Международная экономическая интеграция, и ее объективные стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы можно назвать:
1) Раскрыть понятие «международная экономическая интеграция» и дать полную характеристику этому явлению с точки зрения экономической теории.
2) Выявить закономерности, предпосылки, этапы и факторы, которые обуславливают развитие глубоких экономических отношений между странами.
3) На примере исторического опыта показать ошибки, которые может допустить правительство стран, проводя интеграционную политику.
4) Решить насущный вопрос о возможности России интегрироваться в Европейский союз, оценить все «за» и «против», сделать прогноз относительно отношении России со странами Европы.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………
4
Международная экономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы……………………………………….
7
1.1. Сущность международной экономической интеграции, и факторы, определяющие ее динамику………………………………………...
7
1.2. Факторы и предпосылки…………………………………………….
10
1.3. Основные формы и этапы экономической интеграции…….......…
18
Международная экономическая интеграция как важный фактор в современном мире…………………………………………………………...
25
2.1. Россия в международной экономической интеграции: проблемы вступления в Евросоюз…………………………………………………………
25
2.2. Влияние международной интеграции на распространение глобального экономического кризиса и положение России в данных условиях…………………………………………………………………………
35
Заключение…………………………………………………………………….…
43
Список использованной литературы……………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция (I курс, эк.теория).doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

К числу основных этапов следует отнести: 8

  • зону свободной торговли;
  • таможенный союз
  • общий рынок;
  • экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз);
  • полную экономическую и политическую интеграцию.

Рассмотрим данные типы подробнее.

Зона свободной торговли – это самая первая стадия интеграционного сотрудничества, на которой страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры (снимают таможенные тарифы и квоты в отношении друг друга). При этом в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли может проводить свою собственную внешнеторговую политику, упразднять или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключать любые торгово-экономические договоры и соглашения. По этой причине между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и как бы «отсекающих» от льготного провоза ту часть товарной массы, которая завезена из третьих стран.

Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, где остаются четыре страны: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Все они отдают предпочтение практике заключения двухсторонних экономических договоров и соглашений, которые каждая из них подписывает по самым различным вопросам с любыми государствами мира, в том числе с ЕС.

Таможенным союзом называется следующая после зоны свободной торговли стадия интеграционного сотрудничества, на которой государства, образующие этот союз, идут дальше, договариваясь не только об устранении взаимных торговых барьеров, но и об учреждении единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению ко всем третьим странам. В этом случает таможенные службы и органы, действующие на «внутренних» границах стран-участниц такого союза, постепенно упраздняются, передавая свои функции таможенным службам на его внешних границах, которые отныне становятся как бы общими границами единого таможенного пространства, формируемого этими странами.

На этой стадии создается  общий фонд формируемый на основе регулярных отчислений стран-участниц и используемый для общеинтеграционных нужд – совместной реализации намеченных целей сотрудничества. Таможенный союз является достаточно логически завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более сложным формам торгово-экономических союзов.

Общий рынок. В добавление к тому, что предусматривают рамки таможенного союза, данная форма предполагает устранение препятствий для свободного перемещения между странами-участницами всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, а также развития институциональных основ интеграции, формирование общих органов управления объединительными процессами. В качестве примера можно назвать то же Европейское экономическое сообщество (нынешний Евросоюз), прошедшее в своем развитии эту стадию и потому долгое время носившее еще и второе название – «Общий рынок».

В случае общего рынка правомерно говорить о действии тех же факторов, которые преобразовали зону свободной торговли в общий рынок. В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. Вместе с тем этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. В строгом смысле слова рынок допускает наличие в данной области полного разнобоя со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Опять возникает проблема, решение которой возможно лишь при условии перехода к более сложным формам торгово-экономических союзов.

Экономический союз. Данная форма предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика. Обратим внимание на то, что как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающей все больший круг вопросов. Данный процесс получает свое определенное логическое завершение в рамках комплексной и более сложной формы — экономического и валютного союза. Валютный союз — создание единой региональной валютной системы, включая создание единого центрального банка, введение единой валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и проч.

Полная экономическая  и политическая интеграция. Здесь речь идет о целостном образовании, как в экономическом, так и в политическом плане. Предполагается не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы. На этом этапе вызревает необходимость и постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Прохождение интеграционных процессов через данный этапы  является естественным процессом, который, однако, может быть нарушен или изменен целенаправленно. Как правило, это сказывается отрицательно на всей интеграционной группировке. Автор хотел бы привести пример этому.

В 1949 году был учрежден Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Хотелось бы отметить, что в учредительных документах термин «экономическая интеграция» не употреблялся. Долгое время теоретики марксистско-ленинской политэкономии определяли интеграцию как категорию международных «капиталистических» отношений, как процесс, ущемляющий государственный суверенитет стран-участниц, и отрицали возможность использования таких форм международного разделения труда при социализме. Новая международная организация была создана, прежде всего, по политическим мотивам. Для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. До 90 % их товарооборота приходилось на страны, находящиеся за пределами формирующегося нового «экономического пространства». Достаточно скромные масштабы имела торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю приходилось в среднем 2 % их суммарного внешнеторгового оборота).

Тем самым можно признать, что практически отсутствовала  одна из важнейших предпосылок развития экономической интеграции – традиционные длительные глубокие хозяйственные связи стран-партнеров, разделение труда между ними. С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хозяйственные механизмы в СССР, восточноевропейских странах, Кубы, были далеко не однотипными и малосопоставимыми. В отличие от относительно однородной социокультурной среды в ЕЭС, СЭВ объединил страны различными историческими традициями и менталитетом. Члены СЭВ копировали политические и экономические структуры, сформировавшиеся в СССР. Таким образом, мы можем проследить, что в своем развитии СЭВ «перескочил» несколько первых стадии интеграции, начав сразу с экономического союза.

В итоге, внешняя торговля в «системе международного социалистического разделения труда» по существу свелась к натуральному обмену, развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двухсторонней основе. Пропорции этого обмена определялись не рынком, соотношением спроса и предложения, а административно-распределительными методами, согласованием планов, нередко игнорирующих критерии издержек производства и рыночные механизмы.

В 1968 году членами стран  СЭВ был принят документ об основных принципах международного социалистического  разделения труда – своеобразная попытка создать иллюзию фундаментальности международной организации. Как отмечает Ю.В. Шишков, преобразованные по образу и подобию советской экономики национальные хозяйства стран центральной и восточной Европы «превратились в гигантские многоотраслевые государственные концерны, в рамках которых частное предпринимательство было почти полностью подавлено; рыночные регуляторы загнаны в подполье и заменены виртуальными ценами, рассчитанными чиновниками на основе ими же сочиненных планов нормативов издержек производства и обращения»9.

Данное обращение к  опыту истории можно подытожить логичным завершением существования Совета Экономической Взаимопомощи. Деятельность СЭВ характеризовалась глубокими противоречиями в сфере взаимного сотрудничества, национальных экономик отдельных стран – членов СЭВ. Стало видно, что сохранение СЭВ, связей между его странами-членами в прежней форме становилось все менее политически и экономически оправданным, просто невыгодным для всех стран-участниц, но прежде всего для Советского Союза.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что интеграция – это упорядоченный процесс, проходящий свои основные стадии. И автор, воспользовавшись примером истории, приходит к выводу, что нарочитое пренебрежение в этапах развития международной интеграции, а именно, в умышленном опущении некоторых стадий, может привести к плачевным последствиям. Интеграционное объединение получается хрупким, вместо выгод, приносит партнерам одни убытки и, в конце концов, разваливается, не оправдав себя на мировой арене. А как результат – дополнительные убытки и  появление острых разногласий между бывшими странами-партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная экономическая интеграция как важный фактор в современном мире.

 

2.1. Россия в международной экономической интеграции: проблема вступления в Евросоюз.

Современные отношения между Россией и ЕС замаскированы растущим экспортом энергоносителей и шумной символической деятельностью — торжественными саммитами, стратегиями,  призывами к стратегическое партнерству.

За потоками нефти  и газа и за символической дипломатией скрываются далеко не идеальные отношения. Повестка дня диалога России и ЕС перегружена постоянными спорами по техническим вопросам, таким, как квоты на экспорт российской стали, плата европейских авиаперевозчиков за перелеты над Сибирью, проблема калининградского транзита и т.п. Более того, возросшая потребность Евросоюза в российском газе и нефти стала источником постоянного напряжения, поскольку ЕС нуждается в гарантированных поставках (за счет обеспечения надежного и дешевого транзита энергии через территорию России путем присоединения последней к Европейской энергетической хартии), тогда как РФ нуждается в гарантированном спросе.

Важно отметить, что проблема энергетического обеспечения Европейского союза намного более остра, чем может показаться на первый взгляд. Это доказывает недавний газовый кризис, разразившийся между Россией и Украиной. Вследствие этого без поставок газа в Европе оказались многие страны.

ЕС зависит от российской энергии намного больше, чем хочет показать. В начале третьего тысячелетия Европейский союз  осознал реальность брошенного ему природой вызова: государства – члены ЕС не обладают собственными энергетическими ресурсами, которые позволили бы им развиваться, не завися от импорта энергоносителей.

Результаты проведенного Еврокомиссией в 2000 г. исследования свидетельствовали о неизбежном и в перспективе беспрецедентном возрастании зависимости Евросоюза от импорта энергоносителей. К 2020-2030 гг. внешняя зависимость "старых" членов ЕС может составить по газу – 70 %, по нефти - 90, по углю – 100 %. Зависимость стран Центральной и Восточной Европы от импорта газа возрастет с 60 до 90 %, нефти- с 90 до 94 %, а из нетто экспортеров угля, возможно, они превратятся в его импортеров, удовлетворяющихся ввозом 12 % своей потребности.10

В 2006 г. Еврокомиссия заявила  о том, что если ЕС не сделает собственную  энергетику более конкурентоспособной, в последующие 20-30 лет его зависимость от импорта энергоносителей возрастет примерно до 70 % потребности по сравнению с нынешними 50 %, в частности, импорт газа увеличится до 80 % потребляемого в Евросоюзе.

Внешняя политика Европейского союза указывает на масштабность проблемы его обеспечения энергоносителями: Евросоюз является крупнейшим импортером энергоносителей в мире и вторым по объему потребления энергоносителей. И большая часть этих энергоносителей – из России. РФ можно назвать сырьевым источником для стран Евросоюза. Однако ЕС не спешит принимать Россию в свои ряды, а проблема энергоснабжения решается другими способами. ЕС доступен уран - сырье для производства атомной энергии, запасы которого разведаны во многих странах мира и наличия которого достаточно для того, чтобы многие десятилетия не зависеть от  ненадежных, по мнению Союза, внешних поставок других энергоносителей, в том числе и из России.

В январе 2007 г. в документе, отражающем официальную позицию Еврокомиссии, говорилось о том, что в ближайшее время нехватки урана не предвидится. Получается, что потребность в российском газе и нефти компенсируется запасами урана в странах Союза, а, возможно, в скором будущем и совсем отпадет. Но нет. Ситуация, сложившаяся в ЕС не так проста. Сегодня граждане Западной Европы, мнение которых доминирует в ЕС, не разделяют убеждения в полезности использования атомной энергии. Раздуваемая истерия по поводу аварии на Чернобыльской АЭС нанесла Евросоюзу вред не меньший, чем Советскому Союзу, подорвав доверие населения Европы к атомной энергии.

По прогнозам Еврокомиссии, доля атомной энергии на первичном  энергетическом рынке, следуя нынешним тенденциям, снизится с 14 % в 2007 г. до менее, чем 12 % в 2020 г. и будет падать каждые 10 лет на 1 %.11

Европейская организации  по опросу общественного мнения опубликовала документ «Позиция граждан по вопросам, относящимся к энергетической политике Евросоюза», из которого следует, что 61 % опрошенных считают, что «долю используемой атомной энергии необходимо сократить, поскольку она поражает проблемы безопасности, связанные с ядерными отходами и опасностью аварий».

Информация о работе Международная экономическая интеграция, и ее объективные стороны