Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:27, реферат
Актуальность темы исследования. Интерес к процессуальному положению потерпевшего от преступления и вопросам обеспечения его доступа к правосудию и компенсации причинённого ущерба не случаен. Он обусловлен тем, что без гарантированного государством права индивида беспрепятственно обращаться в суд для защиты своих прав и интересов и возможности активными действиями добиваться принятия законного судебного решения невозможно становление демократического правового государства, каковым согласно статье 1 Конституции Российской Федерации является наша страна. Особенно важны такие гарантии для лица, чьи права и законные интересы нарушены преступлением.
В параграфе дается анализ различных точек зрения по вопросу полномочий суда на возвращение уголовного дела для производства дополнительного
17
расследования (Б.Я. Гаврилов,
В.В. Дорошков, В.М. Лебедев, Е.Б. Мизулина,
Т.Л. Оксюк, И.Л. Петрухин, Г.П. Химичева
и др.). Отстаивается позиция, что
реальное исполнение конституционного
принципа равенства всех перед законом
и судом не может ставиться
в зависимость от добросовестности
и юридической грамотности
В четвертом параграфе
освещаются вопросы обеспечения
доступа потерпевшего к правосудию
на стадиях проверки законности и
обоснованности решений в судах
второй и надзорной инстанций. Пересмотр
приговоров служит одной из гарантий
соблюдения конституционных прав потерпевших
(О.В. Волколуп, Э.Ф. Куцова, Л.С. Мирза
и др.). Поэтому углублённому исследованию
подвергаются положения закона, которые
могут ограничить право потерпевшего
на своевременный пересмотр
18
кассационных жалоб для непрофессиональных участников процесса, отсутствие ревизионного порядка рассмотрения жалоб потерпевших в суде кассационной инстанции, отсутствие регламентации порядка получения потерпевшим копий решений судов второй и надзорной инстанций). Высказываются предложения, направленные на устранение препятствий на доступ потерпевшего к правосудию в стадиях пересмотра судебных решений.
В параграфе также указывается, что проверка принятого судом первой инстанции решения только одной (для мировых судей - двумя) вышестоящими инстанциями, недостаточна для исправления допущенных нижестоящими судами ошибок и нарушений закона. Поддерживается точка зрения (СП. Ефимичев, П.С. Ефимичев, С.Г. Кехлеров, Т.В. Тетерина, А.Ю. Епихин и др.) о нарушении прав потерпевшего закреплением в ст. 405 УПК РФ правила об «абсолютном запрете поворота к худшему» при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Поддерживается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего в Постановлении № 5-П от 11 мая 2005 года на возможность пересмотра в порядке надзора по жалобе потерпевшего и по представлению прокурора обвинительного приговора и других решений суда по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного. Предлагается внесение соответствующих изменений в ст. 405 УПК РФ.
В пятом параграфе
19
его права на обращение
с заявлением в орган
В параграфе также высказывается
предложение о целесообразности
осуществления публичного уголовного
преследования по делам о преступлениях,
предусмотренных частями
Третья глава работы «Отдельные вопросы участия потерпевшего в уголовном судопроизводстве, необходимые для обеспечения его права на доступ к правосудию» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются
вопросы обеспечения
20
справедливое судебное решение,
но и право на обеспечение безопасности.
Указывается, что незаконное воздействие
на потерпевшего (запугивание, угрозы)
со стороны других лиц, в том числе
совершивших преступление, является
одним из факторов, блокирующих его
доступ к правосудию. Обосновывается
необходимость разработки доктринального
определения понятия
В работе предлагается предусмотреть в качестве меры безопасности возможность проведения опознания по фотографии, с помощью телекоммуникационных технологий, видеозаписи. Анализируются другие предложения, высказываемые различными авторами по вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства (Л.В. Брусницын, Л.В. Вавилова, О.А. Зайцев, А.Ю. Епихин, С.Л. Марченко, А.Г. Халиулин и др.). Отмечается своевременность принятия Федерального Закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[5] и указывается на необходимость согласования его норм с нормами УПК РФ и других отраслей законодательства (социального обеспечения, трудового, жилищного).
Во втором параграфе изучаются вопросы возмещения потерпевшему расходов, понесённых в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Отмечается, что существующий в настоящее время порядок получения такого возмещения препятствует доступу потерпевшего к правосудию. Высказываются предложения о совершенствовании данного порядка, в том числе закреплении в законе нормы о выплате потерпевшему среднего заработка по месту работы за время выполнения им обязанностей по явке в орган предварительного расследования или суд, с последующим возмещением работодателю выплаченных средств за счет средств федерального бюджета.
Третий параграф посвящен
участию потерпевшего в решении
вопроса о прекращении
21
уголовно-правовых конфликтов.
Анализируются различные
Рассматриваются различные
вопросы возможности применения
в российском уголовном судопроизводстве
такого нетрадиционного способа
разрешения уголовно-правовых конфликтов,
как «восстановительное правосудие»
(«примирительное производство»
Глава четвёртая «Процессуальные
и организационные вопросы
22
мание в раде европейских
государств (Франция, Италия, Испания)
уделяется компенсации
В параграфе втором изучаются
вопросы реализации и перспективы
развития конституционного положения
о компенсации потерпевшим
Делается вывод, что заявление потерпевшим гражданского иска в уголовном процессе является на сегодняшний день единственно возможной формой защиты нарушенных интересов. Отмечается, что не ограниченный формальными требованиями, беспошлинный гражданский иск является одной из эффективных форм доступа потерпевшего к правосудию. Поэтому критическому анализу подвергаются предложения некоторых учёных об исключении рассматриваемого института из российского уголовного процесса (В. Бозров, B.C. Шадрин и др.). В параграфе отстаивается точка зрения о необходимости дальнейшего расширения исковой формы защиты права в уголовном судопроизводстве. В том числе, подвергается критике сужение в УПК РФ возможности заявления прокурором иска в интересах потерпевшего по сравнению с нормами ранее действовавшего уголовно-процессуального закона (ч. 3 ст. 44 УПК РФ, ч. 3 ст. 29 УПК РСФСР соответственно). Высказывается точка зрения, что принципы уголовного судопроизводства (состязательность, равноправие сторон) не будут нарушены в случае предоставления прокурору права заявить иск в интересах
23
любого потерпевшего-
Также отмечается, что в
действующем российском законодательстве
практически отсутствуют нормы,
регламентирующие вопросы государственной
компенсации потерпевшим
В заключении кратко излагаются общие результаты проведённого исследования. Отмечается необходимость дальнейших научных исследований вопросов доступа потерпевшего к правосудию и определения критериев потерпевших, которые могут претендовать на помощь за счёт государственных средств.
В приложении приводятся результаты
двух социологических опросов