Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:21, лекция
Ситуация в экономике и на финансовом рынке ставит перед денежно-кредитной полити¬кой Банка России непростые задачи. Геополитические проблемы на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности. В условиях возросшей неопределенности как никогда важно создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, способствуя развитию внутренних долгосрочных инвестиций и росту экономики. Устойчивый рост выпуска товаров и услуг невозможен без по¬вышения производительности труда и модернизации технологий.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России придает большое значение развитию механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования, налоговой политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России, информационной политики. Вместе с тем успешность государственной экономической политики будет в значительной степени зависеть от мер Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета и последовательное проведение структурных реформ, что является необходимым условием формирования устойчивого долгосрочного экономического роста.
II. Развитие экономики
России и денежно-кредитная
В 2014 году реализация Банком России денежно-кредитной политики осуществлялась в нестандартных условиях. События на Украине и санкции ряда стран против российской экономики оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем финансовом рынке, в банковском и реальном секторах.
В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спроса, которое наложилось на структурное замедление экономического роста, начавшееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 году существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уровне около 2% в 2014 году, Банк России прогнозирует замедление экономического роста в указанный период до 0,4%.
Одновременно в силу специфики действия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляционные риски существенно возросли. Курсовая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 – начале 2014 года на фоне изменений в политике Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5% в июле с 6,1% в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа привели к ускорению роста потребительских цен. Вместе с предполагаемым воздействием на инфляционные ожидания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.
В этих условиях Банк России предпринял решительные действия. В целях ограничения инфляционных рисков была существенно повышена ключевая ставка. Наряду с временным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвратить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, наметившийся рост процентных ставок по рублевым вкладам банков способствовал восстановлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долларизации банковских вкладов.
Проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика создает предпосылки для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4%.
II.2. Применение инструментов денежно-кредитной политики
Банк России реализует денежно-кредитную политику через управление процентными ставками. При этом, стремясь ограничить свое вмешательство в рыночные механизмы ценообразования, центральный банк непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочный сегмент – однодневные ставки денежного рынка. Прочие процентные ставки в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам, доходности облигаций и другие ставки финансового рынка, определяются рыночными механизмами, однако сильное влияние на их динамику оказывает изменение уровня ставок денежного рынка. Таким образом обеспечивается перенос решений в области денежно- кредитной политики на экономику.
Процесс реализации денежно-кредитной политики состоит из двух этапов. Первый – определение на основе макроэкономического прогноза уровня ставок денежного рынка, согласующегося с достижением цели по инфляции. Банк России устанавливает ключевую ставку в качестве ориентира для ставок денежного рынка. Второй – выстраивание системы инструментов и проведение операций таким образом, чтобы обеспечить сближение ставок денежного рынка с ключевой ставкой Банка России. Основой действующей системы инструментов Банка России является коридор процентных ставок, который ограничивает диапазон колебаний рыночной ставки вокруг ключевой ставки. Границы коридора заданы процентными ставками по операциям постоянного действия по предоставлению или изъятию ликвидности на срок 1 день. Ключевая ставка, задающая центр коридора, – это процентная ставка по операциям Банка России на срок 1 неделя, проводимым на аукционной основе. Предоставляя или изымая ликвидность на аукционах по ставке, близкой к ключевой, Банк России стремится обеспечивать нахождение ставок денежного рынка вблизи центра процентного коридора. Объемы операций на аукционной основе определяются в зависимости от прогнозируемого спроса на ликвидность и ее предложения.
Основным индикатором направленности денежно-кредитной политики Банка России является уровень ключевой ставки. Банк России не смягчает и не ужесточает политику, изменяя объемы проводимых операций. Применение тех или иных инструментов денежно-кредитной политики обусловлено ситуацией с ликвидностью банковского сектора.
В январе-августе 2014 года продолжился рост структурного дефицита ликвидности банковского сектора. Как и ожидалось, одним из ключевых каналов изъятия ликвидности в этот период являлось увеличение остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России, которое частично компенсировалось размещением временно свободных средств Федерального казначейства на депозиты в кредитных организациях, а ее приток был сформирован изъятием наличных денег из обращения. На фоне резкого ослабления национальной валюты в марте 2014 года в рамках действующего механизма курсовой политики Банк России для поддержания финансовой стабильности осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в значительном объеме. Совокупный объем данных операций за январь-июль 2014 года составил 1,5 трлн. рублей, при этом в марте – 1 трлн. рублей.
Связанный с проведением валютных интервенций резкий рост потребности в рефинансировании в марте привел к увеличению задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России на 1,1 трлн. рублей. По оценкам Банка России, сделанным в начале года, данный уровень ожидался лишь в октябре 2014 года. К началу сентября 2014 года задолженность достигла 5,2 трлн. рублей. Увеличение объема предоставления средств компенсировало отток ликвидности по валютному каналу и не указывает на смягчение денежно-кредитной политики Банка России. В результате проведения операций изменилась преимущественно структура активов Банка России: произошло увеличение доли кредита банковскому сектору и сокращение доли валютных активов.
Основной объем потребности в рефинансировании удовлетворялся в рамках операций РЕПО на срок 1 неделя, по мере необходимости в дополнение к ним проводились аукционы РЕПО «тонкой настройки». Данный инструмент введен Банком России в феврале 2014 года одновременно с прекращением ежедневного проведения аукционов РЕПО на срок 1 день. Использование указанных операций призвано компенсировать только краткосрочные существенные изменения ликвидности банковского сектора, что определяет их нерегулярный характер. Задолженность кредитных организаций перед Банком России по аукционам РЕПО в среднем за период составила 2,6 трлн. рублей, а максимальный уровень задолженности достигал 3,3 трлн. рублей.
Удовлетворение растущего спроса банковского сектора на операции рефинансирования Банка России в условиях ограниченного масштаба рыночного обеспечения потребовало более существенного использования операций с другими видами активов. Банк России увеличил объем предложения и частоту проведения аукционов по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на срок 3 месяца. В результате на 1.09.2014 задолженность кредитных организаций по данному виду операций достигла 2,0 трлн. рублей, что позволило поддерживать задолженность по операциям РЕПО на таком уровне, который сохраняет возможности Банка России по управлению ставками денежного рынка.
Для снижения влияния растущего объема операций рефинансирования на разрыв между срочностью активов и пассивов в балансах кредитных организаций Банк России в июле 2014 года, как и в предыдущем году, провел кредитный аукцион на срок 12 месяцев. В июне 2014 года с 365 до 549 дней были увеличены максимальные сроки предоставления денежных средств по операциям постоянного действия: кредитам, обеспеченным нерыночными активами, поручительствами или золотом. Данные меры позволят кредитным организациям в случае необходимости снизить долю краткосрочных операций Банка России в пассивах.
Объем предложения денежных средств на аукционах Банка России был достаточным для удовлетворения потребности кредитных организаций в ликвидности, что подтверждается незначительным объемом операций рефинансирования на фиксированных условиях, в основном в форме операций «валютный своп».
В условиях увеличения потребности в ликвидности банковского сектора и сохранения у отдельных кредитных организаций проблем с обеспечением ставки денежного рынка находились преимущественно в верхней половине процентного коридора Банка России. В среднем за рассматриваемый период величина спреда между ставкой денежного рынка MIACR и ключевой ставкой Банка России составила 0,55 процентного пункта. Возникающие в отдельные месяцы локальные периоды превышения ставками денежного рынка границ процентного коридора Банка России не несли существенных рисков для трансмиссии импульсов денежно-кредитной политики в экономику и были связаны с краткосрочным увеличением потребности в ликвидности, в том числе у отдельных кредитных организаций.
В целях повышения доступности для российской экономики долгосрочных кредитных ресурсов в первой половине 2014 года Банк России ввел механизм рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты2 на срок до 3 лет включительно. Обеспечением по данному виду операций являются права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов и включенные в Ломбардный список Банка России. С июля 2014 года ставка по данному виду операций установлена в размере ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 1 процентный пункт (7% годовых). Данная программа не относится к числу инструментов денежно-кредитной политики. Предоставление банкам-участникам средств по процентной ставке ниже ключевой ставки Банка России на более длительные сроки кредитования, чем в рамках стандартных инструментов, создает дополнительные стимулы для финансирования инвестиционных проектов, способствуя, таким образом, развитию данного сегмента кредитного рынка.
II.3. Политика валютного курса Банка России
Банк России в январе-августе 2014 года продолжил осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, не устанавливая фиксированные ограничения на уровень курса национальной валюты или целевые значения его изменения. Как и в 2013 году, Банк России использовал в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США и 0,45 евро), диапазон допустимых значений стоимости
2 Пресс-релиз от 25.04.2014 «О рефинансировании кредитов на инвестиционные проекты» и 29.05.2014 «О дополнении механизма рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты».
которой задавался плавающим операционным интервалом. До 18.08.2014 ширина интервала составляла 7 рублей; 18.08.2014 Банк России осуществил симметричное расширение операционного интервала до 9 рублей.
Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты при нахождении стоимости бивалютной корзины в операционном интервале, причем внутри него выделялся «нейтральный» диапазон, в котором валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности курса рубля, не совершались. Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически, при достижении установленной величины накопленным объемом операций Банка России, в расчет
которого не включалась величина целевых покупок и продаж иностранной валюты.
В условиях преобладания тенденции к ослаблению рубля по отношению к основным мировым валютам Банк России осуществлял в 2014 году значительные объемы валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса национальной валюты. За январь-июль 2014 года объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России составил 40,9 млрд. долларов США, причем 11,3 млрд. долларов США были проданы 3.03.2014, когда произошло резкое возрастание спроса на иностранную валюту. В результате в рассматриваемый период границы операционного интервала были скорректированы более чем на 3 рубля, до уровней 36,40 и 43,40 рубля для нижней и верхней границ соответственно.
Ограничение отдельными странами доступа ряда российских организаций к внешним финансовым рынкам стало дополнительным фактором увеличения напряженности на внутреннем валютном ухудшению возможностей банковского сектора по управлению краткосрочной валютной ликвидностью. Банк России для смягчения указанных негативных воздействий с 17 сентября 2014 года ввел операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли с их последующей покупкой. Новый инструмент предполагает заключение Банком России сделок «валютный своп» на срок 1 день с расчетами «сегодня / завтра» и «завтра / послезавтра» в соответствующем сегменте торгов ОАО «Московская биржа». Учитывая вспомогательный характер указанных операций, Банк России лимитировал объемы сделок с расчетами «сегодня / завтра» и «завтра / послезавтра» величинами 1 и 2 млрд. долларов США соответственно. Процентные ставки по данным операциям были установлены на фиксированном уровне 7,00% годовых по рублевой части и 1,50% годовых по валютной части. Предоставление Банком России иностранной валюты носит временный характер и направлено на уменьшение рисков нарушения стабильного функционирования внутреннего финансового рынка.