Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение положения России в процессе международных отношений с развитыми странами.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
- изучение теоретических аспектов, связанных с международными отношениями в мире;
Введение……………………………………………………….
Глава 1.Россия в системе внешнеэкономических отношений………………………………………………………………..
1.1.Россия в системе международного разделения труда……………
1.2.Место и роль России в мировой торговле………………………..
Глава 2.Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками……
2.1.Россия и СНГ………………………………………………………..
2.2.Россия и АТЕС………………………………………………………
2.3.Россия и ЕС………………………………………………………….
2.4. Таможенный союз…………………………………………………
Глава 3. Перспективы внешнеэкономических связей России
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы
Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии эти сборы ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки.
Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/.
Новый ТКТС со всеми поправками вступит в силу в России 1 октября 2010 года. До этого времени будет действовать Таможенный кодекс РФ, за исключением тех норм, которые противоречат кодексу Таможенного союза. Для России ТКТС кодекс означает изменение правил ввоза физическими лицами товаров, приобретенных за рубежом. Если раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров общей стоимостью в 65 тыс рублей, то теперь норма повышается до 50 кг, а общая стоимость товаров не должна превышает 1,5 тыс евро /примерно 57 тыс рублей/. Изменяются с 1 июля и правила ввоза алкоголя: 5 литров вместо прежних 10-ти, а объем беспошлинного алкоголя увеличился с двух до трех литров. Для декларирования товаров личного пользования теперь действует только один документ - пассажирская таможенная декларация; все остальные формы декларации упразднены.
Таможенное оформление товаров на казахстанско-российской границе с 1 июля отменено, остается лишь таможенный контроль. Он сохранится на т.н. переходный период для товаров, по которым стороны договорились. Так, по просьбе Казахстана переходный период сохранен по 409 позициям Единого таможенного тарифа.
Таможенная граница и таможенное оформление между Белоруссией и Россией сохраняется, пока Белоруссия не ратифицирует ТКТС и не присоединится к союзу трех стран в полном формате.
Глава 3. Перспективы внешнеэкономических связей России
Новые тенденции мирового экономического развития в последнее время все чаще ассоциируются с понятием "глобализация", которое обозначает не законченную картину современного мира, а тенденцию в развитии мирохозяйственных связей, характеризуемую накоплением структурных сдвигов и заметным усилением взаимопроникновения интересов национальных элементов и подсистем в рамках мирового разделения труда.
Происходит революционное развитие информационных технологий и резкое повышение уровня информационного обмена в масштабах планеты. В конце 80-х - начале 90-х гг. ряд бывших централизованно-плановых экономик стали рыночными, что способствовало усилению "однотипности" национальных хозяйств и, в частности, облегчило проникновение наиболее сильных из них в экономические системы менее сильных соседей. Заметно увеличился потенциал крупных транснациональных корпораций мира и усилилась их заинтересованность в перестройке структуры мирового хозяйства. Возросла выгодность мирохозяйственной кооперации для наиболее развитых рыночных экономик, производство в которых давно вышло за рамки национальных рынков.
Вместе с тем существуют факторы, препятствующие развитию глобализации. Это прежде всего нежелание малых стран оказаться под диктатом ведущих стран, а также неравномерность развития и различия в достигнутом уровне экономического благосостояния даже среди передовых стран.
Новые тенденции на мировом рынке довольно слабо сказывались на экономике России в 1980-1990 гг. (так же как и Китая) из-за жестких хозяйственных и управленческих параметров централизованной экономики. Ситуация в корне изменилась в период реформ. При реализации неолиберальных стратегий, направленных на максимальную привязку России к мировому рынку, игнорировалось то, что условия для ее равноправного вхождения на этот рынок не были подготовлены даже в минимальной степени. Не получив сколько-нибудь удовлетворительной "компенсации" за смену своей внешнеэкономической ориентации (в виде, например, более свободного доступа на рынки промышленных товаров), Россия добровольно стала участником самых драматических пертурбаций мирового хозяйства. Достаточно упомянуть события августа 1998 г., когда финансовый кризис в "новых индустриальных странах" Юго-Восточной Азии, к которому Россия, собственно, не имела ни малейшего отношения, привел страну на край сокрушительного "дефолта". Резко возросла зависимость страны от западных инвестиций (объемы которых продолжают оставаться значительно меньше ожидавшихся), от поставок промышленного оборудования (в том числе в нефтегазовую отрасль), от западных кредитов на сиюминутные бюджетные нужды. Благополучие страны стало полностью зависеть от колебания цен на углеводородное сырье, на которые Россия может влиять также крайне незначительно.
Привязка экономики России к мировому рынку, ставшему практически однополярным, негативно отразилась и на ее внутренней производственной структуре. Как справедливо отмечает проф. М.М. Голанский, "отсталость и открытость экономики России позволили мировому рынку в одно мгновение захватить ее национальный рынок, наводнив прилавки магазинов заморскими товарами и убрав с них продукты ее собственного производства. Наше производство было стерто с лица земли... Отсталая Россия не нужна мировому хозяйству как производитель и потому оно превратило ее производства в убыточные, неконкурентоспособные, в которые никто не желает вкладывать ни копейки"(1).
Итоги десятилетия структурной политики России. Одной из главных причин нынешних экономических трудностей является дезориентированная структурная политика. Перестройка народнохозяйственного комплекса с самого начала реформ приняла искаженные формы. В основу самых глубоких деформаций легло неправильное представление "реформаторов первой волны" о меньшей роли государства в экономике переходного типа. Как отмечает академик Д.С. Львов, в чисто экономическом и правовом смысле государство бесконечно ослабло. Оно стало поспешно уходить из тех сфер экономики, в которых как раз его функции при переходе к рыночной экономике должны были заметно усиливаться. В результате государство безвозмездно или за гроши передало свои мощные финансовые и материальные активы узкой группе лиц, в задачи которых, как теперь стало очевидным, никоим образом не входило эффективное хозяйствование и развитие отечественного производства(2).
.
Далее: вместо нормального расширения производственных мощностей, их обновления, поддержания в рабочем состоянии происходило "проедание" основных фондов, запредельная выработка их ресурса.
Значительно снизилась регулирующая роль государства в научно-технической политике. В соответствии со схемой "реформаторов" и, в частности, их надеждой на Запад, были отброшены как ненужные многие из таких важных направлений промышленной политики, как развитие высокотехнологичных производств в гражданском машиностроении, глубокая переработка первичного сырья, рост инфраструктурных отраслей.
Во-вторых, преимущественное развитие сырьевых отраслей в структуре национального производства менее эффективно по сравнению с перерабатывающей промышленностью с точки зрения занятости населения. Специализирующиеся на производстве минерального сырья развивающиеся страны фактически создают рабочие места в ведущих рыночных экономиках. В связи с этим определение добывающих отраслей в качестве "двигателя" прогресса имеет перспективы лишь как одна из возможных региональных стратегий экономического роста (например, для Западной Сибири ТЭК, безусловно, должен оставаться приоритетным направлением развития).
В последние годы произошли некоторые обнадеживающие изменения в государственной экономической политике. Это, в частности, несомненное повышение роли государства в стратегических вопросах развития, ревизия неолиберальных подходов, существенное усиление внимания к ряду авангардных отраслей (космическая промышленность, ВПК). Однако пока еще рано говорить, насколько прочной окажется эта тенденция.
Технологии XXI в. и "кибернетический эффект" научно-технического труда. Отмеченные выше негативные тенденции не означают, однако, что Россия уже не может стать страной, владеющей высоким технологическим потенциалом. Пока еще сохраняются серьезные научные и технические заделы, созданные в предыдущие годы. Вместе с тем необходимо учитывать, что мировой рынок уже сейчас перегружен интеллектуальными разработками и для выхода на него потребуются нетривиальные научно-технические решения.
Научно-техническому труду должно принадлежать одно из приоритетных мест в структурной адаптации российской экономики. Его основой являются открытия и изобретения, причем они неодинаковы по своему народнохозяйственному эффекту. В современных условиях отдельные звенья научно-технического труда имеют различную значимость и с точки зрения позиций страны в мирохозяйственном комплексе, что должно учитываться в выработке технической стратегии страны.
Научно-технические инновации можно подразделить на две группы. Первая - вновь открытые орудия и технологии, принципы преобразования вещества, принципиально новые продукты. Вторая - усовершенствование уже открытых технологий и продуктов. Наиболее важную роль в прогрессе играет та часть научных инноваций, которая обладает так называемым кибернетическим эффектом. Имеется в виду создание оригинальных устройств, которые либо открывают новые, неизвестные ранее возможности преобразования вещества, либо обусловливают новые средства и формы жизнедеятельности индивидуума и общества. Например, открытие ядерной энергии (преобразование вещества); открытие и разработка принципов воздухоплавания (новый вид жизнедеятельности). Каждая из инноваций, обладающая кибернетическим эффектом, не только дает "экономию труда" как любая научно-техническая разработка, но и открывает возможности развития целого направления разработок на принципиально новом витке технического прогресса. В свою очередь, каждое из этих направлений позволяет либо обеспечить скачкообразный прирост количественных результатов труда, либо выполнить функцию, непосильную на предыдущих ступенях технического развития (например освоение космоса).
В процессе использования принципиально новая техника со временем изнашивается (иногда задолго до ее физического износа) и заменяется более совершенными образцами. Однако принципы, заложенные в ее создание и дальнейшее совершенствование (кибернетический эффект), продолжают действовать. Это видно на примере быстрого морального устаревания поколений компьютерной техники, средств беспроволочной связи и т.п.
Теперь представим цепочку, по которой проходит научно-технический процесс от мысли в голове ученого до готового продукта. Тут можно выделить три основных звена.
Для реализации технологий "кибернетического уровня" необходимы так называемые критические технологии для разработки новых материалов (например более емких электронных чипов), вспомогательных технических средств и т.д., а также производственные технологии - совокупность всех технологических процессов (НИР, ОКР, подготовка производства, производство, сбыт и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами.
Кибернетический эффект в современных условиях - главный генератор добавочной прибыли (оставляя в стороне другие его важные стороны, например, как орудия завоевания рынка), поэтому страна, накопившая и продолжающая накапливать разработки, обладающие кибернетическим эффектом, всегда будет занимать лидирующие позиции.
Именно владение кибернетическим эффектом и поддерживающими его критическими и производственными технологиями позволяет Японии, США, некоторым странам Западной Европы обеспечивать разработку принципиально новых технических решений в электронной промышленности и других авангардных производствах. На долю семи высокоразвитых стран мира (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится 80-90% всей наукоемкой продукции и практически весь ее экспорт (доля России составляет только 0, 3%). Эти страны владеют 46 из 50 макротехнологий, которые обеспечивают конкурентное производство, а остальной мир - 3-4 макротехнологиями. Из этих 46 макротехнологий на долю США приходится 20-22, по которым они или разделяют или держат лидерство, Германии -8-10, Японии - 7, Англии и Франции - по 3-5, Швеции, Норвегии, Италии, Швейцарии - по 1-2.
Безусловно, важнейшей предпосылкой создания "прорывных" технологий является финансирование науки с особым упором на информационные и другие высокие технологии. В этом отношении ситуация в России далеко не благоприятная.
Расходы на информационные технологии в странах "большой семерки" во второй половине 90-х гг. составляли ежегодно от 2 до 4% ВВП, в России - менее 1% (в расчете на душу населения примерно на порядок меньше, чем в большинстве стран "большой семерки")(3).
Недостаточно финансируются "прорывные" космические программы. Финансирование РКА по линии Российского космического агентства и Министерства обороны РФ космических программ составляет менее 4% ассигнований на космическую деятельность, проходящих по федеральному бюджету США. По оценкам отечественных экспертов, для минимально необходимого расширенного воспроизводства научно-технической и производственной базы ракетно-космической отрасли ежегодное финансирование должно превышать 3, 0-3, 5 млрд. долл.(4).
Еще одним важным преимуществом создания научных разработок с кибернетическим эффектом является то, что это позволяет значительно расширять занятость, в том числе в сфере самого научно-технического труда, открываются новые области занятости (например, в производстве новых продуктов), появляются реальные возможности дальнейшего экстенсивного развития (в создании новых энергосистем, использовании нетрадиционных источников энергии и пр.), становятся возможными масштабные работы по сохранению и улучшению природных ресурсов, лучшему использованию разрабатываемых ныне ресурсов. Для создания таких технологий необходимо всемерно поддерживать научных работников, сохранять и приумножать высококвалифицированные, слаженные, устойчивые коллективы. В социалистический период такая поддержка являлась важной частью государственной политики.
Эта система должна включать две группы защитных механизмов: одни из них должны защищать национальную систему от внутренних "возмущений" и потрясений, обеспечивать ее устойчивость в любых "не-катастрофических" ситуациях. Другие - помогать ей противодействовать любым кризисным явлениям на мировом рынке. Такое двуединство защитных механизмов является обязательным условием выживания страны в современных условиях, сохранения ее внутренней устойчивости, т.е. способности системы сравнительно быстро возвращаться в исходное состояние после любого "возмущения", а в оптимальном режиме - достигать при этом новой, более высокой точки на траектории сбалансированного развития.
Условия внутренней устойчивости следующие: сохранение стабильного социального климата, что требует обеспечения хотя бы минимальной удовлетворенности основных социальных групп существующим положением; стимулирование социальной мобильности, т.е. устранение ограничений по переходу индивидуумов и социальных групп из одного состояния в другое; действенный контроль общества над криминальными и "теневыми" структурами, деятельность которых "раскачивает" систему, делает ее уязвимой для любых "возмущений"; наличие у общества идеологии, объединяющей интересы различных социальных групп, создающей возможности компромисса, смягчающей отдельные противоречия между ними.