Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 18:45, контрольная работа
Целью настоящей работы является характеристика понятия и классификация иных мер процессуального принуждения.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие процессуального принуждения и основания применения иных мер процессуального принуждения;
- проанализировать иные меры процессуального принуждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНЫХ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 4
2. АНАЛИЗ ИНЫХ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 9
2.1. Обязательство о явке 9
2.2. Привод 10
2.3. Временное отстранение от должности 12
2.4. Наложение ареста на имущество 17
2.5. Денежное взыскание 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Привод к дознавателю или следователю, т.е. привод в стадии предварительного расследования, производится сотрудниками милиции общественной безопасности или криминальной милиции с учетом подследственности уголовного дела под контролем руководителя органа внутренних дел. Действия сотрудников полиции, осуществляющих привод, детально регламентированы Инструкцией о порядке осуществления привода9. Если же уголовное дело находится уже в суде, привод осуществляется на основании судебного постановления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 7 ст. 113 УПК РФ).
Привод допустим только в дневное время, т.е. с 6 до 22 ч, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Постановление или определение о приводе объявляется лицу, в отношении которого применяется данная мера принуждения, под расписку на этих документах. Данное лицо обязано подчиниться содержащемуся в них властному законному предписанию. Неподчинение, а тем более активное сопротивление должностному лицу, исполняющему постановление (определение) о приводе, должно быть пресечено с соблюдением в строгом соответствии с внепроцессуальными законодательными и ведомственными правилами применения физической силы, спецсредств и оружия.
Привод внешне сходен с задержанием, кратковременным лишением свободы, однако таковым не является. Сотрудники полиции, исполняющие постановление органа расследования, а также судебные приставы, исполняющие постановление судьи или определение суда о приводе, стражей не являются, а лицо, которое подвергается приводу, не является заключенным под стражу.
«Побег из-под привода» представляет из себя всего лишь неподчинение законным действиям полиции, он не образует состава преступления. Мера процессуального принуждения автоматически перестает действовать, как только окончено соответствующее следственное действие, цикл следственных или судебных действий, для участия в которых гражданин был подвергнут приводу.10
В сфере уголовного судопроизводства под отстранением от должности понимают превентивно-обеспечительную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора11.
Данная мера процессуального принуждения ограничивает закрепленное в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.
По смыслу ч. 1 и 2 ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, которое суд рассматривает в течение сорока восьми часов с момента поступления, вынося постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности либо об отказе в этом.
Закон указывает, что ходатайство о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности возбуждается перед судом только следователем или дознавателем. Соответственно, прокурор либо руководитель следственного органа не могут возбудить данное ходатайство.
Данное ходатайство возбуждается в период предварительного расследования. Временное отстранение от занимаемой должности на стадии судебного следствия в отношении подсудимого законом не предусмотрено, и суд таким правом не наделен.
Ходатайство следователя или дознавателя должно быть мотивированным. Поэтому в нем обязательно указывается, где, когда и кем оно составлено, излагается сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности.
Колоколов Н.А. подразделяет основания для временного отстранения от должности на формально-правовые и материально-правовые. Формально-правовые основания: временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. 162, 223 УПК РФ). Материально-правовые основания для временного отстранения от должности - это совокупность доказательств, которые, во-первых, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление; во-вторых, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость временного отстранения его от должности12.
К ходатайству прилагаются копии:
1) постановления о возбуждении уголовного дела;
2) процессуальных документов, подтверждающих статус подозреваемого (обвиняемого). Например, протокола задержания подозреваемого, постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
3) процессуальные документы,
подтверждающие причастность
4) процессуальных документов,
обосновывающих необходимость
5) характеризующего материала на подозреваемого (обвиняемого). Копии данных документов должны быть надлежащим образом заверены следователем или дознавателем, представляющим их в суд.
Повторное обращение в суд с подобным ходатайством в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судом постановления об отказе в отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности законом не предусмотрено, но, по мнению автора, возможно при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отстранения лица от занимаемой должности.
Цель отстранения подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности заключается в том, чтобы вышеуказанное лицо:
1) не воспрепятствовало
процедуре производства
2) не изъяло и не
уничтожило предметы и
В связи с этим мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый), оставаясь на занимаемой им должности, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Не может являться основанием отстранения от должности дискредитация учреждения, в котором работает подозреваемый (обвиняемый), или должности, которую он занимает, как зачастую необоснованно указывают в своем ходатайстве следователи и дознаватели.
При этом ни сами по себе названные нормы, ни вытекающие из них неблагоприятные для подозреваемого (обвиняемого) последствия - с учетом целей применения закрепленной в них меры процессуального принуждения - не могут расцениваться как возложение на него ответственности за инкриминируемое ему преступление и, соответственно, как акт признания подозреваемого (обвиняемого) виновным в совершении преступления, вопреки ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Отстранение от занимаемой должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
Отстранение подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности возможно только по инициативе компетентных органов, осуществляющих предварительное расследование. При отсутствии такой инициативы и соответствующего судебного решения вышестоящий руководитель не вправе отстранять своего подчиненного от должности в связи с уголовным преследованием.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 УПК РФ постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Правоприменительная практика показывает, что постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется не только по месту работы, но и в вышестоящую организацию. Такое постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет не только следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, но и судья, вынесший вышеуказанное постановление.
Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется довольно часто, жизнеспособно.
Согласно ч. 4 ст. 114 УПК РФ временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Например, должностное лицо прекратило свою трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию либо уволено.
Таким образом, данная мера процессуального принуждения может быть отменена только на основании постановления дознавателя или следователя. Согласие суда, прокурора либо руководителя следственного органа на принятие такого решения не требуется.
Временное отстранение от занимаемой должности является длящейся мерой процессуального принуждения, не устанавливается на конкретный срок и не требует своего продления, как, например, срок содержания под стражей при расследовании преступлений, который согласно ч. 1 и 2 ст. 109 УПК РФ не может превышать 2 месяцев, а в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей ст. 108 УПК на срок до 6 месяцев и т.д.
Временный характер отстранения от занимаемой должности означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость.
Однако правоприменительная практика показывает, что мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, как правило, остается не только на срок предварительного расследования, но и на период рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как отмечает Ф.Н. Багаутдинов, в законе не указано, на какой период возможно отстранение обвиняемого от должности. Очевидно, что речь идет о периоде следствия и суда, до вынесения приговора. По крайней мере, на практике вопрос решается именно так13.
В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК РФ в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
При этом в данном случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно иметь статус обвиняемого в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления.
Согласно ч. 6 ст. 114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ.
Наложение ареста на имущество - междисциплинарный институт, его наличие характерно для всех видов производств, за исключением конституционного. Практика свидетельствует: производство по наложению ареста на имущество, начатое, например, в уголовном процессе, свое завершение находит в гражданском судопроизводстве. И наоборот, результатами наложения ареста на имущество в рамках арбитражного процесса спустя годы смогут воспользоваться должностные лица, осуществляющие уголовное преследование.14
Согласно ст. 35 Конституции РФ право собственности может быть ограничено только на основании судебного решения. В силу прямого действия конституционного принципа презумпции неприкосновенности имущества (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ) произвольное применение такой меры процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество, недопустимо. Иное толкование противоречит базовым конституционным принципам, практике Европейского суда по правам человека, практике Верховного Суда РФ.
Согласно ч. 2 ст. 115 УПК РФ наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику (владельцу) имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.