Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 02:18, курсовая работа
Опираясь на новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную теоретическую систему. В 90гг. она, будучи дополненной, благодаря А.Маршаллу, элементами рикардианства, а также оснащенная разработанным математическим аппаратом, получила название неоклассического направления.
Именно Кембриджская школа, которая сформировалась в 90гг. 19ст. в Англии положила начало этому новому направлению в экономической теории.
Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей - неоклассиков, прежде всего А.Маршалла и А.Пигу – удовлетворение потребностей человека.
ВВЕДЕНИЕ
1. Ирвинг Фишер – основоположник теории монетаризма
1.1 Кнут Виксель и его теория нормы процента. «Эффект Викселя»
1.2. Альфред Маршалл - основоположник «кембриджской школы» маржинализма и его работа «Принципы экономики»
1.3. Артур Пигу и его «теория благосостояния
2. Фрайбургская школа и концепция социального рыночного хозяйства(Что такое «ордолиберализм»? Сущность «социального рыночного хозяйства»
2.1. ». Вальтер Ойкен о типах «экономических систем». Экономическая реформа Людвига Эрхарда)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
централизованокероване хозяйство со свободным потребительским вибором.
Централизованокероване хозяйство характеризуется высоким уровнем централизации управления, замещением всех горизонтальных экономических связей между экономическими субъектами административной вертикали связей центра и предприятий. Планирование предусматривает определение объемов, ассортимента и характеристик продуктов, вырабатываемых из единого центра. В. Ойкен считает, что такая форма распределения противоречит принципу свободного выбора, поэтому централизованокерованому хозяйству свойственны постоянное отсутствие равновесия, инфляция и хронический дефицит, а сама централизация противоречит природе экономики и постепенно разрушает ии.
Рыночное (меновое) хозяйство, основанное на принципах индивидуализма, свободы выбора, конкуренции и частной собственности, является естественной основой экономического строя. Система "менового хозяйства" имеет разветвленную структуру и предусматривает, по В.Ойкеном, различные взаемосполучення пяти базовых форм предложения и пяти базовых форм спроса (конкуренция, частичная олигополия, олигополия, частичная монополия и монополия), которые формируют 25 отличных форм рынков. "Так же как с тридцати с лишним букв может быть составлена большое количество слов разного состава и длины, так из ограниченного числа основных чистых хозяйственных форм может образовываться множество хозяйственных порядков" - это справедливо и для сообщения "идеальных типов", и относительно выделения форм менового господарства.
Критериями разграничения идеальных типов экономических систем является механизм координации взаимодействия хозяйственных единиц (рыночный или административный) и процесс принятия экономических решений (добровольный или принудительный). Другим критерием классификации является особенности генезиса экономического строя, согласно которому выделяются "естественно растущий" и "законодательно установленный" лад. Первый образуется эволюционно, в процессе исторического развития без принятия кем-либо осознанного решения. Второй устройство возникает в результате формулировки и включения его основных принципов в законодательства на основании сознательных экономико-политических решений. Большинство известных истории экономических укладов общества относятся к "естественно растущих", тогда как большинство современных экономических укладов, прежде централизованно управляемое хозяйство, относятся к "законодательно установленных". Идею сознательно создаваемого конкурентного рыночного устройства В.Ойкена было практически апробирована в условиях разрушенного хозяйства и отсутствия любого экономического строя в послевоенной Нимеччини.
Неизменность хозяйственного планирования и действий, которые во все времена и у всех народов осуществляются согласно экономическому принципу, делает допустимым и необходимым создание и применение единого теоретического аппарата. Однако многообразие, которая наряду с этим наглядно проявляется в хозяйственной поведении, требует частичного расширения этого теоретического аппарата ... или осторожного его применения ... Когда колоссальная многообразие конкретных экономических форм охватывается с помощью морфологической системы, тогда удается на научном уровне понять многообразие поведения людей ...
Как следствие, становится возможным связать историческое понимание религиозных, духовных, политических, моральных и психических изменений ... с познанием влияния таких изменений на конкретный экономический процес.
Во конкурентным порядком понимают форму менового (рыночного) хозяйства, при которой рамочные условия конкуренции активно создаются государством с целью достижения максимально возможной интенсивности конкуренции и одновременного ограничения действия факторов, которые искажают конкурентные условия. Важнейшая задача государства заключается в предотвращении и ограничении экономической монопольной власти. Для реализации конкурентного устройства рыночного хозяйства необходимы целенаправленные усилия государства в виде экономической политики, которая одновременно жестко регламентирует государственное вмешательство в экономику. В ордолиберализм большое внимание уделялось двум типам экономической политики - политике строя (устройства) и политике процесу.
Политика строя - это комплекс долгосрочных мер, направленных на создание рамочных условий функционирования экономики, их законодательное и правовое оформление, контроль за их соблюдением и своевременное внесение корректив со стороны государства. Основная цель политики строя - становление и поддержание конкурентных условий хозяйствования во всех сферах экономики. Политика процесса - это комплекс мероприятий по непосредственного влияния на хозяйственную деятельность через финансовую стабилизацию, структурные и социальные сдвиги, в том числе корректировки рыночного распределения доходов и решение проблемы благосостояния (последнее нашло воплощение в дальнейшем в разработках теории социального рыночного хозяйства).
Неолиберальная модель В.Ойкена представила три краеугольные принципы теории строя (устройства), которые образуют структурный каркас конкурентной рыночной ладу.
Принцип индивидуальной свободы: экономический строй должен соответствовать идеалам свободы и достоинства человека, реализация которых обеспечивается существованием частной собственности и хозяйственной независимости экономических субъектов.
Принцип сильного государства: государство не вмешивается в хозяйственные процессы, а лишь создает необходимые правовые условия для их беспрепятственного движения. Экономический строй не является раз и навсегда установившимся: это - "законодательно установленный порядок", для возникновения, поддержания и дальнейшего развития которого необходима сильная держава.
Принцип системности в экономической политике: экономическая политика должна соответствовать концепции экономического развития, ориентироваться на иерархию политических целей, чтобы не превратиться в "политику экспериментов" - попытка решать проблемы, причиной которых является постоянное вмешательство держави.
Конституирующим принципы политики конкурентного строя, выступающих предпосылками возникновения системы рыночного хозяйства.
В регулирующие принципов политики конкурентного строя, регламентирующие влияние государственных институтов на условия протекания и результаты хозяйственных процессов и стимулируют конкуренцию, относятся:
антимонопольно политика - контроль за монополиями с целью прекращения антиконкурентных действий, регулирования деятельности монополий в отраслях, где они неизбежны;
политика перераспределения доходов - корректировка рыночного механизма распределения доходов без ограничения стремление предпринимателей к инвестированию;
социальная политика - обеспечение минимальной заработной платы, регулирования рабочего времени, регламентация труда женщин и детей;
экологическая политика - защита природных ресурсов от хищнического использования, борьба с загрязнением окружающей середовища.
В. Ойкен отмечал, что ордолибералы не "изобретают" конкурентный строй, а ищут его элементы в конкретной действительности. Среди ограниченного количества структурных форм устройства они выбирают наиболее жизнеспособные, прежде мощную тенденцию к формированию условий совершенной конкуренции. Установка устройства, таким образом, осуществляется не вопреки историческому процессу, а наоборот, принципы строя формируются на основе учета имеющихся тенденций исторического розвитку.
Представление о модификации функций рынка в современных экономических системах, как отмечалось, объединяют немецкий ордолиберализм с англо-американскими школами неолиберализма. Время между ними есть несколько существенных отличий, вытекающих из особенностей становления идей неолиберализма в Германии и других странах, освещение которых нашло отражение в отечественной научной литератури1. Представители англоязычного неолиберализму далеки от осознания необходимости вмешательства государства в экономику с целью поддержания конкурентного строя и формирования институциональных основ экономического развития. Именно поэтому для определения англоязычного неолиберализму чаще употребляются термины "неоклассический либерализм", "экономический неоконсерватизм", "новая классика" (см. гл. 12.3), а для немецкого - "ордолиберализм".
Реформы Людвига Эрхарда.
В феврале Германия отмечала столетие со дня рождения "отца немецкого экономического чуда" Людвига Эрхарда - создателя послевоенной валютной реформы в западной оккупационной зоне, одного из немногих в мировой истории экономиста, занимавшегося системными преобразованиями экономики и добившегося успеха. Приписывается Эрхарду и "отцовство" социальной (общественной) рыночной экономики.
Празднества в связи с этой датой должны были не только "воздать должное" человеку, который вывел послевоенную Западную Германию из глубочайшего кризиса, но и показать актуальность подходов Эрхарда в нынешние непростые для Германии времена. Уже давно в немецкой прессе появляются рассуждения по поводу того, что в сегодняшних условиях структурного кризиса экономики предпринял бы "патриарх" рыночных реформ. На Эрхарда и его возможные рецепты ссылаются сегодня в экономических дискуссиях представители всех политических направления и партий Германии. Каждый выбирает для себя из наследия экономиста то, что ему больше подходит. Признают Эрхарда своим все: либералы, которые отказались от него в 1965 г. ; социал-демократы, которые яростно с ним боролись; даже "зеленым", которых во времена Эрхарда еще не было на свете, нравится "надрейнский капитализм". Газеты пишут, что "с некоторого времени Эрхард присутствует в Бундестаге так, как если бы по-прежнему был депутатом". После падения коммунизма в странах Центральной и Восточной Европы Эрхард и здесь стал наиболее почитаемым авторитетом для экономистов, приступающих к реформированию экономики.
“Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без действующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, нация, социальная структура которой была массовым бегством и изгнанием, страна, где голод и страх убили надежду”. Так описывал послевоенную Германию известный публицист Густав Штольпер. Столь эмоциональная оценка основывалась на реальных и жутких цифрах: страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха (на Востоке), все свое имущество за границей, войной били разрушены 20% промышленности, 40- транспорта и четверть- жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 года, для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов(правда, в западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской 45%). Помощь пришла оттуда, откуда ее не ждали. 5 июня 1947 года в речи перед студентами Гарвардского университета госсекретарь США Джордж Маршалл предложил экономическую программу возрождения Европы (“план Маршалла”), в первую очередь - Западной Германии. Как известно, Сталин отказался от такой помощи не только нашей стране, но и советской оккупационной зоне.
Людвигу Эрхарду обычно приписывают осуществление проведенной 20 июня 1948 года в Бизонии (английская и американская оккупационные зоны) валютной реформы. В то время он занимал пост директора отдела экономики в экономической администрации этих двух оккупационных зон, и хотя Эрхард выбирал, какое из 300 предложений валютной реформы будет осуществлено, решающий голос принадлежал все же военным властям союзников. Но Эрхарду в тайне от оккупационных властей удалось провести во франкфуртском экономическом совете закон об основах регламентации и ценовой политики после денежной реформы. Сам Эрхард говорил, что это был "антизакон", уничтожающий без каких бы то ни было предварительных условий все существующие регулирующие нормы по экономическому планированию и регламентации.
До этого экономический хаос в Германии пытались остановить все новыми и новыми регулирующими распоряжениями, которые союзники добавляли к системе планирования времен экономики III-го Рейха. В Германии было уничтожено каждое пятое производство, разрушено каждое пятое жилое помещение. Статистики подсчитали, что производственных мощностей западных оккупационных зон Германии хватает на обеспечение каждого немца одной тарелкой на пять лет, парой обуви на 10 лет и одним костюмом на 50 лет. И практически все сходились во мнении, что только государственное управление "экономикой дефицита" может уберечь общество от катастрофы.
Парадоксально, но факт: в 1947-48 годах против введения рыночного хозяйства в Западной Германии выступали не только социал-демократы и близкие к ним профсоюзы (они ратовали за“социалистическую экономику а плановым руководством”), но и ХДС во главе с будущем канцлером Аденауэром (“Планирование и управление экономикой будет в больших масштабах и длительное время”).
Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Им стала денежная реформа. Ее разработали американские специалисты в тесном сотрудничестве с группой экспертов-немцев, среди которых особо выделялся Людвиг Эрхард.
Эрхарду удалось протащить через экономический совет закон, отменяющий государственную регламентацию и контроль над ценами, ввести свободную конкуренцию, ликвидирующий экономические монополии. То, что закон в июне 1948 г. поддержало 50 из 86 депутатов, было настоящим чудом, ведь в то время в этой части Германии не было ни одной партии, которую можно было бы назвать иначе, чем социалистическая. Даже партия Эрхарда и Конрада Аденауэра - CDU - в английской оккупационной зоне приняла в феврале 1947 г. на своем съезде программу, исходившую из того, что "планирование и управление экономикой необходимо в течение длительного времени и как можно в более широком масштабе" и предусматривающую "обобществление" горнодобывающей и сталелитейной отраслей промышленности. Христианские демократы в американской зоне были еще более радикальными, собираясь национализировать также банки и в качестве общественно-экономической системы ввести демократический социализм.