Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Ситуация в экономике и на финансовом рынке ставит перед денежно-кредитной полити¬кой Банка России непростые задачи. Геополитические проблемы на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности. В условиях возросшей неопределенности как никогда важно создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, способствуя развитию внутренних долгосрочных инвестиций и росту экономики. Устойчивый рост выпуска товаров и услуг невозможен без по¬вышения производительности труда и модернизации технологий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 638.73 Кб (Скачать документ)

Рост потребительского спроса, как ожидается, замедлится в 2015 году в условиях снижения темпов роста заработной платы на фоне достаточно слабой экономической активности. Сдерживающее влияние на потребительский спрос также будет оказывать динамика розничного кредитования. В 2016 – 2017 годах постепенное увеличение деловой активности обусловит некоторое восстановление темпов роста потребительского спроса. Его динамика будет поддерживаться умеренным ростом совокупных трудовых доходов субъектов экономики, который будет несколько ускоряться вслед за оживлением экономической активности в 2016 – 2017 годах и снижением инфляции, при стабильной динамике предложения кредита. С учетом дефицита трудовых ресурсов и структурных особенностей российского рынка труда ожидается, что его адаптация к изменениям экономической активности будет происходить в первую очередь за счет динамики заработных плат при сохранении относительно стабильного уровня безработицы (4,5 – 5%). Темп прироста потребительского спроса будет составлять 0,7 – 0,9% в 2015 году и 1,6 – 2,6% в 2016 и 2017 годах.

Предполагается, что в 2015 году чистый экспорт будет вносить незначительный вклад в рост ВВП при низких темпах роста импорта в условиях сравнительно слабого как потребительского, так и инвестиционного спроса. Кроме того, введенные в августе 2014 года ограничения на ввоз отдельных видов продовольственной продукции, сопровождающиеся ростом цен на соответствующих сегментах продовольственного рынка, создадут условия для импортозамещения, в результате чего большая, чем ранее, доля потребительского спроса на продукты питания может быть удовлетворена за счет внутреннего производства. В 2016 – 2017 годах восстановление инвестиционного и потребительского спроса приведет к повышению темпов роста импорта, что при ограниченном потенциале для роста экспорта обусловит небольшой отрицательный вклад чистого экспорта в рост ВВП. В 2015 – 2017 годах годовые темпы прироста экспорта и импорта составят около 0,8 – 1,6% и 1,0 – 3,6% соответственно.

Указанные темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг, а также ожидаемое ухудшение условий торговли обусловят постепенное снижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса России c более 2% к ВВП в 2014 году до около 1% ВВП в 2015 – 2017 годах (см. Приложение «Сценарии макроэкономического развития»).

Соответствующее изменение сальдо финансового счета будет обеспечивать сбалансированность платежного баланса при отсутствии операций Банка России на внутреннем валютном рынке. На период действия внешних санкций, ограничивающих доступ на внешние финансовые рынки определенного круга крупных компаний и обуславливающих временное ухудшение условий внешнего финансирования для широкого круга российских заемщиков, предполагается формирование тенденции снижения внешнего долга. При этом одновременно ожидается сокращение относительно предыдущих лет спроса на иностранные активы с учетом динамики доходов населения, курса рубля, соотношения внешних и внутренних процентных ставок и оценок инвесторами внешних и внутренних рисков.

Темпы роста спроса на деньги и кредит будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, что согласуется с прогнозируемой динамикой экономической активности и инфляции. Годовые темпы прироста денежной массы (денежного агрегата М2) будут составлять 9 – 12%. Кредитование экономики будет основным источником роста широких денежных агрегатов, увеличиваясь сопоставимыми темпами. Сохранение стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке и проведение предсказуемой денежно-кредитной политики создаст условия для снижения долларизации экономики. С учетом перехода к плавающему валютному курсу, а также при условии реализации бюджетной политики в рамках бюджетных правил будет происходить последовательное снижение влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года. Денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, с учетом чего ожидается умеренный рост валового кредита Банка России банкам (см. также раздел IV и Приложение «Сценарии макроэкономического развития»).

Банк России ожидает, что в базовом сценарии риски для финансовой стабильности будут умеренными и введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется.

Следует отметить, что базовый прогноз Банка России в целом близок по ключевым предпосылкам и ожидаемым траекториям изменения основных макроэкономических переменных к разработанному Минэкономразвития России прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 – 2017 годы (вариант 1).

Вариант II предполагает аналогичную базовому сценарию динамику внешнего спроса и цен на нефть, однако вместе с тем рассматривает возможность сохранения повышенной внешнеполитической напряженности на всем рассматриваемом периоде, в том числе пролонгированного действия обоюдных санкций и ограничений.

В данном варианте ожидается больший по величине, по сравнению с базовым сценарием, отток капитала, что будет сопровождаться соответствующей курсовой динамикой. Изменение курса рубля, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через изменение чистого экспорта, однако в то же время приведет к повышению инфляционного давления. Инфляционным фактором в данном сценарии также является обсуждаемое введение в 2015 году налога с продаж. Реализация этих мер приведет к разовому значительному ускорению инфляции, которое может определять рост инфляционных ожиданий. В этих условиях в 2015 – 2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений.

Банк России будет определять параметры денежно-кредитной политики с учетом особенностей влияния отмеченных выше факторов на развитие экономической ситуации и инфляционную динамику, в том числе принимая во внимание период их действия, характер влияния на динамику спроса и предложения, ожидания экономических агентов. С учетом наличия ряда дополнительных инфляционных факторов при сохранении умеренно жесткой направленности денежнокредитной политики ожидается постепенное снижение инфляции к среднесрочному целевому уровню, которое, однако, займет более продолжительный период, чем в базовом сценарии. Превышение целей по инфляции будет вызвано временными факторами немонетарного характера. С учетом произошедшего в 2014 году ухудшения перспектив экономического роста Банк России будет стремиться снижать инфляцию постепенно, не создавая угрозы чрезмерного торможения экономической активности.

В данном сценарии прогнозируется, что инфляция составит 6 – 6,5% в 2015 году, 4,5 – 5,0% и 4,0 – 4,5% в 2016 и 2017 годах соответственно. При этом предполагается, что рост ВВП будет постепенно увеличиваться, оставаясь ниже показателей базового сценария, и составит 0,8 – 1,0% в 2015 году, 1,4 – 1,6% и 1,7 – 2,1% в 2016 и 2017 годах соответственно.

При реализации данного сценария Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности. В случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе Банк России будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков. Среди возможных инструментов рассматриваются валютные интервенции для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, валютное рефинансирование, беззалоговые кредиты.

Вариант III основан на предпосылках, сходных с вариантом II (в том числе в части пролонгированного действия санкций, а также параметров налоговой политики), но предполагает одновременно снижение цен на нефть, которое составит свыше 20 долларов США за баррель за 2015 – 2017 годы. Факторами подобного снижения могут в том числе выступить более слабые темпы роста мировой экономики (в частности, стран с развивающимися рынками, прежде всего Китая) и динамичное увеличение экспорта нефти из США и стран Ближнего Востока.

В данном сценарии бюджетная политика, основанная на действии бюджетных правил и предполагающая возможность использования средств Резервного фонда для выполнения стабилизационной функции, внесет более выраженный положительный вклад в динамику совокупного спроса. Вместе с тем ее стимулирующий эффект не полностью компенсирует сдерживающее влияние от ухудшения внешней конъюнктуры. Некоторое ослабление рубля также может смягчить действие изменения внешних условий на экономическую активность, поддерживая конкурентоспособность российских производителей и способствуя активизации импортозамещения, однако для реализации данного эффекта в полной мере потребуется относительно продолжительный период времени. В то же время такая динамика курса рубля будет вести к ускорению инфляции.

В целом сдерживающее влияние на российскую экономику, которое будет оказывать изменение условий внешнеторговой и финансовой деятельности, будет иметь больший масштаб и более устойчивый характер, чем в сценариях I и II. Денежно-кредитная политика будет проводиться таким образом, чтобы сдержать инфляцию и при этом не допустить чрезмерного охлаждения экономики. С учетом стимулирующей бюджетной политики и гибкого курсообразования, которые будут препятствовать значительному замедлению темпов экономического роста и углублению отрицательного разрыва выпуска, сохранение умеренно жесткой направленности денежно-кредитной политики будет поддерживать уверенность экономических агентов в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. Ожидается, что баланс внешних и внутренних факторов приведет к замедлению роста экономики до уровня менее 1% в рассматриваемый трехлетний период.

Ключевой задачей Банка России будет являться обеспечение финансовой стабильности, недопущение снижения доверия к национальной финансовой системе и национальной валюте и повышения экономической неопределенности, препятствующей восстановлению устойчивого роста экономики. Банк России будет готов использовать широкий спектр инструментов, чтобы поддержать стабильность функционирования финансовой системы.

* * *

Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику и условия проведения денежно-кредитной политики.

В частности, рисками для достижения цели по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, традиционно отличающихся высокой волатильностью. Их краткосрочные изменения могут определяться факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сельскохозяйственного года (урожая отдельных культур). Значительное влияние на ценовую динамику также могут оказать возможные изменения государственной тарифной и налоговой политики.

Ускорение годовых темпов инфляции под действием указанных выше факторов, как правило, имеет краткосрочный характер, то есть по мере его исчерпания на горизонте до одного – полутора лет происходит соответствующее замедление инфляции. В этом случае уровень инфляции возвращается на траекторию, соответствующую достижению целей в среднесрочном периоде, без дополнительного изменения направленности денежно-кредитной политики. Вместе с тем важно учитывать влияние подобных факторов на динамику широкого круга ценовых показателей и инфляционные ожидания, в случае повышения которых ускорение инфляции может оказаться более продолжительным и устойчивым. В случае действия указанных разовых факторов Банк России будет принимать решение о целесообразности изменения направленности денежнокредитной политики с учетом рисков для достижения среднесрочных целей по инфляции, принимая во внимание нежелательность усиления волатильности финансовых и экономических показателей.

Существенным риском, реализация которого может значительно повлиять на экономическую ситуацию и условия реализации денежно-кредитной политики, может быть более глубокое снижение цен на нефть. В этом случае будет происходить, с одной стороны, ускорение темпов ослабления рубля, а с другой стороны – существенное снижение экономической активности, вплоть до отрицательных темпов роста экономики. В случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить в том числе и структурный характер. В этих условиях стимулирование экономической активности мерами денежно-кредитной политики может оказаться непродуктивным.

Другим фактором, который может усугубиться с учетом расширения действия формальных и неформальных ограничений доступа российского корпоративного сектора к внешним финансовым рынкам либо быть расширенным следствием реализации указанного выше сценария падения цен на нефть, является усиление оттока капитала из российской экономики. Форсированное погашение внешнего долга компаний и банков и сохранение оттока капитала частного сектора в ближайшие годы на уровне, сопоставимом с 2014 годом, приведут к более выраженному снижению экономической активности (в результате падения инвестиционного и потребительского спроса в условиях сокращения прибыли и других доходов). Одновременно будет наблюдаться усиление рисков для ценовой и финансовой стабильности, в первую очередь из-за ослабления рубля и ухудшения ожиданий. При этом динамика обменного курса рубля может характеризоваться уменьшением чувствительности к изменениям внутренних процентных ставок, в том числе ключевой ставки Банка России, что в краткосрочном периоде может обусловить снижение действенности денежно-кредитной политики по данному каналу и препятствовать достижению целей по инфляции.

В указанных выше случаях денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В целях обеспечения устойчивости финансовой системы, сохранения доверия к ней и недопущения развития неблагоприятных вторичных эффектов изменения внешних условий, в том числе через ожидания субъектов экономики, Банк России будет готов использовать широкий спектр инструментов, включая возможные операции на внутреннем валютном рынке. Направленность денежно-кредитной политики будет определяться исходя из оценки характера замедления роста экономики, состояния финансовой системы, ожидаемого эффекта переноса динамики валютного курса и влияния снижения деловой активности на динамику потребительских цен. При этом важным фактором будет являться изменение инфляционных ожиданий. Если следование политике инфляционного таргетирования повысит доверие к способности Банка России обеспечивать достижение целевых ориентиров, при прочих равных условиях будет возможным поддержание более мягкой направленности денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства