Вымогательство в Республике Беларусь (статья 208)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в том, что бы раскрыть понятие вымогательства, изучить его субъективные и объективные признаки, а также ознакомится с квалификацией данного вида преступления.
Достижение указанной цели предопределило решение следующих задач:
Дать характеристику понятия вымогательства;
Проанализировать предмет и объект при вымогательстве;
Проанализировать субъективные признаки вымогательства;
Исследовать квалификацию вымогательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие хищения…………...………………...………………5
ГЛАВА 2. Объективные признаки вымогательства…………………….14
ГЛАВА 3. Субъективные признаки вымогательства……………..…….18
ГЛАВА 4. Квалифицирующие признаки вымогательства……………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вымогательство.docx

— 75.32 Кб (Скачать документ)

 Если  при совершении  хищения умысел виновного был  направлен на завладение имуществом  в крупном или особо крупном  размере и он не был   осуществлен  по  независящим  от  виновного   обстоятельствам, содеянное  надлежит  квалифицировать  как  покушение  на  хищение  в крупном  или  особо крупном размере независимо от размера фактически похищенного [5].

В зависимости  от способа завладения имуществом или приобретения права на имущество различают следующие формы хищений:

1. Кража – это тайное похищение имущества (статья 205).

2. Грабеж – это открытое похищение имущества (статья 206).

3. Разбой – насилие либо угроза насилия с целью непосредственного завладения имуществом (статья 207).

4. Вымогательство – требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространение клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне (статья 208).

5. Мошенничество – завладение имуществом либо приобретения права на имущество путем обмани или злоупотребления доверием (статья 209).

6. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями - завладение имуществом либо приобретения права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь (статья 210).

7. Присвоение – незаконное безвозмездное обращение вверенного имущества в пользу виновного или его близких, посредством его отделения (обособления) от другого имущества, удержания и установления над ним незаконного владения (статья 211).

8.Растрата – незаконное безвозмездное обращение вверенного имущества в пользу виновного или его близких, посредством его расходования, потребления или отчуждения (статья 211).

9. Хищение путем использования компьютерной техники – хищение имущества путем изменения информации , обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации  (статья 212) [8, c.195].

Таким образом, сегодня глава 24 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РБ включает в себя 16 составов преступлений, среди которых более выделяются: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой и вымогательство.  По своей законодательной конструкции подавляющее большинство (9 из 16) преступлений против собственности сформулированы как материальные составы, в которых общественно опасные последствия – обязательный признак их объективной стороны. Лишь два преступления – разбой и вымогательство – для признания их оконченными деяниями не требуют наступления таких последствий. Все составы преступлений, в том числе и хищений, описанные в гл. 24 УК РБ, посягают на общественные отношения собственности.

В гражданском праве подход к определению имущества неоднозначен. В большинстве случаев имущество рассматривается в трех ипостасях: 1) это вещи или их совокупность; 2) это вещи и имущественные права; 3) это вещи, имущественные права и обязанности. Ввиду того, что понятие «имущество» действительно имеет различное значение, в науке уголовного права принято выделять три признака имущества: 1) физический признак (материальность предмета посягательства), 2) экономический признак (выражение ценности вещи в ее стоимости), 3) юридический признак (чужое имущество) [4, с.25].

Физический признак имущества означает, что предметом хищения могут быть вещи, деньги, ценные бумаги и иные предметы материального мира, не лишенные своей вещной субстанции.

Предметом хищения могут выступать ценные бумаги. Деление ценных бумаг, в основе которого лежит способ обозначения управомоченного лица, наиболее важен для теории уголовного права. Так, права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать: предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя); названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага); названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Безналичные средства, наряду с деньгами, являются предметом преступлений против собственности. Безналичные денежные средства (деньги находящиеся на счетах и во вкладах) представляют собой право требования к банку о выдаче данных средств в виде наличных денежных знаков либо перевода их на иной счет, т.е. безналичные денежные средства являются имущественным правом. Безналичные денежные средства являются особым видом предмета преступлений против собственности, т.к. не относятся к вещам материального мира, представляя собой записи на счетах в банковских и кредитных учреждениях.

Хищение бездокументарных ценных бумаг есть также противоправное приобретение права на имущество. Бездокументарная ценная бумага – это специфический объект права собственности, выраженный посредством юридической фикции – абстрактного документа (т.е. отраженный в бездокументарной форме), юридическая природа которого определяется подобной формой выражения, зависящей от вида ценных бумаг, и предоставляющий соответствующему субъекту права имущественные и неимущественные права.

Хищение информации, т.е. присвоение машинной информации, в том числе программного обеспечения, несанкционированное копирование информации, завладение сведениями, составляющими банковскую или коммерческую тайну и т.п., не рассматривается как хищение потому, что хищение сопряжено с завладением (изъятием) определенных ценностей из фондов собственника.

В таком же ключе необходимо решать вопрос о посягательстве на объекты интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности сегодня не входят в предмет преступлений против собственности, и за посягательство на интеллектуальную собственность ответственность предусмотрена в главах о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав), против порядка осуществления экономической деятельности (незаконное использование товарного знака), против информационной безопасности (неправомерное завладение компьютерной информацией) и так далее [13].

Предметом хищения не может являться энергия. Энергия с юридической точки зрения представляет собой количественную меру различных форм движения материи и свойство материи производить полезную работу, выступающее как объект гражданских прав и особый товар, относящийся не к вещам и не к имущественным правам, а к особой промежуточной объективной категории – «иному имуществу», обладающей специфическими свойствами, ограничивающими возможности его использования в гражданском обороте. В настоящее время «хищение» энергии рассматривается как незаконное пользование (потребление) энергии и расценивается как преступление, причиняющее имущественный ущерб собственнику без признаков хищения (ст. 216 УК) [1, с.125].

Недвижимость, как и движимое имущество, может быть объектом преступного посягательства. Судебно-следственная практика признает, что недвижимость не будет являться предметом таких преступлений, как кража, грабеж, разбой, присвоение либо растрата, хищение путем использования компьютерной техники, т.к. сам по себе захват недвижимости без оформления прав на нее не может рассматриваться в качестве хищения [13].

Согласно п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества» завладение документами, выполняющими роль денежного эквивалента (ценными бумагами, знаками почтовой оплаты, талонами на проезд на транспорте и т.п.), которые непосредственно дают право на получение материальных ценностей или услуг, следует квалифицировать как оконченное хищение [5].

Юридический признак предмета хищения составляет имущество, которое является чужим для виновного, принадлежит на правах собственности или законном владении другому лицу и не выступает предметом преступлений, ответственность за которые предусмотрена другими статьями УК. Иначе говоря, юридический признак предмета хищения предполагает нахождение имущества в чьей-либо собственности или ином правомерном владении и отсутствие у виновного права собственности на данное имущество. Фактически это означает, что предметом посягательства может быть как имущество, к которому виновный не имеет никакого отношения, так и имущество, которое вверено виновному, находится в его ведении либо в оперативном управлении.

Имущество, составляющее общую совместную собственность, не может быть предметом хищения в случае, если один из владельцев самовольно распоряжается им в ущерб интересам других собственников. Этот вывод увязывается с тем, что в гражданском праве существует презумпция согласия на сделки по распоряжению совместной собственностью со стороны остальных сособственников, в связи с чем соответствующее деяние участника совместной собственности не образует хищения. Хищение может иметь место лишь тогда, когда изымается имущество, находящееся в общей совместной собственности, лицом, не являющимся одним из ее участников.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения. Здесь изъятие учредителем имущества организации не расценивается как хищение, ибо такое имущество для лица не является «чужим» [13].

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества» присвоение имущества, выбывшего из владения собственника ввиду его утраты, не образует хищения, а является присвоением найденного, ответственность за которое при определенных обстоятельствах наступает по ст. 215 УК [5].

Предметом хищения не может являться найденное, брошенное, случайно оказавшееся у лица имущество; присвоение оставленных вещей должно образовывать хищение чужого имущества. Хищение потерянных, забытых вещей будет иметь место (помимо всех признаков самого хищения) при наличии двух альтернативных условий: а) присваиваемое имущество должно находиться во владении собственника и этот собственник (владелец) точно знает, где находиться его забытое, потерянное имущество; б) виновное лицо при присвоении вещи достоверно знает, кому принадлежит присваиваемое имущество (или имеет разумное основание полагать, где находится владелец вещи, и что он может за ней вернуться).

В случае посягательства на материальные ценности, которые находятся на умершем до его погребения или в месте захоронения следует руководствоваться следующими правилами: а) завладение предметами, находящимися в захоронении есть надругательство над трупом или могилой; б) завладение предметами, находящимися на месте захоронения должно рассматриваться как преступление против собственности; в) похищение предметов, находящихся на теле покойного или при покойном до его захоронения следует рассматривать как преступление против собственности; г) похищение предметов с тела умершего лица путем его повреждения должно оцениваться по правилам совокупности преступлений (как преступление против собственности и против нравственности).

Существующая уголовно-правовая доктрина исходит из того, что преступления против собственности имеют место не только в случаях неправомерного завладения имуществом у собственника или иного владельца, но и тогда, когда имущество изымается из преступного владения лица.

Традиционно отмечается, что хищение отсутствует, если не произошло завладение имуществом (изъятие) из фондов собственника (организации). Такое решение вопроса вызвано тем, что при совершении подобного рода действий (бездействия) как такового изъятия имущества, которое бы к моменту совершения преступления находилось в собственности титульного владельца, не происходит. Деньги или иное имущество, которые по закону или договору должны были перейти в собственность юридического или физического лица, но еще не перешли, не могут рассматриваться в качестве предмета хищения имущества [13].

Экономический признак. В существующей доктрине головного права отмечается, что предметом хищения может быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность, т. е. способность удовлетворять определенные потребности человека (потребительская стоимость) и в которой в определенной мере овеществлен человеческий труд (меновая стоимость). Вещь не способная удовлетворять определенные человеческие потребности ввиду ее не востребованности, не может является предметом преступного посягательства [4, с.100].

При определении стоимости похищенного имущества следует  исходить, в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником, из государственных розничных, рыночных, комиссионных или иных цен на день совершения преступления. При отсутствии цены, а при необходимости и в иных случаях стоимость имущества определяется на основании заключения эксперта [5].

Таким образом, можно отметить что в соответствии с действующим законодательством хищение может быть совершено в девяти формах, которые в уголовном кодексе закреплены как самостоятельные преступления, путем кражи, разбоя, грабежа, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники. Составы всех указанных фор имеют много общего, так как все они посягают на один и тот же объект, в качестве предмета выступает имущество. Совершаются они из корыстных побуждений с прямым умыслом. Однако одна форма отличается от другой, прежде всего, признаками, которые отражают, прежде всего, способ изъятия имущества и определяет степень их общественной опасности. Так при краже способ изъятия и завладения имуществом носит тайный характер, при грабеже – открытый. Разбой отличается от грабежа тем, что при грабеже похищение чужого имущества происходит с применением насилия либо угрозой применения насилия не опасного для жизни или здоровья, а при разбое такое насилие или угроза его применения опасны для жизни или здоровья. А при вымогательстве под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространение клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне.

Информация о работе Вымогательство в Республике Беларусь (статья 208)