Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:50, курсовая работа
Проблема конституционно-правовых отношений является одной из самых спорных в юридической науке. Ее изучением занимаются многие ученые-правоведы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин. Высказываются различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Однако многие проблемы, связанные с данным вопросом остаются окончательно неразрешенными.
В данной работе мы постараемся обозреть наиболее спорные моменты, и сделать вывод, основываясь на позициях признанных специалистов в области конституционного права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 4
§1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИХ СПЕЦИФИКА 4
§2. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
ГЛАВА II. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 14
§1. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 14
§2. ОБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 23
§3. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 30
Необходимо отметить, что в рамках общих правоотношений, можно выделить абсолютные отношения. Так, упомянутое право на охрану здоровья принадлежит всем гражданам. Следовательно, оно принадлежит каждому. А значит, можно назвать четко определенного субъекта. При нарушении этого права, возникает уже конкретное правоотношение, однако оно будет носить охранительный характер.
Охранительные правоотношения выделяются в соответствии с особенностями выполняемых конституционными нормами функций. На основании этого же критерия можно выделить учредительные и правоуставановительные конституционные отношения. Учредительные правоотношения возникают на основе норм-принципов, норм-дефиниций и иных норм общерегулятивного характера (ст.ст.1, 3, 4, 5,11, 17, 18 и др.). Такие правоотношения учреждают особый правовой статус конституционных субъектов, отражают особенности их правового положения. Правоустановительные конституционные отношения являются в большинстве своем конкретными либо абсолютными правоотношениями, содержащими конкретные субъективные права и юридические обязанности известных участников. Именно в правоустановительных отношениях проявляется механизм воздействия нормы права на поведения субъектов, посредством установления правомочий и обязательств.
В отличие от учредительных и правоустановительных отношений, которые возникают при нормальной реализации норм Конституции, охранительные правоотношения появляются вследствие нарушения предписаний конституционно-правовых норм и олицетворяют негативную реакцию на данный факт со стороны государства. Охранительные отношения связаны с реализацией юридической ответственностью и направлены на ликвидацию негативных последствий (восстановление нарушенного субъективного права). Охранительное конституционно-правовое отношение может возникнуть, например, при реализации санкции за присвоение власти (ч.4 ст.3 Конституции РФ). Охранительные конституционные отношения не имеют широкого распространения, однако, статьи Конституции, предполагающие их возникновение (ст.52, 53, ч.3 ст.115 и проч.), все же играют достаточно важную роль в обеспечении конституционного правопорядка.
С.А.Авакьян предлагает делить конституционно-правовые отношения по фактору существования во времени на статические и динамические.8 Статические конституционные правоотношения существуют неопределенное время, их можно назвать постоянными. Данные отношения отражают «положение вещей» в государстве установленное Конституцией. Например, на основе ч.1 ст.14 Конституции возникают статические правоотношения, выражающие светский характер государства.
Динамические правовые отношения могут возникнуть лишь при выраженном действием волеизъявлении субъектов. Динамичность, кроме того, предполагает, многократность возникновения правоотношения. Причем правоотношение возникает в результате поступков субъектов. Так, динамичным правоотношение является голосование граждан – каждый участник выборов (референдума) может проголосовать неограниченное число раз, обусловленное количеством выборов, в которых он примет участие.
Названные классификации составляют основу типологии конституционно-правовых отношений. Кроме них, в работах по конституционному праву предлагается множество критериев классификаций.
Ж.И.Овсепян предлагает классифицировать конституционно-правовые отношения по их юридическому значению на материальные и процессуальные.9 В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений, во вторых - реализуются права и обязанности, связанные с процедурой осуществления и защиты конституционных субъективных прав.
Конституционно-правовые отношения могут быть активного и пассивного типа. Деление основано на характере выполнения обязательств. Пассивные правоотношения складываются на основе управомачивающих норм и предполагают, что управомоченная сторона в целях удовлетворения своих интересов сама должна совершать активные действия, вместе с этим, обязанной стороне необходимо воздерживаться этого. В качестве примера приведем ч.3 ст.29 Конституции: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Гражданин имеет право выражать свои мнения и убеждения, но в то же время он не может быть принужден к этому. Активные конституционно-правовые отношения основываются на обязывающих нормах, и отличаются тем, что требуют от обязанного лица совершения положительных активных действий. Примером может быть правоотношение, складывающееся на основании следующей нормы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч.3 ст.44 Конституции).
Названные классификации конституционных правоотношений, безусловно, не составляют исчерпывающий список. Но полагаем, что отражение всех типологий и не целесообразно в данной работе, поскольку многие из них имеют ограниченное значение и не имеют практической полезности.
Глава II. Структура конституционно-правовых отношений
§1. Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционного права – индивиды, социальные общности, объединения, государственные органы, которых нормы данной отрасли наделяют возможностью участия в правовых отношениях. Реализуя данную возможность, субъекты конституционного права становятся субъектами конституционно-правовых отношений.
Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права. Другими словами, субъектами конституционных правоотношений могут быть только те субъекты, на которых нормы данной отрасли возлагают обязанности и которым предоставляют права.
Круг субъектов конституционно-правовых отношения очень широк, фактически он охватывает всю систему субъектов права. Ими могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, депутаты, должностные лица, граждане, лица без гражданства и проч. Каждый участник конституционных правоотношений занимает в них особую – конституционную позицию. Данный элемент структуры конституционно-правового отношения во многом определяет его специфику, что заключается в следующем. Многие субъекты конституционно-правовых отношений (народ, Государственная дума и др.) могут быть участниками только данного вида правоотношений.
Целесообразно разделить всех субъектов данного вида правоотношений по нескольким группам. В первую группу субъектов можно отнести индивидов.
Наиболее распространенными субъектами конституционно-правовых отношений являются граждане России. Все они находятся в правовом состоянии гражданства, т.е. являются субъектами абсолютных правоотношений. Но это не лишает граждан возможности находиться и в конкретных правоотношениях, например, при создании общественных объединений.
Иностранцы также относятся к числу индивидуальных субъектов конституционно-правовых отношений. Важно отметить, что смысл термина «иностранец» в настоящее время однозначно не определён. Его можно рассматривать в двух значениях – в узком и широком. В широком значении «иностранцы» – это лица не являющиеся гражданами государства, в котором они находятся в конкретный промежуток времени. В узком же смысле иностранцами называют граждан иностранного государства.
Широкое толкование данного термина представляется несколько необоснованным, т.к. толковый словарь русского языка четко дает определение: «иностранец – это гражданин, подданный другого государства».10 Кроме этого, если рассматривать иностранцев в широком смысле, то фактически смешиваются такие понятия как «лицо без гражданства» и «иностранный гражданин», которые все же не одно и то же. Это обусловлено тем, что иностранные граждане подчиняются не только юрисдикции государства, где они находятся, но и сохраняют определенную связь правового характера со страной, с которой связаны отношениями подданства. Так, иностранные граждане находятся под действием двух систем законодательства. Лица без гражданства имеют юридическую связь лишь с государством, на территории которого они проживают. Следовательно, между лицами без гражданства и иностранными гражданами существуют значительные различия, и их нельзя называть одним термином «иностранцы». Иностранные граждане и иностранцы же – понятия тождественные.
Приведенные соображения были учтены и законодателем, в результате чего в Конституции РФ 1993 г. права и свободы предоставляются именно «иностранным гражданам» и «лицам без гражданства» (ст.62) (а не «иностранцам»). ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. закрепляет, что иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
. В вышеуказанном законе также содержится официальное определение «лица без гражданства». Им является лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Безусловно, нормальное состояние для человека – находиться подданным и, причем, подданным государства, в котором он проживает. В отличие от граждан Российской Федерации, которые связаны с ней состоянием гражданства, иностранцы (иностранные граждане) и лица без гражданства не имеют такой характеристики.
Распространено также такое правовое состояние, как многогражданство, при котором лицо обладает гражданством более чем одного государства.
В юридической литературе
в этой связи отмечается, что по
отношению к государству
Важно здесь обратить внимание
на то, что терминологическая
Указанное разграничение
базируется на следующих особенностях
положения рассматриваемых
Во-первых, лицо, являющиеся гражданином Российской Федерации и одновременно имеющее доказательства подданства иностранного государства не может рассматриваться на территории России в качестве иностранца. Это имеет свое нормативно-правовое закрепление. В ч.2 ст.62 Конституции РФ сказано: «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданств, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». А в ч.3 ст.3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отмечается: «граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в права, уклонятся от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации».
Во-вторых, лицо, имеющее гражданство двух иностранных государств и не состоящее в российском подданстве следует считать в Российской Федерации иностранцем. Важно здесь упомянуть ст.3 Гаагской конференции, в которой сформулирован правовой принцип, который в дальнейшем получил распространение под названием «эффективное гражданство»: «В пределах третьего государства лицо, имеющее более чем одно гражданство, будет рассматриваться как имеющее лишь одно… третье государство будет признавать за таким лицом исключительно либо гражданство страны, где это лицо обычно и главным образом проживает, либо гражданство страны, с которой в данных обстоятельствах это лицо, по-видимому, более тесно связано фактически».
Рассмотрим теперь лиц без гражданства. Правовое состояние, в котором могут находиться указанные лица, может быть абсолютным либо относительным.13 В состоянии абсолютного безгражданства находятся лица, не являющиеся гражданами какой-либо страны с рождения, в относительном – лица, утратившие состояние подданства. Анализ российского законодательства дает основание сделать вывод, что состояние безгражданства рассматривается в России как нежелательное явление. Поэтому государство поощряет приобретение российского гражданства, однако и не препятствует приобретению иностранного гражданства.
Социальные индивиды в совокупности образуют такой коллективный субъект конституционных правоотношений как народ (нация). Однако наличие такого субъекта конституционных правоотношений – момент спорный. С.С. Алексеев считает, что главные социальные общности людей не могут быть субъектами правовых отношений, поскольку выступают в качестве решающих институтов политической жизни и не обладают свойствами внешне обособленного, институционального, формально персонифицированного порядка.14
Народ является субъектом рассматриваемого вида правоотношений в том случае, когда он рассматривается как множество людей, проживающее в пределах определённой страны. Правоотношений, в которых в качестве участника участвует народ немного, поскольку «народ» понятие слишком абстрактное и это создает известные юридические трудности при наделении его субъективными правами и обязанностями. Особенностью правового статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений является то, что он единственный обладает абсолютной правосубъектностью. В основном, народ выступает как субъект общих правоотношений (ч.1 ст.3 Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»), но может выступать и как участник конкретных конституционно-правовых отношений, например, при принятии Конституции посредством проведения референдума. В качестве субъекта конституционно-правовых отношений допустимо рассматривать и народ субъекта Российской Федерации, народ муниципального образования.