другой стороны, люди отказываются вкладывать свои чеки в предлагаемые сегодня предприятия, приватизируемые за ваучеры (хотя в списке «приватизируемых», т.е. акционируемых, более 200 предприятий различных отраслей, но большинство из них либо убыточны, либо непривлекательны с точки зрения получения дивидендов) [12].
Согласно ст. 13 Закона «Об именных приватизационных чеках» «по истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Национальному банку Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданину Республики Беларусь – владельцу погашаемых чеков – выплату компенсации в пределах сумм чеков, полученных им в соответствии со ст. 7 настоящего Закона, и их стоимости на момент окончания выдачи по Республике Беларусь».
По состоянию на июль 2007 г. использовано чуть более половины выданных чеков (53.2%). Однако, несмотря на номинально низкую цену ваучера, в бюджете нет денег на такого рода выплаты (примерно USD 409 млн. исходя из номинальной цены в BYR 4400 и количества неиспользованных чеков), что сопоставимо с годовыми расходами бюджета на образование или медицину.
В 1998-2007 гг. динамика приватизации в Беларуси была значительно снижена по сравнению с 1995-1996 гг. При этом, несмотря на то, что закон о приватизации декларирует необходимость приватизации 50% госсобственности за чеки, с их помощью приватизировались наименее прибыльные и стратегически неинтересные предприятия, которые в настоящее время практически не платят дивидендов. Сам президент неоднократно заявлял, что наиболее прибыльные белорусские предприятия будут приватизироваться только за деньги. При чем очень большие. В результате, фактическое игнорирование чековой приватизации привело к следующему: