Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть признаки и характеристику современных ТНК, изучить современные методы экспортной экспансии ТНК, а также провести анализ конкурентоспособности российских производителей кондитерской промышленности с дочерними компаниями зарубежных ТНК.
Корпоративные слияния и поглощения
Современные международные
экономические отношения
Объем российского рынка слияний и поглощений вырос в 2009 г. на 70% до $30 млрд, говорится в опубликованном в отчете Ernst & Young. Число сделок немного превысило 310 — оно остается практически неизменным уже три года подряд. Основной оборот по сделкам был сделан в России, где он составил $26,5 млрд, а за рубежом российские компании приобрели активов лишь на $3,5 млрд. 60% сделок по объему произошло в нефтегазовой отрасли, а самыми динамичными были металлургические, финансовые и пищевые рынки: на них объем слияний и поглощений вырос вдвое.
Впрочем, столь впечатляющий
рост был достигнут лишь за счет
самой громкой сделки года — продажи
“Юганскнефтегаза”
На настроения иностранных инвесторов дело “ЮКОСа” не повлияло, утверждают в Ernst & Young. Ведь в прошлом году иностранцы поучаствовали в 24% сделок против 14% годом ранее. Но стоимость слияний и поглощений с иностранным участием в прошлом году составила $6,5 млрд (25% общего объема), а в 2008 г. — $9 млрд (53%), из которых 70% пришлось на сделку ТНК с BP.
После рекордных российских инвестиций BP практически к каждой крупной отечественной нефтяной компании присматривался по меньшей мере один крупный международный конкурент. Характеризуя глобальную экономику как благоприятную среду для слияний и поглощений, нельзя не упомянуть о том, что идеальной «средой обитания» для ТНК и транснационального капитала являются крупные мегаполисы. Помимо мегаполисов, центром концентрации ТНК можно назвать оффшорные зоны, через которые проходит множество транснациональных финансовых схем.
Существуют много факторов, которые способствуют активности слияний и поглощений. Прежде всего, это, конечно, процессы глобализации мировой экономики. Для многих компаний борьба за выживание и развитие в условиях глобального рынка становится важнейшим стратегическим фактором, обуславливающим усиливающуюся активность в сфере трансграничных слияний и поглощений. Всемирная либерализация экономических отношений, нашедшая отражение в международном праве и в национальных законодательствах стран. К наиболее существенным изменениям в условиях регулирования можно отнести: либерализацию режимов торговли и прямых иностранных инвестиций, экономическую интеграцию на уровне регионов и государств, прежде всего, европейскую, а также образование других интеграционных группировок, существование и деятельность Всемирной торговой организации, процессы приватизации в развитых, переходных и развивающихся странах, а также процессы дерегулирование.
Либерализация трансграничного движения капитала. Открылась возможность приобретения корпоративных ценных бумаг иностранцами, что способствовало финансированию международных слияний и поглощений преимущественно на основе обмена акциями, произошли изменения на рынках капитала, активизировались рыночные посредники и появились новые финансовые инструменты. Возникли принципиально иные возможности для трансграничных займов и кредитов, депозитов в иностранной валюте и портфельных инвестиций. Развитие фондовых и повышение меры ликвидности капитальных рынков позволяют компаниям мобилизовывать огромные финансовые средства с помощью банков и путем эмиссии облигаций.
Растущая значимость
высокозатратной научно-
Основой для нынешнего бума слияний и поглощений явилось сочетание всех вышеперечисленных ключевых факторов. В то же время на активность этих процессов очень часто влияет наличие кризисной ситуации. Так, в условиях кризиса многие компании, стремясь избежать ухудшения финансового положения и возможного банкротства, не прочь присоединиться к более успешному конкуренту.
Зачастую проще купить
действующее предприятие, чем строить
новое. Это целесообразно тогда,
когда рыночная оценка имущественного
комплекса целевой компании-
Таким образом, в качестве движущих сил современной волны крупных сделок по слияниям и поглощениям можно выделить ряд факторов: поиск новых рынков, усиление рыночной власти и доминирование на рынке, получение доступа к имущественным активам, экономия на масштабах, диверсификация с целью минимизации рисков, финансовые цели, личностные мотивы.
Однако, даже после хорошо проведенного слияния структура новой корпорации остается до определенной степени неуправляемой. Возникающая громоздкая бюрократическая структура не отвечает требованиям скорости принятия рыночных решений и гибкости реагирования на изменение рыночной ситуации. Нельзя исключать межкультурные и другие возможные трения при слиянии. Наконец, немаловажным фактором может стать переоценка ситуации высшим руководством корпорации. Анализ практической деятельности ТНК показывает, что слияния и поглощения занимают серьезное место в глобальных стратегиях корпораций как наиболее быстрый способ приобретения активов в разных государствах, приобретения новых источников сырья и новых стадий производственного процесса, освоения новых рынков. Фирмы решают использовать преимущество владения собственными активами посредством интернационализации в тех случаях, когда выгоды от приобретения новой компании превышают издержки и риски данной операции. Действительно, в условиях глобальной экономики, ключевым источником конкурентной силы корпорации становится возможность быстрого формирования инвестиционного портфеля активов других компаний. Особенно часто этот фактор является решающим в олигополистических отраслях, где сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в ответ и в ожидании действий конкурентов.
В зависимости от характера интеграции выделяются следующие виды слияний и поглощений:
Горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одну и ту же продукцию или специализирующихся на одних и тех же стадиях производства с целью расширения доли рынка, устранения конкурентов, укрупнения бизнеса для повышения его эффективности;
Вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных техническим процессом производства, с целью получения доступа к относительно дешёвым источникам сырья либо обеспечения рынка сбыта для своей продукции;
Родовые, смежные или концентрические слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары;
Конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности с целью диверсификации операций, стабилизации прибыли снижения риска зависимости от изменения деловой конъюнктуры, развития новых привлекательных видов бизнеса.
В зависимости от целей и способов слияния и поглощения бывают:
Дружественное - официальное предложение о приобретении поддерживается руководством поглощаемой компании, например стратегическое поглощение (strategic buyout). Слияние происходит на основе анализа выгод от объединения: компании подходят друг другу. В результате приобретения реализуется прибыль от синергии.
Враждебное (агрессивное) - недружественная перекупка (hostile takeover) - компания-поглотитель (рейдер) делает акционерам приобретаемой компании тендерное предложение о скупке за наличные обычно 95-100% акций. Руководство и совет директоров фирмы с этим предложением не согласны, а акционеры могут приветствовать.
Основными разновидностями враждебного приобретения являются: постепенная скупка акций, направленная на смену совета директоров; обмен акций, при котором акционерам приобретаемой компании предлагается обменять свои акции на акции компании-поглотителя.
Корпоративные слияния и поглощения являются одной из главных характеристик глобальной экономики и активно используются транснациональными корпорациями в качестве инструмента прямых зарубежных инвестиций. Их роль в глобальных стратегиях корпораций определяется возможностью приобретения и укрепления конкурентных преимуществ, необходимых для дальнейшей транснационализации компаний с целью усиления их рыночной власти в условиях глобализации.
Современная мирохозяйственная
система характеризуется
Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных инноваций 1970-80 гг. составила в среднем около 56%, в тоже время средняя норма прибыли от всех инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому сегодня именно инновационная деятельность страны становится важнейшим фактором ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства.
В системе мирового хозяйства существует три основных субъекта, которые занимаются финансированием НИОКР. Это государства, венчурные компании и транснациональные корпорации. ТНК являются одной из важнейших составных частей мировой иерархии НИОКР, поскольку, с одной стороны, доступ к финансовым ресурсам значительно проще, чем для государственных структур, а с другой стороны, НИОКР является, безусловно, очень важной, но не единственной и не главной сферой их деятельности; то есть риски финансовых потерь для ТНК значительно меньше, чем для венчурных инвесторов. Как следствие, в начале 1990-х гг. доля средств, потраченных на НИОКР 400-ми крупнейшими ТНК мира, составляла около 23% в мировых отчислениях на НИОКР, а к 2008г. она достигла 28-30%. Доля ТНК в мировом производстве инноваций значительно превышает их долю в финансировании НИОКР и приближается по разным оценкам к 40-50% от общемирового. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, именно ТНК зачастую становятся исполнителями государственного заказа на производство той или иной инновационной продукции (в основном в области ВПК), причем государства выделяют им значительные суммы денег на разработку новых технологий. Новейший пример - тендер на производство истребителя 5-го поколения, который проводило министерство обороны США (Пентагон). В рамках этого проекта двум американским корпорациям Boeing и Lockheed Martin в ноябре 1996 г. было выделено по 660 млн долл. на создание опытных образцов. В итоге, после многочисленных тестов, проводившихся в течение 2008 г. победителем была объявлена корпорация Lockheed Martin, которая получит от Пентагона за разработку производство нового истребителя около 200 млрд долл. В свою очередь Boeing, по мнению большинства аналитиков, получит контракт на производство новой американской системы ПРО, оценочная стоимость которого тоже составляет миллиарды долл.
Во-вторых, все большее распространение приобретает практика поглощения крупными ТНК более мелких компаний, готовящихся к выходу на рынок с инновационным продуктом или технологией, в момент создания теми работающего прототипа. То есть все расходы на НИОКР несет поглощаемая компания, а ТНК использует свои ресурсы лишь для конечной стадии коммерциализации нововведения - организации массового производства. В этом случае формально ТНК не осуществляет вложений непосредственно в научно-исследовательскую деятельность, так как сумма, потраченная на приобретение сторонней компании, учитывается в статистике слияний и приобретений и никак не отражается в статистике затрат ТНК на НИОКР. Подобный способ приобретения новых технологий и продуктов наиболее распространен в настоящее время в сфере производства программного обеспечения, электронных средств связи и обработки информации. Примером может служить недавнее приобретение крупнейшим производителем программного обеспечения (ПО) в мире фирмой Microsoft за 2 млн. долл. небольшой американской компании Cryptodream, специализирующейся на производстве криптографических программ, которая разработала новый способ шифрования электронных документов.
В-третьих, крупные ТНК все чаще образуют стратегические альянсы для более эффективного осуществления НИОКР. Конечно, различные типы соглашений между ними существовали и в прошлом. Так, по-прежнему присутствуют на мировом рынке международные картели, заключаются многочисленные неформальные соглашения. Но если они касаются в основном регулирования тех или иных моментов рыночных отношений (сфера действия, цена, рыночная доля), то новый тип стратегических союзов главным образом связан с НИОКР. Последние нацелены на то, чтобы минимизировать высокие исследовательские издержки, особенно на стадии, предшествующей коммерциализации, за счет более эффективного использования знаний, имеющихся у всех участников союза.