Психология детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Современное отношение к детям со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимости каждой детской души. Всегда это ли было так? Утвердительно ответить на данный вопрос нельзя.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kopia_Kopia_Kopia_Kopia_vozrastnaya_i_pedagogiche.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

оглавление

 

 

 

Задание 1

  1. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ребенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах. Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона. Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества? Ответ обосновать.

Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством  общества и особенностями его  развития.

Современное отношение  к детям со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимости каждой детской души. Всегда это ли было так? Утвердительно ответить на данный вопрос нельзя.

На основе изучения этнографических  материалов российский ученый Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д.Б. Эльконина, заявлявшего о существовании  парадоксов в развитии детей, необходим  исторический подход к пониманию  этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен  лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют  многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомо-морфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. Различия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. Поэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных народов. Детство  это период жизни человека, который продолжается  от рождения до начала периода активного полового созревания, формирования мировоззрения и появления возможностей выполнения общественно необходимой деятельности, подверженной самоконтролю и социальной.  При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья и в наши дни. Этапы детства человека является продуктом истории.

 

  1. Почему концепция жизненного пути личности Э. Эриксона называется эпигенестической? Ответ обосновать.

Название теории происходит от гречеих слов: «epi» - над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение. Согласно модели Э. Эриксона, человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.1

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня  психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности. Задача младенческого возраста - формирование базового доверия я миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача «игрового» (дошкольного) возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встаёт новая задача - формирование трудолюбия и умения  обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в  понимании собственного «Я». Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности.

Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.

 

  1. В чем суть психоаналитической концепции Э. Эриксона об отношениях «Я» и общества?

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. По его ученого, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.  

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. По его мнению, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эгоидентичности».

  Групповая идентичность  формируется благодаря тому, что  с первого дня жизни воспитание  ребенка ориентировано на включение  его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется  параллельно с групповой идентичностью  и создает у субъекта чувство  устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности (целостности) личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии З. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. «Различные исторические периоды, - писал он, - дают нам возможность видеть во временных заострениях разные аспекты по сути своей неразделимых частей человеческой личности».2

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Задача младенческого  возраста - формирование базового доверия  к миру, преодоление чувства разобщенности  и отчуждения.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и  сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в  то же время переживание чувства  вины и моральной ответственности  за свои желания.

В период обучения в школе  встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»).

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких  дружеских связей, преодолевающих чувство  одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя.

Период старости характеризуется  становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном  пути в противовес возможному разочарованию  в жизни и нарастающему отчаянию.

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения  между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних  возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы  эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Первая стадия развития личности. Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что  освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений  ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям «модус органа» и «модальность поведения». Понятие «модус органа» определяется Э. Эриксоном вслед за З. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Для Э. Эриксона важен не сам орган, а направленность его функционирования. Так, в младенческом возрасте эрогенная зона - рот ребенка. Для Э. Эриксона имеет значение направленность функционирования этого органа - способность получать через рот. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, т.е. формирование доминирующего качества личности. В младенческом возрасте это означает - вбирать впечатления. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от З. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная точка, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения, Таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным (по З. Фрейду) и психосоциальным (по Э. Эриксону) развитием личности.

Для Э. Эриксона рот - фокус  отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития. Модус органа – «получать» отрывается от зоны своего происхождения и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность поведения – «вбирать».

Подобно З. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э. Эриксон  связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность «вбирать» становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом «кусать». Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. «Глаза, первоначально готовые принимать впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются фокусировать, изолировать и «выхватывать» объекты из более смутного фона, следить за ними, - писал Э. Эриксон. - Сходным образом, уши выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти - крепко схватывать». В результате распространения модуса на все сенсорные зоны формируется социальная модальность поведения – «взятие и удерживание вещей». Она проявляется тогда, когда ребенок научается сидеть. Все эти достижения приводят к выделению ребенком себя как отдельного индивида.

Формирование этой первой формы эго-идентичности, как и  всех последующих, сопровождается кризисом развития. Его показатели к концу первого года жизни: общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «мать – ребенок» в результате возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам. Этот кризис преодолевается легче, если к концу первого года жизни соотношение между базовым доверием ребенка к миру и базовым недоверием складывается в пользу первого.

Признаки социального  доверия у младенца проявляются  в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Психологическим симптомом доверия служит умение ребенка ждать, его умение выдержать отсрочку в удовлетворении своего желания. К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.

Условия формирования доверия  ребенка к миру. Динамика соотношения  между доверием и недоверием к  миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре»,- подчеркивал Э. Эриксон.

Информация о работе Психология детства