Уголованая политика в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 07:36, реферат

Краткое описание

Уголовная политика Республики Казахстан является одной из важнейших социальных стратегий не только современного государства, но и гражданского общества. К формированию и практической реализации модели уголовной политики причастно не только государство (прежде всего в лице институтов публичной власти), но и гражданское общество. Благодаря диалогу государства и гражданского общества более отчетливым и содержательным становится вектор гуманизации уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных технологий предупреждения преступности.

Содержание

Введение………………………………………….………………………………..3
Сущность уголовной политики...................................................................……...4
Проблемы, приоритетные направления уголовной и уголовно-исполнительной политики Республики Казахстан в
современных условиях.......………………………………... ………….…...…….6
Заключение…………………………………..………………….………..............22
Список использованной литературы………………………….………..............23

Прикрепленные файлы: 1 файл

12.docx

— 54.88 Кб (Скачать документ)

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Концепции  содержатся требования к повышению  качества уголовного закона как ключевого  средства реализации уголовной политики. В соответствии с п. 2.8 данного  документа «дальнейшее совершенствование  уголовного права связано с повышением качества законов – закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям  юридической точности и предсказуемости  последствий». Иными словами, речь идет о требованиях к совершенствованию  юридической техники изложения  уголовно-правовых норм, что выступает  значимым фактором эффективности уголовной  политики.

В Концепции правовой политики отдельные положения посвящены  уголовно-исполнительной политике. Так, в частности, Концепция ориентирует  на необходимость создания условий  для более широкого применения альтернативных уголовно-правовых мер, не связанных  с изоляцией от общества. Весьма позитивным моментом являются указания на то, что «в законодательстве и  судебной практике следует вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия  основывались бы прежде всего на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности» (п. 2.10 Концепции). В данном случае поддерживается важность криминологической и индивидуально-психологической обоснованности применения и исполнения различных видов уголовно-правового воздействия. Наряду с этим уделяется внимание вопросам совершенствования форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных в процессе исполнения наказания. Учитывая рекомендации пенитенциарной науки, рассматриваемый документ обозначает в качестве задач уголовно-исполнительной политики обеспечение трудовой занятости осужденных, возможности их доступа к образовательным услугам и профессиональному обучению, к программам ресоциализации осужденных. Более того, упоминается, что «необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества…». Не обойдены в Концепции и вопросы участия в реализации уголовно-исполнительной политики гражданского общества. По этому поводу в документе, определяющем стратегию правовой политики Казахстана, отмечается, что «сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить внимание». Таким образом, государство провозглашает задачу обеспечения социального равновесия между интересами публично-правовых институтов и гражданского общества в отношении установленного юридического статуса осужденных, реализации ими своих прав и обязанностей в условиях исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Средством сохранения подобного баланса назван общественный контроль, позволяющий гражданскому обществу «охватывать» сферу правового статуса лиц, находящихся в «орбите» воздействия уголовно-исполнительной системы государства.

Следует отметить, что Концепция  правовой политики ориентирует на усиление «ресоциализирующих» возможностей исполнения наказаний, на обеспечение безопасности отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях, на использование института общественного контроля как соответствующего не только потребностям гражданского общества, но и интересам государства. Заслуживает внимания и упомянутый в аналитическом документе планируемый переход к камерному порядку содержания. В Российской Федерации в настоящее время формируется переориентация «колонийской» модели исполнения наказания в виде лишения свободы на «тюремную» модель, что вызывает неоднозначную оценку юридической общественности. В Казахстане, на наш взгляд, был проявлен более осторожный подход, поскольку Концепция упоминает, что «в числе наиболее перспективных направлений… необходим постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении». Иными словами, покамерное содержание осужденных, как один из основных элементов «тюремной» модели лишения свободы, обозначено в качестве перспективного направления, однако документ говорит о «постепенном переходе» к подобным условиям содержания заключенных. Полагаем, что покамерное содержание в Концепции весьма рельефно отражает идею «конвергенции» двух моделей исполнения наказания в виде лишения свободы, так как в дневное время суток осужденные должны иметь «возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения». На наш взгляд, это вполне разумный и оправданный путь. Что касается оставления осужденных в ночное время суток в запираемых помещениях, это следует признать удачным решением проблемы обеспечения безопасности осужденных – проблемы, которую «традиционная» колонийская система преодолеть не смогла.

В целом необходимо отметить, что рассматриваемая Концепция  правовой политики ориентирована на ее гуманизацию, имеющую первоочередное отношение к уголовной и уголовно-исполнительной политике. По существу гуманизация уголовно-исполнительной политики выступает объективной потребностью инновационного развития казахстанского общества и государства. Она обусловлена закономерностями социально-экономического, политического, социокультурного, духовно-идеологического, правового характера. Детерминированность гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики «выстраивается» через призму сотрудничества и взаимодействия гражданского общества и государства. Чем больше «пространства» подобного сотрудничества, тем более гуманной становится уголовная и уголовно-исполнительная политика.

В то же время ошибочным  было бы считать, что развитие исследуемой  государственной политики возможно только в одном направлении. Нельзя исключать и «зигзагов» в ее осуществлении  и проявлений «рецидива жесткости  и репрессивности». Это в свою очередь обуславливается факторами  криминогенного неблагополучия (высокий  уровень преступности, ее латентность, рост религиозного экстремизма, социальная незащищенность и неустроенность многих сограждан).

К сожалению, нельзя исключать  ситуации, когда само гражданское  общество начнет требовать усиления уголовной кары, ужесточения режима содержания заключенных. Так было в  России, когда после совершенного с особой жестокостью массового  убийства в станице Кущевская  Краснодарского края в ноябре 2010 года во многих СМИ содержались призывы  к властям об отмене моратория  на смертную казнь и возобновлении  применения данного вида наказания  хотя бы в виде исключения. Аналогичная  ситуация «озвучивания» гражданским  обществом требований использования  репрессивных мер уголовно-правового  воздействия была характерна и для  других государств. Так, в США в  последние десятилетия ХХ века критика  модели ювенальной юстиции имела  место и со стороны гражданского общества.

Представляется, что ужесточение  уголовно-правовых санкций за те или  иные преступления не опасно, если оно  сбалансировано и социально-криминологически обусловлено. Главное, чтобы в целом не изменился ориентир на гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики как важнейшее условие обеспечения безопасности личности, продвижения к более гуманному и справедливому обществу. На наш взгляд, в этом процессе свою миссию должно выполнить государство через организационные усилия, деятельность по повышению правовой культуры народа, способное убедить общество в неоправданности и бесперспективности чрезмерно карательной уголовной политики. Таким образом, гражданское общество наряду с государством является субъектом формирования и реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики. В связи с этим закономерно определить уголовную политику как правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, осуществляемую при участии институтов гражданского общества, на основе правовых средств уголовного закона, а также иных (организационных, «ресурсных», духовно-идеологических) средств, направленную на снижение уровня преступности и его удержание в безопасных для общества и государства границах. Гражданское общество выступает партнером государства в большей степени в реализации уголовной политики, и в меньшей степени – в ее формировании. Это участие проявляется, как отмечалось нами ранее, в экспертно-аналитической работе представителей гражданского общества, в разработке проектов изменений уголовного законодательства, в возможности осуществления общественного контроля за выполнением своих функций правоохранительными органами.

Что касается уголовно-исполнительной политики, то, на наш взгляд, участие  в ней гражданского общества выражено еще ярче. Данный вид социальной политики противодействия преступности допустимо обозначить как деятельность государства в лице правотворческих государственных и правоприменительных органов, суда, исполнительной власти (прежде всего уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан) по обеспечению безопасности личности, общества и государства, решению задач ресоциализации осужденных и их постпенитенциарной и непенитенциарной реинтеграции в общество, осуществляемую при участии гражданского общества на основе использования средств уголовно-правового регулирования и воздействия, а также иных внеправовых (социальных, психолого-педагогических, организационно-ресурсных, духовно-идеологических) средств.

Уголовно-исполнительная политика, несомненно, рассчитана не только на осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, и на персонал УИС. Круг ее «адресатов» намного шире и  включает в себя родственников, членов семей осужденных и сотрудников  КУИС, граждан, занятых в системе  профессиональной подготовки персонала  уголовно-исполнительной системы, членов общественных наблюдательных комиссий, представителей религиозных конфессий, общественных объединений. По существу уголовно-исполнительная политика любого государства (в том числе Казахстана и России) направлена на все общество, ибо призвана решать глобальную стратегическую социальную задачу предупреждения преступности и обеспечения безопасности общества посредством предупреждения криминального  рецидива, обеспечения ресоциализации осужденных в период отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Миссия гражданского общества в уголовно-исполнительной политике проявляется в ряде аспектов. Прежде всего, именно гражданское общество обеспечивает ее научно-методическую обоснованность. Иными словами, усилия академической науки, общественности, университетов и других учреждений высшего образования способствуют появлению прогрессивных направлений осуществления уголовно-исполнительной политики, повышению ее качественного уровня. Следует отметить, что криминологическая обоснованность уголовно-исполнительной политики также является заслугой гражданского общества, и задача государства состоит в том, чтобы «отразить» чаяния гражданского общества, отказавшись от криминологически бессмысленных и неоправданных запретов и ограничений в уголовно-исполнительных отношениях либо, напротив, установив соответствующие правоограничения.

Гражданское общество обеспечивает также духовную, социокультурную  составляющую уголовно-исполнительной политики. Особенно наглядно это проявляется  в общественном служении Уммы мусульман, Русской Православной церкви и других религиозных институтов, оказывающих духовную помощь осужденным. Религиозные объединения являются основными институтами гражданского общества Казахстана, которые имеют богатую историю и традиции духовного окормления. Они могут оказать неоценимую поддержку уголовно-исполнительной системе в ресоциализации осужденных, предупреждении рецидивной преступности и религиозного экстремизма.

Благодаря участию гражданского общества обеспечивается демократизм  уголовно-исполнительной политики, формируется  общественная позиция по отношению  к ней. На наш взгляд, ключевым направлениям данной политики выступает общественный контроль. В настоящей работе мы подробно освещали вопросы субъектного  состава названной разновидности  социально-правового контроля, его  объекты и пути возможного совершенствования  мер осуществления контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уголовно-правовая политика - это деятельность органов власти, направленная на решение уголовно-правовых задач по охране личности, общества и государства от преступных посягательств. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президентом Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 отмечается, что уголовно-правовая политика должна являться стержнем законодательной  и правоприменительной деятельности, обеспечивая их единство и взаимодействие в вопросах правового регулирования. Она создает такие условия  для реализации воли законодателя, которые позволяют сосредоточить  государственные усилия на наиболее важных участках уголовно-правового  регулирования; стимулирует принятие таких нормативных правовых актов, которые отвечают задачам правового  регулирования и при этом учитывают  возможности и потребности юридической  практики. Одним из направлений такой  деятельности является принятие и совершенствование  уголовных законов. И, наверное, мало кто будет спорить с тем, что  для повышения качества законов, их научной обоснованности, необходимо создавать условия, обеспечивающие настоящую демократическую процедуру  правотворчества - чтобы в ней  было исключительно гласное обсуждение всех документов и различных точек  зрения при подведении общего вывода из частных предложений. Именно участие  общества в процессе формирования идеи законопроекта, ее последующей реализации, может выступить гарантией демократизма в такой важнейшей государственной  функции, как законотворческая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Приоритетные направления уголовной и уголовно-исполнительной политики Республики Казахстан в современных условиях. Юридические статьи  -  Право стран СНГ - 28.03.2011 http://www.eurasialegal.info
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154 «О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы»
  3. http://www.zakon.kz/4457706-genprokuratura-rk-proekt-ugolovno.html
  4. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах»

Информация о работе Уголованая политика в РК