Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа
Актуальность темы работы определена, прежде всего, следующим: несмотря на то, что рабство как социальный институт было упразднено более двухсот лет назад, практика современной действительности возродила его как криминальный способ извлечения сверхдоходов. Если за четыре столетия классической работорговли число ее жертв не превысило 12 миллионов, то за последние 30 лет в условиях запрещения рабства и торговли людьми только в странах Азии было продано около 30 миллионов женщин и детей для сексуальной эксплуатации.
Принятие этих статей обусловлено также тем, что Россией были взяты на себя обязательства криминализировать эти деяния в силу подписанных международных договоров, среди которых, в частности, Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 года и Протокол к ней от 7 декабря 1953 года, Конвенция относительно принудительного или обязательного труда от 28 июня 1930 года, Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.
С теоретической точки зрения, учитывая, что законодатель поместил статью 127.1 "Торговля людьми", так же, как и статью 127.2 "Использование рабского труда" в главу 17 УК РФ "Преступления против свободы, чести и достоинства личности", видовым объектом этих преступлений является прежде всего физическая или, как ее еще иногда называют, личная свобода человека, которая предполагает свободу распоряжаться самим собой, свободу передвижения, выбора собственных поступков и т.д. Хотя не лишним будет заметить, что наряду с личной свободой человека подвергаются преступному воздействию его честь и достоинство как неотъемлемые качества личности. Дополнительными объектами здесь (в случае квалифицированных видов этих преступлений) могут выступать жизнь и здоровье потерпевших.
На первое место в диспозиции статьи вынесена купля-продажа человека, которая, как нам представляется, предполагает совершение в отношении потерпевшего любой возмездной сделки имущественного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Затруднение в данном случае вызывает определение момента окончания преступления. Р.А. Адельханян и М.Ю. Буряк, например, считают, что преступление следует считать оконченным "в момент достижения договоренности о купле-продаже и передачи всей оговоренной суммы денежного или имущественного вознаграждения или части такой суммы".
С этим следует согласиться, так как подобный тезис полностью отражает особенности этого действия.
Альтернативным действием по отношению к купле-продаже обозначена вербовка лица, которую можно определить как действия виновного по склонению человека к тому, чтобы он дал согласие на совершение с ним сделки имущественного характера, при этом в диспозиции статьи не обозначен способ вербовки, таким образом он может быть различным: в виде обещаний чего-либо, обмана, уговоров и т.д. (кроме насилия или угрозы его применения, а также общеопасного способа, что, соответственно, предусмотрено ч.2 п. "е" и ч.3 п. "б").
Перевозка, передача и получение лица, на наш взгляд, скорее всего можно отнести к возможным последствиям если, наоборот, предварительным действиям по отношению к совершаемой сделке, то есть транспортировке человека (перемещению), акту передачи и приема "живого товара".
Близко к этим действиям примыкают и действия по укрывательству, то есть сокрытию лица, которое, как представляется, может быть совершено, например, для недопущения обнаружения проданного человека правоохранительными или другими органами, родными и близкими. При этом сокрытие лица должно происходить помимо его воли. В связи с небольшим сроком действия этих статей пока трудно судить не только о складывающейся в этой области практике, но и о числе зарегистрированных преступлений данного вида. Однако об их распространенности можно судить по косвенным показателям, связанным с другими характерными преступлениями: похищение людей, незаконное лишение свободы, захват заложников, которые часто совершаются, исходя из корыстных побуждений, с последующей "продажей" людей. Так, по данным А.И. Долговой, в России было совершено: в 1997 году 1140 случаев похищения людей, в 1998 - 1415, в 1999 - 1554, в 2000 - 1291, в 2001 - 1417, в 2002 - 1535 (за последующие периоды достоверные данные отсутствуют). Соответственно, преступлений, связанных с незаконным лишением свободы: в 1997 году - 1011, в 1998 - 1278, в 1999 - 1417, в 2000 - 1365. Захватов заложников: в 1997 году - 114, в 1998 - 69, в 1999 - 64, в 2000 - 49, в 2001 - 32, в 2002-39. Особенно эта проблема характерна для Северного Кавказа: с 1992 по 2000 гг. только по официальным данным здесь было похищено 3893 человека, а за период 2001-2006 гг. - ещё 2082. Наибольшее их число похищается, соответственно, в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае. На недавно состоявшемся брифинге в МВД России было заявлено, что в России за весь 2004 год зарегистрировано 17 фактов торговли людьми и 8 преступлений, связанных с использованием рабского труда [9]. Думается, что эти сведения далеки от истинного положения дел.
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что приведенные сведения не являются "чистыми", что обусловлено не только новизной указанных преступлений (127.1 и 127.2 УК РФ), но и трудностями, связанными с их раскрываемостью и квалификацией. Кроме того, эти преступления в значительной мере сопряжены с преступлениями против личности, так как нередко торговля людьми сопровождается причинением вреда здоровью, существует угроза жизни и так далее.
Особенно распространена торговля людьми под видом предоставления работы за границей в целях проституции, что специально оговорено законодателем в пункте 2 примечания к статье 127.1 УК РФ, где указывается, что "под эксплуатацией человека. понимаются занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации.". Те, кто подбирает свои будущие жертвы для этих целей, тоже приспособились к новым условиям.
Действует многоступенчатая система - одни вербуют, другие везут, третьи принимают "товар" и направляют по адресу. "Работают" в основном по методу личного контакта. Причем, участвуют в вербовке не только незнакомые лица (54%), но и друзья (20%) и даже родственники (2%). Основную часть составляют девушки и женщины от 18 до 24 лет - 60%. Немало и подростков возрасте от 14 до 17 лет - 11%. Пользуются спросом и те, кому от 25 до 30 лет - их более 20% от проданных в сексуальное рабство". В последние годы все более распространяется торговля детьми в целях сексуальной эксплуатации ("падшие ангелы"). Согласно данным ООН, ребенок, используемый в этих целях, приносит своим хозяевам до 100 тысяч долларов в год.
Есть неофициальные сведения о том, что только в России существует до 1 миллиона неофициальных сексуальных клубов, приносящих доход в 1 миллиард рублей в год, а по оценкам экспертов ООН ежегодный доход от продажи людей во всем мире составляет 3,5 миллиарда долларов.
Особенно распространен "бизнес" по продаже детей иностранным гражданам, для чего оформляются фиктивные документы и преступники получают десятки тысяч долларов. Так, в апреле 2000 года в Ставропольском аэропорту была задержана супружеская пара из штата Коннектикут, которая пыталась вывезти детей в США. По документам эти малолетние обитатели детских домов проходили как тяжелобольные, но это только по документам. В городе Ставрополе продажей детей занималась заведующая одним из детских садов и двое ее сыновей. На счету преступной группы множество эпизодов переправки детей за границу.
Торговцы женщинами и детьми почти так же, как и торговцы наркотиками, осуществляют свою деятельность, несмотря на суверенные государственные границы.
По оценкам правительства США в 2005 году через международные границы было перевезено 225 тысяч женщин и детей только из Юго-Восточной Азии, что составило примерно треть от общемирового объема торговли этим "живым" товаром. Страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы также стали одним из центров торговли женщинами и детьми: примерно 175 тысяч женщин и детей из этого региона попали в сети торговцев в 1997 году. Большинство - около 120 тысяч - были отправлены в Западную Европу (Германия, Италия, Нидерланды). Примерно 4 тысячи женщин и детей из стран бывшего СССР и Восточной Европы проданы в США.
Небезынтересными в смысле масштабов использования дешевой рабочей силы являются исследования "Принудительный труд в России. Нелегальная миграция и торговля людьми", проведенные российскими экспертами в рамках Международной организации труда (МОТ). И хотя эти исследования имеют более широкий диапазон нежели понятие "рабский труд", нам кажется, все же нелишним привести его результаты.
В качестве объекта для такого исследования Россия была выбрана в связи с тем, что, как считает МОТ, здесь все более распространяются новые формы принудительного труда, которому способствуют повсеместная глобализация, растущая поляризация мира, все увеличивающаяся разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, что приводит к росту противоречий в современной международной обстановке и к тому, что индустриально развитые страны становятся все более заинтересованы в дешевом труде и дешевой рабочей силе.
Результаты этого исследования показали, что ситуация в России по этому вопросу гораздо более сложная, нежели в других обследованных странах - Венгрии, Румынии, Молдове, Албании, Украине.
По международным нормам принудительный труд - это "всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг". По российским законам понятие принудительного труда несколько шире. Принудительный труд - это "выполнение работы под угрозой какого-либо наказания или насильственного воздействия", но также к принудительному труду относятся: нарушение сроков выплаты зарплаты или оплата не в полном размере; труд, не обеспеченный средствами защиты; работа, которая угрожает жизни и здоровью работника.
В частности, при проведении исследований в России обнаружены следующие формы принудительного труда:
физическое насилие или угроза насилием (включая сексуальное);
ограничение свободы передвижения вплоть до удержания работника взаперти;
изъятие и удержание документов;
долговая кабала (предъявление долга за кредитование, за провинность, сфабрикованную растрату, "назначенный" долг за прием на работу и т.д.);
психологическое насилие: шантаж, угрозы, обман;
невыплата заработанных денег (удержание зарплаты до окончания работ, незаконные вычеты);
манипулирование работником, использование для случайных работ, перепродажа;
неправомерный запрет на увольнение.
По данным проведенного исследования в настоящее время в России трудится в том числе от 3,5 до 5 миллионов нелегальных мигрантов. "Литературная газета" от 26 октября 2004 года считает, что теневой рынок труда только в Москве составляет 1,5 миллиона человек и чем жестче миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказываются в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека нет.
Проблема принудительного труда на его грани с использованием рабского труда, а равно положения, сходного с рабством, заслуживает особого внимания.
Применительно к работодателям и работникам, заключившим трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом (ТК РФ), норма, запрещающая принудительный труд, содержится в его ст.4 "Запрещение принудительного труда". Согласно указанной статье принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации при признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности (заметим, что в приведенных выше случаях запрет на принуждение работников к труду адресован работодателям и органам государственной и муниципальной власти).
К принудительному труду относятся:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Приведенный выше фрагмент ст.4 ТК РФ, во-первых, во многом воспроизводит положения ст.1 Конвенции МОТ о запрещении принудительного труда 1957 г. N 105. В то же время в ст.4 ТК РФ при определении понятия "принудительный труд" не воспроизведены положения ст.2 Конвенции МОТ 1930 г. N 29, в которой указанное понятие определено неоднозначно.
Согласно Конвенции N 29 принудительный труд это:
требование выполнения какой-либо работы или службы под угрозой какого-либо наказания;
для указанной работы или службы данное лицо не предложило добровольно своих услуг.
Отсюда следует, что принудительный труд - это двуединое понятие. Однако в ст.4 ТК РФ вторая составляющая этого понятия - отсутствие добровольности предложения данным лицом своих услуг для выполнения какой-либо работы - не отражена.
Сведение понятия принудительного труда к выполнению работы только под угрозой применения наказания (насильственного воздействия) делает, по нашему мнению, норму ст.4 ТК РФ беспредметной потому, что открытые угрозы по отношению к данному лицу применить наказание, тем более какое-либо насильственное воздействие, маловероятны.
Так, привлечение работников вопреки установленному ТК РФ порядку к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни (весьма распространенное в наши дни явление), не сопровождается какими-либо открытыми угрозами, насильственным воздействием.
Тем не менее, работники знают, что последствия невыхода на такую работу могут иметь (и имеют) для них различного рода негативные последствия. Например, в виде лишения премии, предоставления отпуска в неудобное для них время, ограничения в заработке и т.д. Эти работники становятся первоочередными кандидатами на увольнение по сокращению численности или штата персонала.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика использования рабского труда