Захват заложников и преступления, связанные с захватом заложника. Отграничение от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, и прежде всего жизни, здоровья, свободы, достоинства, прав и интересов личности. Захват заложников во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Такое преступление посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, а также личную свободу и неприкосновенность человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая УК.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

Следовательно, если группа создана для совершения таких преступлений против личности, как убийства, изнасилования, похищение человека и т.д., но по каким-либо причинам совершает захват заложника, действия виновных должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 206 УК РФ в связи с единой направленностью деятельности группы против личности. Когда группа сформирована с целью совершения преступлений против общественной безопасности и общественного порядка например совершения террористического акта, действия виновных  необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 206 УК РФ по признаку организованной группы также в связи с наличием общего родового объекта.

Если же организованная группа создана для совершения краж или иных преступлений против собственности, а впоследствии совершила захват заложника по случайному стечению обстоятельств, действия данных лиц должны быть квалифицированы как совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору в зависимости от конкретной ситуации. При этом то обстоятельство, что организованная группа все же была и функционировала, должно быть учтено в качестве обстоятельства, отягчающего наказание в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Вторым особо квалифицирующим составом захвата заложника является совершение указанных действий, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего. Этот состав признается материальным и является оконченным в момент наступления биологической смерти человека.26

В данном случае речь идет о так называемом сложном составном (или единичном) преступлении, фактически состоящем из двух самостоятельных преступлений, которые в совокупности образуют качественно новое, более общественно опасное преступление.  Юридическая природа таких преступлений заключается в том, что они объединяют действия, имеющие разные объекты посягательства и направленность.

Дополнительным обязательным объектом данного преступления наряду с физической свободой человека является жизнь. Смерть потерпевшего по неосторожности может наступить в результате сильного связывания, помещения его в багажник автомобиля, где он может задохнуться и т.д.

С субъективной стороны, которая анализировалась в разделе 2.2  настоящей главы, данный состав относится к категории преступлений с двойной формой вины.

Для признания в действиях виновного данного состава преступления необходимо установить наличие причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями в виде смерти человека.

Третьим особо квалифицирующим признаком захвата заложника является совершение указанных действий, повлекших иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия, предусмотренные в ч. 3 ст. 206 УК РФ, законом прямо не определены и являются оценочной категорией, что предполагает право суда самому определять наличие таковых.

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления законодателем также указано в качестве обстоятельства, отягчающего наказание в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Однако применительно к отдельным составам преступлений, в том числе захвату заложника, их наступление выделено в отдельный, особо квалифицирующий признак, в связи с чем оно не может быть одновременно учитываться в соответствии со ст. 63 УК РФ.

 

Также последствия являются оценочной категорией и в конечном итоге признаются судом. Между наступившими тяжкими последствиями и совершенным захватом заложников, как и при наступлении смерти по неосторожности, также должна быть установлена причинная связь.27

Сложившаяся судебно-следственная практика выработала достаточно устойчивые критерии отнесения определенных последствий к категории тяжких: они должны быть точно установлены и доказаны, в обвинительном приговоре суда должны быть приведены доводы признания определенного ущерба тяжким последствием совершения этого преступления. При этом между совершенным захватом заложника и наступившими тяжкими последствиями должны быть установлена причинно-следственная связь.28

Применительно к захвату заложника необходимо определиться, относится ли указание законодателя «по неосторожности» только к смерти человека или оно применимо и к наступлению иных тяжких последствий.

По отношению к иным тяжким последствиям, указанным в ч. 3 ст. 206 УК РФ, может быть как умысел, так и неосторожность виновного. Косвенным подтверждением данной точки зрения является отсутствие указания на неосторожность при наступлении тяжких последствий совершения преступления в редакции ст. 63 УК РФ.

Данные последствия захвата заложника указаны сразу после наступления по неосторожности смерти человека, что позволяет сделать вывод об их сходстве. Речь должна идти в первую очередь о жизни и здоровье человека, причинении значительного материального ущерба, существенном нарушении экономической деятельности, возникновении международных конфликтов и т.д..

По этой причине к категории тяжких последствий необходимо отнести самоубийство лица, захваченного или удерживаемого в качестве заложника, отчаявшегося быть освобожденным или не выдержавшего условий его содержания. Потерпевший при неудачной попытке освобождения по собственной неосторожности может быть смертельно травмированным, например сорваться с крыши дома.

Кроме этого, лицо, удерживаемое в качестве заложника, может быть лишено жизни лицами, находившимися с ним в одной камере, яме и т.д. Данные обстоятельства, несмотря на фактическое лишение жизни человека, по отношению к которому будет установлена даже неосторожность виновного, не могут быть отнесены к категории повлекших смерть человека в контексте ч. 3 ст. 206 УК, а должны быть учтены именно как повлекшие иные тяжкие последствия.

К числу иных тяжких последствий должны быть также отнесены случаи причинения умышленного или по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в процессе захвата или удержания заложника. В данном случае речь может идти об умышленном ударе потерпевшего ножом или иным предметом, его избиении, а также целенаправленном причинении увечий, результатом которых будут последствия, указанные в ст. 111 УК РФ. Неосторожность в виде легкомыслия и небрежности может быть выражена в сильном сдавливании тела потерпевшего или его шеи либо непреднамеренном нажатии на спусковой крючок огнестрельного оружия, в результате чего причинены соответствующие повреждения, относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью. При этом неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью должно быть связано именно с захватом или удержанием лица в качестве заложника, в противном случае действия виновного должны быть квалифицированы самостоятельно по ч. 1 ст. 118 УК РФ.

Практика идет по пути признания тяжкими последствиями также причинения значительного имущественного ущерба как лицу, захваченному или удерживаемому в качестве заложника, так и иным лицам, организациям либо государству. Это может быть уничтожение или повреждение дома, транспорта, средств связи и т.д.

При этом оценка имущественного ущерба как тяжкого последствия должна учитывать не только стоимость, но и количество, размер, а также значимость для собственника. В отдельных случаях это может быть упущенная выгода, например срыв важного контракта.

Существенное нарушение работы транспорта, повлекшее остановку движения поездов, самолетов и иных транспортных средств, нарушение расписания, создание реальной опасности катастроф или крупных аварий и т.д. также могут быть признаны иными тяжкими последствиями в случае установления причинной связи с совершенным деянием. При этом учитываются количество транспортных средств, время вынужденной остановки и иные обстоятельства.29

2.3 Отграничение захвата заложника от смежных составов преступлений

 

Похищение человека, незаконное лишение свободы, захват заложника стали общественно  опасными способами разрешения противоречий.     В действующем законодательстве по-прежнему нет  определения  похищения  человека. При этом незаконное лишение свободы определяется через отсутствие в деянии признака похищения, а соотношения захвата и этих преступлений и вовсе никак не обозначено. Такое положение дает возможность более широкого субъективного толкования и открывает дорогу произволу.

В юридической литературе даже высказывалась такая точка зрения когда «…захват заложника, совершенный из корыстных побуждений, и похищение человека, совершенное из тех же побуждений и сопряженное с предъявлением требований к третьей стороне, на самом деле являются одним составом, который должен, по моему мнению, расцениваться как захват заложника.

Наиболее четким критерием разграничения захвата и других смежных составов является выдвижение определенных требований к государству, организациям или гражданам как условие освобождения потерпевшего. Отсутствие этого признака означает отсутствие состава захвата заложника».30

Однако, рассмотрим отличие похищения человека от захвата заложников. Надо  сказать, что  между  этими  преступлениями существует общее – оба они совершаются только активно и  умышленно (тогда как лишение  свободы может осуществляться как действием, так и бездействием). Но эти преступления не тождественны по следующим основаниям. При похищении человека объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие свободу личности, при захвате заложников – общественная безопасность.

Также можно выделить три группы объектов посягательств  при захвате заложников:

  1. Непосредственная жертва (тот, кто взят в качестве заложника);
  2. Косвенная жертва (тот, кому предъявлены требования);
  3. Любые иные организации, интересы которых могут быть нарушены.

Такое выделение объектов вряд ли возможно при похищении человека, т.к. в  этом случае требования предъявляются  непосредственно жертве и ее близким. Посторонние  организации от этого  не страдают.

При захвате заложников требования, как  правило, предъявляются организациям, неопределенному кругу лиц. Главным условием освобождения заложников является удовлетворение определенных требований (например, доставка оружия, денег, предоставление машины и т.п.). При этом не важно, кто эти требования будет выполнять. К заложникам требования не предъявляются, они как бы «товар», которым преступники могут расплачиваться, если их требования будут выполнены.

Следует отметить, что  законодатель сконструировал объективную  сторону как «захват  или удержание» лица в качестве заложника, указав тем самым, что для наличия оконченного преступления необходимо совершить хотя бы одно действие: захватить заложника или удержать его в каком-либо закрытом помещении.

 

 

Похищение человека состоит из трех последовательных действий:31

  1. Захвата жертвы;
  2. Ее перемещения;
  3. Удержания.

Похищение человека также  возможно и  без  осуществления  захвата и  перемещения  жертвы –  путем обмана и последующего удержания.

Захват может осуществляться открыто или тайно, без насилия или с насилием, не опасным (ч. 1 ст. 206 УК РФ) либо опасным (ч. 2 ст. 206 УК РФ) для жизни или здоровья, но факт удержания носит открытый характер. При похищении же факт удержания известен только родственникам и знакомым.

Также следует  отметить, что местом захвата  заложников, как правило, служат: корабли, самолеты, поезда, автобусы и т.д. Места захвата людей при похищении – квартиры, лестничные клетки, иногда место работы. Захват  заложников – это  активные действия, соединенные  с  применением  физического или психического воздействия.

Своеобразие захвата заложников заключается  в том, что он совершается с целью предъявить требования третьим лицам под угрозой насилия над заложником. Согласно диспозиции ст. 206 УК РФ ими являются: государство, организации, гражданин. Здесь необходимо отметить, что если названные третьи лица (объекты понуждения) не связаны никакими отношениями с потерпевшими и не имеют никаких личностных обязательств перед ними, то налицо захват заложников.

Если же между объектами понуждения существуют какие-либо связи и отношения (например, родственные, коммерческие и т.п.) и именно из-за наличия этих связей к ним предъявлены требования, то налицо похищение человека.32

Следует также  обратить внимание на момент окончания  указанных  преступлений. Захват заложников и похищение человека - это длящиеся преступления с формальным составом.

Захват заложников считается оконченным с момента захвата или удержания потерпевшего и предъявления требований государству, организации или гражданину. Похищение человека считается оконченным с момента изъятия его с места нахождения. Основываясь на приведенных доводах, можно сделать заключение, что каждое из указанных составов преступлений имеет свои отличительные признаки, позволяющие отграничивать их друг от друга.

Существенное отличие между похищением человека и захватом заложников заключается в особенности их субъективной стороны, точнее, их целей. По своей сути, цель похищения не является обязательным признаком этого состава. Цель может быть различной. Это может быть месть, корысть, другие низменные цели, понуждение потерпевшего к выполнению каких-либо обязательств перед виновным и т.д. А что же касается захвата заложника, то виновный осознает, что незаконно захватывает другого человека в качестве заложника в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия и желает этого. Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны захвата заложника, в отличие от похищения человека, является специальная цель - понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника.33 Также субъективная сторона похищения человека и захвата заложника характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно захватывает другого человека в качестве заложника в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия и желает этого.

Информация о работе Захват заложников и преступления, связанные с захватом заложника. Отграничение от смежных составов преступлений