Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:09, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе теоретических положений, норм института реабилитации, практики его применения, а также в определении путей совершенствования нормативного регулирования исследуемого института.
Цель определила задачи исследования:
- рассмотреть исторические закономерности развития института реабилитации в уголовном процессе;
- раскрыть понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
- исследовать основания для реабилитации;
- дать классификацию видов реабилитации;
- рассмотреть основания для отказа в праве на реабилитацию;
- проанализировать полномочия государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих право на реабилитацию;
- раскрыть процессуальный порядок возмещения имущественного вреда;
- исследовать вопросы, касающиеся компенсации морального вреда;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан 6
1.1 Реабилитирующие основания в уголовном судопроизводстве России 6
1.2 Понятие реабилитации как института права 12
Глава 2 Виды и процессуальный порядок реабилитации 18
2.1 Обеспечение права на реабилитацию как направление надзора прокурора в уголовном судопроизводстве 18
2.2 Основания для отказа в праве на реабилитацию 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Часть 4 ст. 133 УПК РФ перечисляет случаи, на которые правила ст. 133 УПК РФ не распространяются:
• отмена или изменение меры процессуального принуждения или обвинительного приговора ввиду издания акта об амнистии;
• истечение сроков давности;
• недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
• невозможность несовершеннолетним, достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;
• принятие закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.
На наш взгляд, в качестве основания возникновения права на реабилитацию в п. 6 ч. 2 ст. 133 УПК РФ нужно предусмотреть самооговор в результате насилия.
Часть 4 ст. 133 УПК РФ следует дополнить определением самооговора, сделанного умышленно.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы: вопрос о реабилитирующих основаниях в уголовном судопроизводстве Российской Федерации представляет определенные сложности в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов и суда, которые порою не могут найти нужного ответа при выборе реабилитирующего основания прекращения уголовных дел.
Реабилитирующие основания являются одним из структурных элементов уголовно-процессуального института реабилитации как поводы для признания за невиновным лицом права на его реабилитацию.
Анализ исторических уголовно-процессуальных документов показывает, что ни в одном из актов не употреблялся термин «реабилитация» в значении восстановления нарушенных прав.
Только в проекте Уголовного уложения 1895 г. встречается слово «реабилитация», в понятие которого вкладывалось не восстановление нарушенных прав невиновного, а помилование осужденных. Речь шла о восстановлении осужденного в правах: быть избирателем или избираемым в земских, городских или сословных собраниях; поступать на государственную или общественную службу. Для реабилитации требовалось отбытие наказания, истечение срока и несовершение за этот срок нового преступного деяния. В этой связи Н. И. Миролюбов писал, что собственное понимание реабилитации как специального правового института – явление довольно недавнего времени .
В семантическом смысле термин «реабилитация» (от позднелатинского rehabilitation – восстановление) означает восстановление в правах или восстановление чести и прав .
В общем юридическом понимании реабилитация (лат. rehabilitation, от re – вновь, опять, снова и habilitas/habilitatis – пригодность, способность) –
1) в широком смысле восстановление доброго имени, прежней репутации, возможностей, здоровья;
2) восстановление гражданина (в судебном или административном порядке) в правах.
В уголовно-процессуальной науке существуют различные подходы к определению понятия реабилитации.
Одни авторы рассматривают реабилитацию в широком смысле слова как освобождение от бремени обвинения человека, привлекавшегося к уголовной ответственности. Другие определяют реабилитацию в уголовном процессе в узком смысле – как решение правомочного правоохранительного органа, изложенное в предусмотренном законом уголовно-процессуальном акте и констатирующее, что отсутствует либо не установлено событие или состав преступления, либо лицо непричастно к участию в совершении преступления.
Однако ни одна из названных позиций не содержит такого важного признака реабилитации, как восстановление нарушенных прав. Обусловлено это тем, что реабилитация – не просто решение, а восстановление нарушенных прав на основании оправдательного решения, для чего необходимо рассмотреть соответствующие позиции.
В этой связи более интересным представляется мнение тех авторов, которые считают, что реабилитация – это оправдание подсудимого или прекращение уголовного дела в отношении осужденного, обвиняемого, а также подозреваемого за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия указанных лиц в совершении преступления. Вместе с тем реабилитация является основанием для восстановления лица, привлекавшегося к уголовной ответственности в прежних правах.
Некоторые авторы предприняли попытку дать подробное определение реабилитации, сущность которого сводится к следующему: «Реабилитация – это официальное установление невиновности лица в совершении преступления, которое, во-первых, сформулировано в специальном юридическом акте – оправдательном приговоре или постановлении (определении) о прекращении уголовного дела, вынесенном в случае отсутствия события преступления или отсутствия в деянии состава преступления, либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления; во-вторых, порождает право этого лица на возмещение имущественного ущерба, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и других прав, возмещение иного ущерба, причиненного ему незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу и осуществляемого государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда». Представляется, что данное определение имеет некоторые недостатки: во-первых, оно очень громоздко (построено на основе норм, принятых во исполнение Указа от 18 мая 1981 г.), во-вторых, в нем ничего не говорится о восстановлении чести и достоинства невиновного.
Ряд ученых в определении реабилитации делали акцент именно на восстановлении нарушенных прежних прав невиновного, его доброго имени. Так, М. Ф. Полякова подчеркивает, что реабилитируемый нуждается не только в вынесении органом следствия и суда правового акта о невиновности, но и в том, чтобы иметь возможность довести факт своей непричастности к преступлению до сведения всех, в чьем мнении он был опорочен.
На наш взгляд, отличается оригинальностью определение, данное Л. В. Бойцовой, которая под реабилитацией понимает возвращение утраченных прав и преимуществ, ликвидацию правоограничений, связанных с незаконным привлечением к уголовной ответственности, лишением свободы, неоправданным осуждением невиновных лиц, а также восстановление правоспособности на будущее время. Под возвращением утраченных прав автор понимает возвращение конфискованного имущества; под возвращением преимуществ – восстановление в званиях, наградах, выплаты заработной платы, пенсии, пособия. Под ликвидацией правоограничений рассматривается освобождение от уголовного преследования и принуждения. Думается, не совсем точно автор указал на то, что восстанавливается правоспособность на будущее время, поскольку на будущее время может восстанавливаться честное имя гражданина и владение определенными правами. Вопрос о честном имени гражданина является спорным, потому что относительно одного состава преступления лицо может быть признано невиновным, но в силу своих личностных качеств человек может совершить преступление в будущем.
И объективно его нельзя назвать честным. Более того, реабилитация существует как полная, так и частичная. К тому же правоспособность включает в себя право иметь права от рождения, но не осуществлять их.
Наверное, Л. В. Бойцова подразумевает возможность иметь социальные права. Полагаем, к данному определению целесообразно сделать поправку в связи с тем признаком, что человек освобождается от уголовного преследования и мер уголовного принуждения, следовательно, он не только может иметь права, которые ему присущи от рождения, но и осуществлять их в жизни. То есть определение реабилитации Л. В. Бойцовой, по нашему мнению, можно было бы изложить в следующей редакции: реабилитация – это возвращение утраченных прав и преимуществ, ликвидация правоограничений, связанных с незаконным привлечением к уголовной ответственности, лишением свободы, неоправданным осуждением невиновных лиц, а также восстановление дееспособности на будущее время.
В свете изложенного очевидно, что в научной литературе для полного понимания сущности реабилитации ее следует рассматривать в двух аспектах:
1) как понятие, связанное с оправдательным приговором суда или постановлением, определением следователя, органа дознания, дознавателя о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия события преступления, состава преступления, непричастности лица к совершению преступления;
2) как восстановление имущественных и иных прав гражданина, в том числе чести и достоинства.
Следовательно, реабилитация, с одной стороны – это система субъективных прав, предусматривающая возможность при помощи системы внутригосударственных органов восстановления правового статуса, понесшего вред и (или) ущерб в результате деяния, которое в отдельных случаях еще не нарушает уголовного законодательства, но нарушает нормы УПК РФ, нормы Конституции РФ и международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека, по защите прав личности.
С другой стороны, реабилитация – это ответственность государства, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по восстановлению личных имущественных и неимущественных прав лица, которому был причинен вред в результате незаконных деяний сотрудников правоохранительных органов и (или) суда.
В соответствии с п. 34 ст. 5 УПК РФ реабилитация – это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Представляется, что данное определение нельзя признать исчерпывающим.
Возникает вопрос: а как же в это определение должна вписываться стадия судебного разбирательства? То есть законодателем не совсем точно применяется словосочетание «уголовное преследование», поскольку п. 55 ст. 5 УПК РФ не относит к органам, осуществляющим уголовное преследование, суд. Вместе с тем суд выносит решения, которые направлены на ограничение личных прав человека (например, решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста). Аналогичная неточность повторяется и в п. 35 ст. 5 УПК РФ, поскольку реабилитированный – это лицо, которому вред причиняется не только уголовным преследованием.
Подобное определение содержится и в ч. 1 ст. 133 УПК РФ, в которой говорится о возмещении вреда в полном объеме в результате незаконного уголовного преследования и в ст. 134 УПК РФ, регламентирующей признание права на реабилитацию.
Поэтому полагаем, что в п. 34 ст. 5 УПК РФ следует внести изменения, приведя следующее определение понятия реабилитации: «Реабилитация – это порядок восстановления прав и свобод лица, нарушенных в результате незаконного, необоснованного уголовного преследования и (или) принятого судебного решения».
Признание права на реабилитацию на основании ст. 134 УПК РФ подразумевает признание лица невиновным на основании приговора суда, постановления прокурора, следователя, дознавателя. Кроме того, в ст. 134 УПК РФ закреплено положение о том, что при вынесении оправдательного документа реабилитированному одновременно направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием. Думается, данное положение требует корректировки.
Таким образом, ст. 134 УПК РФ нуждается в дополнении положением о том, что в случае, если невиновность установлена в судебном разбирательстве, лицо должно быть провозглашено невиновным и имеющим право на реабилитационные меры безотлагательно. Если же решение о невиновности принято на досудебной стадии рассмотрения дела, лицо должно быть извещено о своей невиновности в обязательной письменной форме. Также очевиден пробел в УПК РФ, связанный с оформлением извещения: законодатель всего лишь отмечает, что в извещении должен быть разъяснен порядок возмещения вреда. Причем в первоначальной редакции УПК РФ (в его приложениях) не было образца такого извещения. При его составлении на практике возникали трудности, не было единообразия в содержании этого документа.
Одним из немаловажных аспектов в достижении назначения уголовного судопроизводства является реализация требования о реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). Конституционно-правовой предпосылкой уголовно-процессуальной реабилитации является ст. 53 Конституции Российской Федерации, предусматривающая право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.
Несомненно, наличие в Уголовно-процессуальном
кодексе Российской Федерации специальной
главы 18 "Реабилитация", непосредственно
посвященной регламентации соответствующего
правового института, заслуживает только
положительной оценки с позиций создания
условий, способствующих обеспечению
прав и законных интересов лиц, незаконно
или необоснованно привлеченных к уголовной
ответственности или подвергнутых мерам
процессуального принуждения. В законе
определены основания возникновения права
на реабилитацию, виды возмещаемого вреда
и О порядок осуществления компенсационно-