Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:37, курсовая работа
В последнее время широкое распространение в хозяйственном обороте приобретают факторинговые сделки. Хозяйствующие субъекты осуществляют различные коммерческие операции на основе факторинговых договоров. Это требует от юридических служб предприятий достаточного знания и понимания природы договора факторинга, что снижает вероятность рисков от предпринимательской деятельности.
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, почти в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира: их совокупный оборот за 2010 г. колеблется около 20 000 млн евро.
По темпам развития рынка его рост за 2010 г. составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга здесь увеличивался на 35—39%. Европейские страны тоже «держат марку». Хотя рынок растет в среднем на 11,8% (по данным 2005-2010 гг.) , но тенденция к росту тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы.
Продуктовый ряд на мировом рынке факторинга. Деление факторинговых услуг в разных странах проводится по различным критериям, а один и тот же вид факторинга может носить разное название в Великобритании, Италии и США.
В международной практике
факторинг может
В то же время стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс-дис-каунтингу составляет 0,35—1% от суммы сделки, то по классическому факторингу — 0,75—2,5%. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга приблизительно одинаково. Инвойс-дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Популярна на Западе также услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает с дебиторами определенного поставщика. В отличие от России Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование, когда товар оплачивается фактором в момент получения заказа, а дебиторская задолженность по сути еще не возникла, так как продукция еще не отгружена. Факторинг может использоваться и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. В этом случае услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета и др.
Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности — инвойс-дискаунтинг — (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%). На коллек-торские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный факторинг почти в 4 раза.
Тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги — реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернета. Все большую роль здесь начинает играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансирование.
В России, по оценкам агентства РБК, рейтинг объема уступленных прав требования в 2010 г. составил около 590 млрд руб., а на долю пятерки лидеров пришлось около 60% всего рынка. Удвоения рынка не произошло, рост составил около 85%, что тоже является впечатляющим результатом. Количество заключенных договоров факторинга в 2007 г. по рынку достигло 6,8 тыс., а динамика роста полностью совпала с приростом объемов уступленных прав требований.
Лидером рейтинга по количеству
заключенных договоров факторин
Таблица 3. Стоимость факторинговых услуг в 2010 г.
Наименование банка |
Регрессный факторинг, % от суммы сделки |
Безрегрессный факторинг, % от суммы сделки |
Фиксированный сбор, руб. | |
10—30 дебиторов |
30—50 дебиторов |
не зависит от кол-ва дебиторов |
за обработку одной накладной | |
«НИКойл» |
4,35 |
4,15 |
+0,4 |
65 |
«Диалог-оптим» |
4,3 |
4,1 |
+0,9 |
60 |
Номос-банк |
3,5 |
3,5 |
+0,7 |
100 |
Пробизнесбанк |
3,24 |
3,24 |
не работают |
50 |
Промсвязьбанк |
0,3-2,4 |
0,31—2,2 |
+1,5 |
50 |
Такое вознаграждение возьмут за свои услуги российские банки при следующих условиях сделки: количество дебиторов клиента — от 10 до 50;
предоставляемое финансирование — 70% от суммы уступаемой задолженности; срок отсрочки платежа за поставленные товары — 60 дней
Банки, которые занимаются факторинговыми операциями, можно условно разделить на три группы.
В первую группу входят те, которые уже давно (более трех лет) развивают это направление бизнеса, имеют обширные базы данных по поставщикам и дебиторам и могут дать своим клиентам рекомендации, стоит ли работать с тем или иным контрагентом. Эти банки гарантируют высокое качество обслуживания, за что и запрашивают более высокую цену.
Ко второй группе относятся банки, совсем недавно начавшие выступать в качестве факторов. Они также обещают высокое качество обслуживания, но, стремясь завоевать свое место под солнцем, предлагают услуги в 1,5—2 раза дешевле, чем «ветераны» российского факторинга. С одной стороны, это выгодный вариант (по крайней мере для клиентов), а с другой — ненадежный. Вот как объясняет последствия такой ценовой политики Владимир Емельянов из банка «Диалог-оптим»:
— Стандартные тарифы позволяют банкам создавать резервные фонды. Если эти тарифы занижены, то резервировать попросту нечего. Это чревато тем, что, столкнувшись с неплатежами дебиторов, банки просто не смогут их покрыть. Они это прекрасно понимают, поэтому, «приручив» клиента низкими тарифами, наверняка через какое-то время тарифы поднимут. Или же попросту закроются, поскольку рано или поздно столкнутся с убытками.
К третьей группе принадлежат небольшие банки, которые обслуживают по факторинговым схемам от трех до пяти клиентов. Такие банки нигде не рекламируются. Многие из них работают в паре с крупными кредитно-финансовыми структурами. Стоимость их услуг близка к первой ценовой категории. К этой же категории можно отнести банки, которые под видом факторинга проводят кредитование без обеспечения, выдавая деньги под честное слово. Но такие услуги встречаются нечасто.
Факторинговые отделы в банках работают по стандартной схеме. Они отличаются друг от друга требованиями к клиентам, минимальным количеством дебиторов, с которыми сотрудничают поставщики, и размером финансирования. Так, «НИКойл» предпочитает работать только с компаниями, которые существуют не менее года и имеют минимальный оборот, охватываемый факторингом, на сумму 80—100 тыс. дол. в месяц. Кроме того, у поставщика должно быть как минимум четыре дебитора. Но самое важное условие заключается в том, «чтобы клиент имел ликвидную дебиторскую задолженность, а не пытался передать нам так называемые дурные долги. Надо четко понимать, что факторинг — это работа с текущей ликвидной задолженностью, а не инструмент избавления от „зависшей" дебиторки», — подчеркивает Илья Покаместов, один из специалистов упомянутого банка.
У банка «Диалог-оптим» лишь одно требование к поставщику: он должен иметь не менее десяти дебиторов. «У нас нет ограничений по оборотам. Мы работаем и с мелкими, и со средними, и с крупными предприятиями и считаем, что клиентов надо растить. Тогда уровень доверительных отношений будет совершенно иным», — объясняет Владимир Емельянов.
И «НИКойл», и «Диалог-оптим» предоставляют финансирование в пределах от 60 до 90% ,от суммы уступаемой задолженности. Пробизнесбанк выплачивает от 50 до 85%. Но у этого банка и подход к клиентам совсем другой. Если у предприятия много дебиторов (не менее шести), то ему предложат здесь классическую схему факторинга, и при анализе рисков банк будет в большей степени обращать внимание на статистику платежей. Если же поставщик на 90% зависит от одного дебитора, являясь подрядчиком какого-либо крупного предприятия, то этого клиента отнесут к группе с более высоким риском. Подобная зависимость, безусловно, отразится и на банковской комиссии. Во втором случае она скорее всего будет выше, хотя, безусловно, фактор оценивает риски на основе тщательного анализа финансового состояния каждого конкретного поставщика и дебитора.
Иной подход у Промсвязьбанка. Банк работает с крупными и средними компаниями, но льготные тарифы предоставляет предприятиям, чей оборот составляет от 500 тыс. дол. в месяц. И даже если у этого поставщика будет всего один дебитор, но такой, как Pepsi или Nesquik, банковская комиссия все равно не изменится. «Мы избирательно подходим к своим клиентам, предъявляем к ним более жесткие требования, но за это предлагаем и более выгодные условия», — комментирует Евгений Калужин, начальник отдела факторинга Промсвязьбанка.
Аналогичная политика и у Номос-банка, который, с одной стороны, устанавливает ограничения по дебиторам (не менее четырех), но с другой — готов работать и с клиентом, у которого только один покупатель, но очень надежный, такой, как, например, «Газпром». Этот банк финансирует от 50 до 90% уступаемой задолженности и работает с поставщиками, у которых обороты составляют от 40 тыс. дол. в месяц.
Срок рассмотрения заявки, как правило, нигде не превышает двух недель. Комплект документов, которые необходимо предоставить фактору, тоже стандартный: учредительные документы поставщика, финансовая отчетность за разные периоды (к примеру, «Диалог-оптим» запрашивает отчетность за последние пять кварталов, а «НИКойл» — за два квартала), справочная информация о поставщике и его контрагентах в форме анкеты. Некоторые факторинговые компании просят предъявить также документы об отсутствии или состоянии задолженности перед другими банками (так поступает, в частности, «Диалог-оптим»).
Все банки имеют ограничения по продолжительности отсрочки, которую клиенты предоставляют своим покупателям. Она не должна превышать 90 дней. Лишь в случае когда в схеме задействован крупный дебитор, в роли которого выступает известная и устойчивая компания, отсрочка может быть продлена до шести месяцев.
Практика показывает, что большая часть сделок заключается по регрессному факторингу, в безрегрессном заинтересованы всего 3—5% клиентов. Это объясняется тем, что поставщики предпочитают разбираться со своими дебиторами самостоятельно, чтобы не портить с ними отношения.
В качестве дополнительной услуги практически все банки бесплатно устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций. Например, программа «НИКойла» имеет офлайновый модуль и модуль в Интернете, с помощью которых клиент наблюдает за деятельностью банка и контролирует состояние своей дебиторской задолженности. Он видит, какие платежи поступают или не поступают от дебитора, как взимается комиссия, по каким поставкам и в каком размере выплачивается задолженность. У этой программы есть также бухгалтерский модуль, совмещенный с системами «1С», который позволяет автоматически отражать операции по факторингу в бухгалтерском учете клиента.
Коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые операции, к которым относится и факторинг. На сегодняшний День совокупный объем рынка факторинга в России составляет около 11 млрд дол.
Однако несовершенство российского законодательства, регулирующего деятельность по финансированию под уступку денежного требования, осложняет и тормозит развитие этого вида бизнеса в России.
Одной из проблем является отсутствие нормативных документов, которые могли бы регулировать осуществление факторинговых операций.
В 1989 г. Госбанк СССР разработал инструкцию «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». Но в этой инструкции был заложен существенный недостаток, суть которого заключается в том, что переуступка требований производится лишь после получения поставщиком от банка-плательщика извещения об отсутствии у плательщика средств и передачи требований в картотеку № 2 (расчетные документы, не оплаченные в срок). Это способствовало искажению сущности факторинга.
В странах, где широко используется этот вид услуг, фактор-фирма кредитует поставщика сразу (через два-три дня) после того, как поставщик выставил покупателю платежные требования, т.е. в момент появления нормальной задолженности. Тем самым поставщик (клиент фактор-фирмы), получив денежные средства за отгруженные товары, может использовать их для собственных нужд: происходит ускорение оборачиваемости оборотных средств у поставщика. Кроме того, факторинговое обслуживание предусматривает безусловный возврат фактор-фирме любых сумм, полученных по платежным требованиям, если плательщик отказывается акцептовать данные требования по причине нарушений поставщиком условий договора купли-продажи.
Информация о работе Банковский факторинг: реальность и перспективы развития