Понятие и структура досудебного (предварительного) производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Предложенная тема – ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, при изучении уголовного процесса, наиболее интересна для меня в связи с тем, что именно с момента появления повода для возбуждения дела возникают уголовно-процессуальные отношения и начинается собственно уголовный процесс – регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания, дознавателя и других участников уголовного судопроизводства, включающая в себя, проверку сообщений о преступлениях, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, исполнение и пересмотр решений суда, которые предназначены для защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, а также прав и законных интересов подвергаемых уголовному преследованию лиц, с тем чтобы исключить незаконное ограничение прав и свобод, что призвано обеспечивать надлежащее применение норм уголовного закона.

Содержание

1.
Введение
2
2.
Понятие и структура досудебного (предварительного) производства
2-3
3.
Понятие стадии возбуждения дела
4-5
4.
Понятие и значение поводов для возбуждения дела
5-16
5.
Понятие основания для возбуждения дела
16-20
6.
Значение стадии возбуждения дела
20
7.
УПК РФ: Ждут ли нас опасные перемены?
20-24
8.
Заключение
24-25
9.
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая поУПК1.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

     В органах  внутренних дел с их круглосуточно  функционирующими дежурными частями, принимающими большинство заявлений  и сообщений о преступлениях, действует Инструкция «о порядке  приема, регистрации и разрешения  сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях» - утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 158.

    Если сообщение  о преступлении поступило при  личном обращении в орган внутренних  дел, должен быть выдан специальный  талон - уведомление о регистрации его сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

    Письменные заявления  и сообщения, поступающие от физических  лиц должны содержать полные  сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место  работы, другие данные), позволяющие  установить с лицом контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).

     29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД  России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России  и Федеральной службой по контролю  за оборотом наркотиков издан совместный Приказ «о  едином учете преступлений», который, не отменяя выше упомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему выше перечисленных ведомств.

    Интенсивное ведомственное  нормотворчество является реакцией  на застарелую болезнь - укрывательство  заявлений о преступлениях от  учета в целях искусственного  упрощения криминогенной обстановки  и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.

   Анонимными признаются  те заявления и обращения граждан, которые, не содержат личной подписи  автора, его фамилии, имени, отчества, данных о месте его жительства, работе, учебе и не могут быть идентифицированы с его автором.    

   Анонимные заявления  о преступлении не могут служить  поводом для возбуждения уголовного  дела и должны быть переданы  в оперативно-розыскные подразделения  для проверки, так как этот  вид сообщения о преступлении считается  информационно – неопределенным или в нем недостаточно данных, указывающих на признаки преступления.

    Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся  или совершенном преступлении, может  и должно быть проверено органом  дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела по правилам ст. 143 УПК РФ.

    Проверка производится  в порядке установленном ст. 144 УПК РФ, для того чтобы установить  наличие или отсутствие оснований  для возбуждения дела.

    Нормы Федерального  закона Российской Федерации  от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ) разрешают сотрудникам оперативных подразделений, привлекаемых к проведению предварительных проверок, проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Так, в соответствии со ст. 2 указанного закона к задачам оперативно-розыскной деятельности относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Статья 7 этого закона разрешает проводить органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскные мероприятия при наличии основания в случае, если становится известным о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии со ст. 11 того же закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Конечная цель проведения предварительной проверки первичных материалов о преступлении заключается в выявлении фактических данных о признаках преступления и возбуждении уголовного дела на основании анализа их достаточной совокупности. В самом деле, следовая картина и преступный результат служат отражением объективной стороны состава преступления и свидетельствуют о противоправности совершенного деяния. Познание преступных последствий в совокупности с установлением общественной опасности деяния позволяет выявить в событии признаки преступления, произвести его первоначальную квалификацию и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

    Б) ЯВКА С ПОВИННОЙ является следующим поводом для возбуждения уголовного дела в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, которая представляет собой устное или письменное заявление лица о совершении преступления им самим либо группой с его участием и добровольно сделанное следователю, органу дознания, дознавателю.

В соответствии с УПК РФ факт добровольного сообщения лицом сведений о своей причастности к совершению преступления должен приобретать значение явки с повинной лишь в случаях, когда ранее по нему не было возбуждено дело, так как явка с повинной по уголовно-процессуальному закону имеет значение лишь как повод для возбуждения уголовного дела. В остальных же случаях такое сообщение может расцениваться как обстоятельство, смягчающее наказание (ст. 61 УК РФ).

По данному вопросу Пленум Верховного Суда РФ дал следующее разъяснение: «При решении вопроса о том, имело ли место такое смягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом "и" части первой ст. 61 УК РФ, как явка с повинной, судам необходимо проверять, являлось ли заявление, поданное в органы расследования, или сообщение (в любой форме) о преступлении, сделанное должностному лицу органа расследования, добровольным и не связано ли это с тем, что лицо было задержано в качестве подозреваемого и подтвердило свое участие в совершении преступления. Если по делу, возбужденному по факту совершенного преступления, лицо, его совершившее, не установлено, добровольное заявление или сообщение лица о содеянном им должно рассматриваться как явка с повинной. Как явку с повинной следует рассматривать также заявление лица, привлеченного к уголовной ответственности, о совершенных им иных преступлениях, неизвестных органам расследования ».

     По проекту УПК РФ было предложено считать « заявлением с повинной» добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, когда в отношении этого лица еще не выдвинуто подозрение или не предъявлено обвинение в совершении данного преступления.  По мнению отдельных авторов, в таком случае стираются реально существующие границы между явкой с повинной как поводом к возбуждению уголовного дела и иными документами, факт подачи которых уже после возбуждения дела является смягчающим ответственность обстоятельством. Явка с повинной, несмотря на крайнее сходство с иными смягчающими наказание обстоятельствами, свидетельствует о наибольшей степени раскаяния лица и должна особым образом учитываться при разрешении вопросов о виде и размере наказания, о возможности прекращения дела. Следовательно, с точки зрения назначения уголовного судопроизводства, а следовательно, и защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства явка с повинной в одном случае может являться поводом к возбуждению уголовного дела, если оно еще не возбуждено, в другом - если дело уже возбуждено и производится расследование, обстоятельством, смягчающим наказание. Можно полагать, что на законодательном уровне не должно быть никаких препятствий для того, чтобы лицо сообщило добровольно о совершенном преступлении уже после возбуждения уголовного дела, так как это обстоятельство по уголовному законодательству Российской Федерации (п. «и» ст. 61 УК РФ) независимо от того, когда оно заявлено, имеет одинаковое значение.

    При получении  заявления о явке с повинной следует обращать внимание и на реализацию положений принципа судебной защиты прав и свобод граждан. При явке с повинной в отличие от других поводов всегда  имеется прямое указание на лицо, совершившее преступление. Однако, как полагает С.В. Бородин, и в этом случае тщательному анализу должны подвергаться следующие обстоятельства: содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления, а также личность явившегося и мотивы явки. Вместе с тем нельзя согласиться с позицией автора о необходимости останавливаться на более тщательном изучении лишь отдельных из вышеперечисленных обстоятельств. В стадии возбуждения уголовного дела должно производиться возможно более полное установление всех признаков преступления. Это впоследствии ограждает лицо от незаконного привлечения его к уголовной ответственности, а изучение личности и мотивов явки с повинной обеспечивает исключение возможности оговора и самооговора. Поэтому явка с повинной обладает теми же признаками, что и другие источники информации, и она должна подвергаться тщательной и всесторонней проверке.

На практике довольно часто явка с повинной является результатом психического, порой даже физического, давления на лиц, которые впоследствии вынуждены написать явку с повинной. По исследованиям, проводимым по данному вопросу, 58 случаев из 80 написавшие явку с повинной опрошенные заявили о написании явки с повинной под физическим или психическим давлением. Для того чтобы исключить такое воздействие со стороны оперативных работников, органов дознания и следователя, в законе должно быть предусмотрено право лица сделать добровольное сообщение о совершенном или готовящемся им преступлении с обязательным участием адвоката. Такое требование должно содержаться в ч. 3 ст. 142 УПК РФ «При добровольном сообщении лицом о совершенном или готовящемся им преступлении участие адвоката является обязательным». Кроме этого, в законе необходимо предусмотреть процедуру принятия заявления о явке с повинной аналогично процедуры заключения сделки о признании вины судьями федеральных судов США.

    Действующий процессуальный  закон (ч. 2 ст. 142 УПК РФ) предусматривает  две формы явки с повинной: письменную и устную. Явка с  повинной в письменном виде  должна отвечать тем же требованиям, что и письменное заявление о преступлении (ч. 1ст. 141УПК РФ). Она может быть отправлена по почте, передана нарочным или лично. Явка с повинной в устном виде оформляется протоколом по правилам ч. 3 ст. 141УПК РФ.    

     

    В) Следующим поводом для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусмотрено СООБЩЕНИЕ О СОВЕРШЕННОМ ИЛИ ГОТОВЯЩЕМСЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

В отличие от аналогичной статьи УПК РСФСР (ст.108) действующее уголовно-процессуальное законодательство не конкретизирует источники таких сообщений, что в конечном итоге допускает расширительное толкование и при процессуальном оформлении вызывает много недоразумений. Например, отсутствие такого повода к возбуждению уголовного дела, как непосредственное обнаружение органом дознания, следователем признаков преступления, в плане реализации принципа законности может вызвать некоторые вопросы.

Пример: о совершении убийства в милицию сообщает лицо, пожелавшее остаться не узнанным, по телефону, как это нередко бывает на практике. Оперативная группа выезжает на место совершения преступления и обнаруживает труп! По уголовно-процессуальному законодательству (ч.7ст.141УПК РФ) - это анонимное заявление, оно не может рассматриваться как иной источник о совершенном или готовящемся преступлении. В таком случае лицо, получившее данное сообщение, должно составлять рапорт об обнаружении признаков преступления (ст.143УПК РФ).

Сложность  этой ситуации заключается в том, что в органы дознания и следствия может позвонить само лицо, совершившее преступление. Тогда к какому поводу относится такое сообщение -  явка с повинной или сообщение о совершенном преступлении, полученное из иных источников?

Зеленецкий В.С справедливо подчеркивает, что в соответствии с законом ни один из поводов для возбуждения уголовного дела не наделяется особой юридической силой, но в плане реализации принципов и назначения уголовного судопроизводства, конкретно в плане юридического значения для данного заявителя - это может иметь серьезные последствия. Если такой звонок будет рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание, это может повлечь снижение наказания в отношении его в несколько лет.             

Вопрос о том, какой из установленных законом поводов использовался при возбуждении уголовного дела, существенного значения не имеет, так как  при обнаружении признаков преступления составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) сотрудниками правоохранительных органов, в том числе сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры (приложение №2). При этом составление рапорта при обнаружении признаков преступления является обязанностью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и иных сотрудников правоохранительных органов, иногда вне зависимости от выполнения в данный момент служебных обязанностей.

Так, сотрудник милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения на территории Российской Федерации и времени суток обязан принять меры к предотвращению и пресечению преступления и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции (ст. 18 Закона РФ «О милиции»). Рапорт адресуется начальнику следственного органа или органа дознания. Однако адресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заявления в содержании рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответственности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же сотрудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответственности должно быть оформлено в виде заявления в порядке ст. 141 УПК.

Информация о работе Понятие и структура досудебного (предварительного) производства