Регулирование процессов трудовой миграции населения из стран Центральной Азии в РФ и Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:42, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Трудовая миграция является на данный момент одним из самых значительных миграционных потоков в мире. С ростом интеграционных процессов в мировой экономике интенсифицировалось движение не только товарно-материальных потоков, но и рабочей силы. По оценкам Международной организации труда (МОТ), в 2010 г. численность международных мигрантов достигла 214 млн. человек, около 90% из них составляют трудовые мигранты и их семьи1.
С образованием независимых государств на постсоветском пространстве остро встал вопрос регулирования внешней трудовой миграции. Особую актуальность он приобрел, когда резко возросли масштабы стихийной трудовой миграции из стран центрально-азиатского региона. Именно благодаря притоку работников из трудоизбыточных стран Средней Азии, Россия, согласно оценкам Всемирного банка, в 2010 г. заняла второе место после США - 12,3 и 42,8 млн. человек, соответственно по численности трудовых эмигрантов2, так как большую часть из них – около 80% составили жители Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Veshkurova A.B.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

2. Потребность России в дополнительных трудовых ресурсах будет сохраняться в течение, по крайней мере, 20 лет. По оценкам специалистов к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов15. Для определения потребности российской экономики в рабочей  на среднесрочную перспективу, представляет немалый интерес подход С.В. Сиговой, предложившей в совокупном спросе на труд выделить дополнительный спрос, представляющий собой ежегодное приращение к имеющемуся числу наемной рабочей силы до полного удовлетворения нужд экономики (рис.2). 

Рис. 2. Прогноз  изменения дополнительного спроса на труд в России*

* расчет докризисный  по КДР-2020, расчет кризисный по  прогнозу МЭР России от 13.07.2009 г. (вариант 1).

Источник: Сигова С. Динамика рынка труда в условиях снижения темпов экономического развития // Социальная политика и социальное партнерство. 2009, № 5.

 

В качестве основы для определения дополнительного  спроса на труд предлагается использовать не категорию занятых, а среднесписочную численность работников, таким образом, рынок труда не включает в себя занятых не по найму. Прогноз дополнительного спроса на труд выполнен на основе «докризисного сценария», предложенного Концепцией долгосрочного развития России до 2020 года и кратко- и среднесрочными прогнозами социально-экономического развития, сформированных МЭР России. Наметившийся рост рождаемости не сможет компенсировать эту убыль. Частичный результат может дать комплекс мер, направленных на снижение смертности населения, повышение общего уровня здоровья и расширение границ пенсионного возраста. Однако трудовая миграция является более гибкой и быстрее реагирует на внешние факторы, и может быстрее компенсировать потребность в работниках.

3. Казахстан,  имеющий схожую с Россией демографическую ситуацию, осложняющуюся значительной потерей квалифицированных специалистов, будет также испытывать нужду в заемной рабочей силе. Уже сейчас республика ощущает 75% потребность в рабочих профессиях16. По ряду причин Казахстан является более привлекательной страной для трудовых мигрантов из стран центрально-азиатского региона и в дальнейшем конкуренция за рабочую силу с Россией может возрасти.

4. В перспективе  Россия не сможет полностью  полагаться на страны Центральной  Азии как поставщиков трудовых мигрантов, так как настоящий объем миграции, на наш взгляд, едва ли может быть превышен. Уровень рождаемости в этих странах в течение последних 15 лет падает, что может привести в будущем к процессам депопуляции, росту численности пенсионеров и повышению спроса на рабочую силу на локальных рынках труда.

5. Проведен сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов, позволяющих регулировать миграционные отношения как в принимающих, так и отправляющих странах региона.

Сравнительный анализ законодательств РФ и Казахстана в области миграции выявил, что их основной их целью является прием, учет, а также контроль над трудовой иммиграцией, и они содержат следующие общие элементы:

1. Учет трудовой иммиграции осуществляется при помощи:

- миграционной карты и регистрации по месту пребывания. В обеих странах введена миграционная карта, как инструмент учета трудовой миграции.

- разрешения на работу.

2. Контроль трудовой иммиграции предполагает:

- квотирование, которое определяет количество иностранных работников, в которых будет нуждаться страна в следующем году. Механизм определения потребности в иностранной рабочей силе в России и Казахстане отличается. В России правительство определяет потребность в рабочей силы с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а в Казахстане квота устанавливается в процентах от экономически активного населения. На наш взгляд, оба механизма имеют свои недостатки. В частности, первый подвергается критике за громоздкость и недостаток гибкости, а второй  - не всегда учитывает потребности работодателей.

- защиту прав и свобод трудовых иммигрантов. Одной из основных задач, которое решает любое законодательство в области трудовой миграции, является  обеспечение защиты прав трудовых мигрантов, что достигается путем их легализации.

Для обеспечения защиты прав трудовых мигрантов недостаточно усилий только принимающей страны, необходимы шаги навстречу и страны-донора. В центрально-азиатском регионе  три основных отправляющих страны –  Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Их законодательства в области трудовой миграции отличаются различной степенью проработанности. Законодательство Кыргызстана в этой сфере можно считать наиболее развитым. В дополнение к существующим законам  в 2006 г. был принят Закон «О внешней трудовой миграции», который определяет порядок трудоустройства граждан республики за рубежом.  Таджикистан также обладает достаточно либеральным законодательством в области трудовой миграции. Можно сделать вывод, что процесс отправки рабочей силы за рубеж в вышеуказанных странах законодательно обоснован достаточно хорошо. Законодательство же Узбекистана затрагивает вопросы трудоустройства своих граждан за рубежом лишь поверхностно. Трудовая миграция (как внутренняя, так и внешняя) не поощряется. Достаточно показательным является тот факт, что трудовая миграция регулируется Постановлением Кабинета Министров №97 от 15 мая 2007 г. «О совершенствовании учета граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности».

Можно отметить, что в отправляющих странах региона ведется работа по совершенствованию управления отправкой рабочей силы за рубеж. Выделим основные направления:

1. Налаживание межгосударственного  сотрудничества между страной  отправления и страной назначения. Межгосударственное сотрудничество осуществляется как в рамках СНГ и ОДКБ, так и на двусторонней основе. Трудовая миграция в рамках СНГ регулируется как многосторонними соглашениями, такими как, например, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями, которые Россия заключила со всеми странами-донорами Центральной Азии. Довольно тесные связи в миграционной сфере у стран региона налажены с Россией, в частности, в Таджикистане и Кыргызстане действуют представительства ФМС РФ.

2. Обеспечение организованной отправки трудовых мигрантов. Россия видит решение проблем с нелегальной миграцией в организованном наборе трудовых мигрантов. Это идеальный вариант, когда мигрант выезжает за рубеж, на конкретное место своей работы, имея на руках подписанный трудовой договор.  В последнее время ФМС РФ предпринимает меры по усилению взаимодействия с частными кадровыми агентствами в Таджикистане и Киргизии. Число их пока не так велико, как и количество трудовых мигрантов, отправленных на работу в Россию и Казахстан через них.

3. Социальная и правовая  защита трудовых мигрантов. Работники, находящиеся в другой стране, более уязвимы для эксплуатации и нарушений.  Трудовой мигрант имеет право на социальное страхование. В рамках СНГ решен вопрос с двойным налогообложением, т.е. мигрант платит налоги только в той стране, где работает, однако открытым остается вопрос с пенсионным обеспечением. Вопрос о защите прав трудовых мигрантов оговорен в вышеуказанных Соглашениях, однако трудовые иммигранты в поисках защиты от нарушений обращаются, как правило, к неофициальным структурам – национальной диаспоре, реже в различные неправительственные организации. В случае необходимости восстановить отобранные паспорта - в консульства и посольства.

4. Учет трудовой эмиграции. Другой важной задачей, которую решают страны-доноры, является совершенствование учета трудовых эмигрантов. В настоящее время такой учет достаточно проблематичен и не отражает настоящие объемы миграционных потоков. В Таджикистане и Кыргызстане обсуждается вопрос о введении миграционных карт для выезжающих граждан. В Узбекистане при пересечении границы заполняется таможенная декларация, в которой указывается гражданство, страна назначения, цель поездки, пол, возраст. Кроме того, во всех странах еще одним источником информации о численности трудовых эмигрантов являются обследования домохозяйств, которые ежеквартально осуществляются Министерствами труда. Обмен данными между странами отправления и назначения крайне важен. В частности, он позволяет оценить масштабы нелегальной трудовой миграции населения. Однако методика этих обследований недостаточно проработана, и численность трудовых эмигрантов, указанная в них, может быть на самом деле значительно выше.

Таким образом, сравнительный  анализ законодательства по регулированию внешней трудовой миграции, как стран-реципиентов, так и стран-доноров трудовых ресурсов выявил, что степень разработанности законодательства значительно отличается по странам. Кроме того, межгосударственное сотрудничество развивается медленно, особенно это касается Узбекистана, который является основным донором рабочей силы в регионе.

6. Предложены три прогнозных сценария развития ситуации с трудовой миграцией на территории Центральной Азии на период до 2025 г. Демографический потенциал стран региона ограничивает возможную трудовую миграцию. Но в пределах этого значения ее масштабы будут зависеть и от политических и социально-экономических условий в странах отправления. Так развитие процессов трудовой миграции в Центральной Азии на среднесрочную перспективу возможно по следующим сценариям:

  1. Неблагоприятный сценарий. Отправляющие страны не признают положительных эффектов трудовой миграции, продолжают политику обособления, трудовая миграция жестко контролируется государством. Экономика в стагнации или экономический рост незначителен.

Основные последствия: экономический и политический сепаратизм, отказ от экономической интеграции; снижение качества жизни, отток населения за рубеж; отсутствие единой политики управления трудовой миграцией, как на уровне региона, так и в рамках СНГ; сохранение и увеличение административных барьеров для трудящихся- мигрантов, что может привести к росту нелегальной миграции.

Нами осуществлена оценка объемов миграционного потока из трех стран Центрального Азии в Россию при неблагоприятном варианте развития событий (табл. 4).

Таблица 4

Прогнозная оценка объемов трудовой миграции из стран 

Центральной Азии в Россию при неблагоприятном сценарии, тыс. человек

Страна 

Наименование  показателя

2008 г. (базовый)

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Узбекистан

Общая трудовая миграция

1104

1010

1133

1147

1151

Доля нелегальных мигрантов, %

58,2

59,5

56,4

55,8

56,6

Таджикистан

Общая трудовая миграция

673

645

652

661

664

Доля нелегальных мигрантов, %

41,9

41,0

43,6

44,2

43,4

Кыргызстан

Общая трудовая миграция

517

512

520

524

523

Доля нелегальных мигрантов, %

65,1

66,0

66,2

65,5

64,8


Источник: рассчитано автором

Численность трудовых мигрантов  в 2008 г. основывается на экспертной оценке (см. табл. 3). Разница между официальными данными ФМС РФ и экспертные – нелегальные мигранты. Оценка миграционного потока основывается на данных прогноза ООН по темпам роста численности населения в трудоспособном возрасте17, прогнозе темпов экономического роста, заложенного правительствами данных стран.

II. Умеренный сценарий.  Предполагает развитие рыночной экономики в странах региона, расширение экономического сотрудничества, признание некоторыми странами необходимости согласованной миграционной политики. Экономический рост стабильный.

Основные последствия: развитие межгосударственного сотрудничества в регионе, предпринимаются шаги для образования единого рынка товаров и услуг, в том числе и рынка труда; внешняя трудовая миграция регулируется на основе двух- и многосторонних соглашений; снижается нелегальная трудовая миграция; внешние рынка труда все еще более предпочтительны, чем внутренние, однако теперь мигранты предпочитают страны региона, странам дальнего зарубежья. Необходимо отметить, что в настоящее время ситуация в регионе развивается по похожей схеме. Ряд стран, таких как Казахстан, Кыргызстан, активно участвует в процессе экономической интеграции, тогда как Узбекистан и Таджикистан исключены из процесса. Данный сценарий не гарантирует стабильности в регионе, так как существует риск образования двух полярных групп стран с большой разницей в доходах населения.

Согласно умеренному сценарию развития поток трудовой иммигрантов  в Россию будет все же расти, хотя и не такими высокими темпами, как при первом сценарии – численность трудовых мигрантов будет колебаться в пределах 2 млн. чел. в год. Нелегальная миграция сократится с 60 до 45%.

III. Благоприятный сценарий. Реализуется пакет по мер создания свободного передвижения товаров и услуг внутри региона, рабочая сила перемещается беспрепятственно.

Основные последствия: высокие темпы экономического роста; полностью открытая рыночная экономика, рост иностранных инвестиций; сформирована единая политика управления региональным рынком труда; легальная трудовая миграция поощряется; трудовые ресурсы перемещаются в основном внутри региона, растет миграция из соседних стран (Афганистана, Ирана, Китая).

Данный сценарий предполагает быстрый рост экономики региона, высокую долю легальных мигрантов  в общем потоке трудовой миграции. Единственный риск слишком открытой экономики – это переизбыток  на рынке более дешевых товаров из Китая и Ирана, включая рабочую силу.

Информация о работе Регулирование процессов трудовой миграции населения из стран Центральной Азии в РФ и Казахстан