Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:10, курсовая работа
Всестороннее изучение проблем участия адвоката по делам несовершеннолетних в стадиях судебного разбирательства, поиск и определение наиболее приемлемых путей их разрешения, выработка на этой основе предложений по оптимизации действующего уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
Введение
Глава 1. История возникновения и развития ювенальной юстиции
1.1 Зарождение ювенальной юстиции
1.2. Ювенальная юстиция в зарубежных странах
1.3. История возникновения российской ювенальной юстиции
Глава 2. Правовые основы деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве
2.1 Лица, которые могут воспользоваться помощью адвоката
2.2. Особенности деятельности защитника по делам несовершеннолетних
Глава 3. Учебный модуль для проведения внеклассного урока в средних школах (10-11 классы) по теме: «Допрос несовершеннолетнего»
Заключение
Ранее, в ст. 49 УПК РСФСР, более подробно оговаривались подобные случаи: «По делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту».
4) участие защитника обязательно по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства.
В этом случае следует заметить, что никто не устраивает проверку знаний русского языка, обвиняемому, как правило, нерусской национальности, достаточно обвиняемому заявить об этом ходатайстве.
5) участие защитника обязательно и по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена мера наказания свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей.
7) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК РФ.
На практике, чаще всего, помощью адвоката пользуются подозреваемые и обвиняемые по уголовному делу.
Гарантией права несовершеннолетнего на защиту является обязательное участие защитника в деле при производстве предварительного следствия с момента предъявления обвинения, а в случаях задержания несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, или при применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения.
Однако на практике нередко бывает так, что несовершеннолетний дает показания на предварительном следствии без адвоката. В этих случаях налицо существенное нарушение права на защиту. При этом существенно, что участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия.
«Поскольку несовершеннолетние обвиняемые (подозреваемые) в силу своих возрастных и психофизических данных не мог самостоятельно осуществлять свое право на защиту, то их отказ от защитника, назначенного по делу, не обязателен для следователя, прокурора, суда».
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности несовершеннолетних, законодатель особо регламентировал вопрос участия защитника по делам несовершеннолетних на предварительном следствии.
В соответствие со ст.53 УПК РФ участие защитника по делам несовершеннолетних является обязательным с момента, предусмотренного ч.1, ст.53 УПК РФ. С момента допуска к участию в деле, как это предусмотрено в ст.53 УПК РФ, защитник приобретает весь комплекс прав, предусмотренных этой нормой и, в частности, право на свидание с подзащитным, на ознакомление с материалами задержания, процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, выписывать из них любые сведения и в любом объеме и др. Следует при этом помнить, что с момента допуска к участию в деле адвокат приобретает не только предусмотренные права, но, прежде всего, обязанности "использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь".
На практике нередко возникают сложности определения момента, с которого у защитника возникает весь комплекс прав, гарантированных законом. Некоторые работники органов дознания и следствия ссылаясь на положения ст.ст.173 УПК РФ, о немедленном допросе подозреваемого и обвиняемого соответственно после предъявления подозрения и обвинения пытаются воспрепятствовать осуществлению адвокатами и их подзащитными комплекса их прав гарантированных процессуальным законодательством и, в частности, права на свидание наедине, ознакомление с материалами задержания, выписок из них и др. до начала допроса подзащитного.
Такие действия сотрудников органов, тем более по делам несовершеннолетних, не соответствуют требованиям действующего законодательства, т.к. моменты допуска адвоката к участию в деле установленные ст.53 УПК РФ свидетельствуют о том, что сразу же после предъявления обвинения, заключающемуся в ознакомлении обвиняемым и его адвокатом с постановлением о предъявлении обвинения и удостоверения своими подписями этого документа (аналогично после ознакомления с протоколом задержания или постановлением о применении меры пресечения в виде заключения под стражу), возникает весь комплекс обязанностей и прав адвоката, гарантированный ст. 53 УПК РФ, в том числе и на свидание наедине, оказание необходимой юридической помощи подзащитному, ознакомление с материалами задержания и все это до допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого.
Отказ в этом со стороны органов дознания и следствия ссылкой на немедленный допрос, предусмотренный ст.ст.173 УПК РФ является неправомерным, т.к. немедленный допрос, предусмотренный в этих нормах, не означает нарушение предусмотренных этим же кодексом прав адвоката и его подзащитного, в противном случае имеет место нарушение конституционного права на защиту.
Не зная содержания собранных правоохранительными органами материалов, на основе которых несовершеннолетнему подростку предъявляется то или иное подозрение или обвинение, не оценив их с точки зрения их доказательственной значимости, относимости к существу предъявленного подозрения или обвинения, непротиворечивости, законности и прочее, защитник не может выполнить должным образом возложенные на него законом обязанности, использовать все предусмотренные средства и способы защиты и, по существу, его роль в таких случаях низводится до формального присутствия при допросе несовершеннолетнего.
Представляется, что в подобных случаях адвокатам следует проявлять принципиальность в отстаивании прав и законных интересов несовершеннолетних и, используя свои права и положения действующего законодательства - ст.ст.19, 53, 217-218 УПК РФ обжаловать незаконные действия органа дознания и следователя надзирающему прокурору. При этом, следует помнить положения действующего законодательства, предусмотренные в ст.ст.14,46,47 УПК РФ о том, что обвиняемый (подозреваемый), не обязан доказывать свою невиновность и в принципиальном плане может отказаться от дачи показаний, в т.ч. и в связи с нарушением его права на защиту, выражающемуся в отказе предоставления свидания наедине с избранным или назначенным адвокатом до допроса и получения необходимой юридической помощи.
Изучение материалов дела и беседа с несовершеннолетним подзащитным важная стадия работы защитника и, по существу, в этой стадии должна быть выработана позиция по делу.
Особенности подросткового периода, предполагают в деятельности адвоката необходимость установления полноты сведений собранных по делу о данном конкретном подростке и, в случае необходимости, заявления соответствующих ходатайств о восполнении пробелов следствия, сборе дополнительной информации об особенностях характера подростка, условиях его жизни и воспитания, ведущих мотивов его поведения и конкретных мотивов совершения данного правонарушения.
С другой стороны, вышеизложенные особенности черт личности подростков предполагают необходимость, на основе изученный материалов дела, при беседе с подростком выявить имеющиеся у него особенности характера, установить необходимый психологический контакт с подростком для создания доверительных отношений с подростком, выявления дополнительной информации о личности подростка, могущей быть полезной для выработки правильной правовой позиции по делу и эффективного осуществления защиты прав и законных интересов подростка.
Как известно, исключительно важную роль при оценке содеянного, а, следовательно, и квалификации, имеет правильное установление направленности умысла и мотива поведения правонарушителя. В практике деятельности правоохранительных органов всегда была и остается сложной оценка явлений относящихся к психическим и психологическим процессам.
Следовательно, тем более важным является необходимость знания возрастных и психофизиологических особенностей несовершеннолетних, для правильной оценки действительных причин и мотивов их поведения, направленности их умысла, для правильного определения их дальнейшей судьбы.
Нередко в практике деятельности адвокатов для установления объективного психологического портрета несовершеннолетнего подзащитного, установления мотивов его поведения, возникает необходимость обращения к помощи специалистов в соответствующих областях знаний.
При изучении материалов дела защитник должен, прежде всего, исходить из требований ст.73 и 421 УПК РФ о круге обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу (время, место, способ совершения преступления, точный возраст, характерные черты личности и состояние здоровья, условия жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей, вина и мотив и др. важные обстоятельства).
Исходя из содержания указанных норм, в досье адвоката должны найти отражение все сведения, относящиеся к предмету доказывания. Выписки должны быть исчерпывающими, позволяющими свободно ориентироваться в материалах дела как на предварительном следствии, так в дальнейшем и в суде.
По результатам изучения дела защитник должен разъяснить несовершеннолетнему сущность предъявленного тому обвинения и доказательственную значимость собранных по делу материалов. При этом, как представляется, защитник не вправе навязывать подростку признание или непризнание вины. Беседу с подростком необходимо использовать для установления с ним психологического контакта, отношений доверия, выявления объективных сведений об условиях жизни и воспитания подростка, учебы в школе, отношения к родителям, наличия заболеваний, травм и т.п.
Следует помнить о нравственно-этической и воспитательной стороне взаимоотношений защитника и несовершеннолетнего обвиняемого. Психологический контакт с подростком, как представляется, должен быть установлен так, чтобы подросток, видя искреннюю, неподдельную заинтересованность защитника в своей судьбе, доверяя ему, в то же время видел и ощущал, что совершенное им преступление морально осуждается и его защитником.
При необходимости, сведения о личности подростка необходимо получить при беседе с родителями или заменяющими их лицами или представителями органов опеки и попечительства.. Если, в результате изучения материалов дела и беседы с подростком и его родными, возникает необходимость в истребовании дополнительных данных, то, используя положения Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", адвокат может, путем направления запросов, получить необходимые сведения от соответствующих организаций, учреждений, предприятий или иных структур.
В зависимости от анализа и оценки изученных материалов дела адвокатом могут быть заявлены различные ходатайства, в том числе:
- о прекращении дела в целом или части;
- об истребовании дополнительных доказательств;
- о проведении дополнительных следственных действий;
- о назначении различного вида экспертиз;
- о переквалификации действий;
- об изменении меры пресечения;
и других, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Одной из особенностей деятельности защитника по делам несовершеннолетних является четкая формулировка позиции в отношении избранной подростку меры пресечения. Согласно действующему законодательству (ст.108 УПК РФ) и руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда избрание в отношении несовершеннолетнего в качестве меры пресечения содержания под стражей правомерно лишь в исключительных случаях, обусловленных тяжестью совершенного подростком преступления и при наличии оснований предусмотренных в ст.91,97,99,100 и 108 УПК РФ. Поэтому, защитникам следует в каждом конкретном случае исходя из материалов дела в их совокупности, возраста и состояния здоровья подростков и других, заслуживающих внимания обстоятельств, ставить вопрос и добиваться отмены необоснованно избранной в отношении их меры пресечения в виде содержания под стражей, имея в виду, что необоснованное и не вызванное необходимостью изолирование подростка может привести к неблагоприятным для подростка и интересов законности последствиям, к искусственному извращению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством и сведению на нет воспитательного воздействия уголовного процесса.