Стратификация преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 01:29, доклад

Краткое описание

В данном разделе дипломной работы я хочу рассмотреть один из важных аспектов субкультуры, а именно деление осужденных в местах лишения свободы по категориям, ,каждая из которых занимает место в образующиеся здесь иерархии. На уголовном жаргоне – это деление «по мастям».
Социальная иерархия играет одну из важнейших ролей в жизни общества. Она определяет положение каждого гражданина в общест¬ве, вынуждает его к определенным действиям, направленным на продвижение по иерархической лестнице. Однако куда он будет дви-гаться, вверх или вниз, во многом это будет зависеть как от самого индивида, так и от условий среды его обитания, от норм и обычаев, моральных и нравственных принципов, главенствующих в ней.

Прикрепленные файлы: 1 файл

глава1 параграф1.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

У «воров»  старой формации знаки авторитета—это татуированные изображения короны над перстнями, обозначающими «темную жизнь» (темный квадрат), «дорогу через зону» (темный квадрат, пересеченный белой полосой), а также «звезды авторитета», татуируемые в области плеч. В местах заключения они пользуются не-

щества. Так, у Г.Н. Брейтмана  можно найти упоминание о «казаках» —  старостах в тюрьмах, которые должны были следить за порядком и разбирать конфликты, возникающие между заключенными. См.: Брейтман Г.Н. Преступный мир: Очерки из быта профессиональных преступников. Киев, 1901; СПб., 2005 (переизд.). С. 160.пререкаемым авторитетом, их слово считается для остальных осужденных «законом». .

«Смотрящий  зоны» — второе по «авторитету» после «вора в законе» лицо. Если первый отсутствует, то «смотрящий зоны» становится «первым». «Смотрящий», как правило, есть в каждом отряде. Он пользуется большим авторитетом, к его мнению прислушиваются и «коронованные» воры. Он является выходцем из касты «воров», никогда не работает, занимает привилегированное положение, в его обязанности входит разрешение споров и конфликтов между осужденными, его решение считается «законом» и обжалованию не подлежит. Впоследствии «смотрящий зоны» может стать «коронованным» вором. Его татуировки высокого качества. Это перстни, обозначающие: «дорогу через зону», «темную жизнь» или «полжизни там, полжизни здесь» (половина квадрата темная, другая - светлая), на теле чаще всего встречаются церкви с куполами, обозначающими количество «ходок», и «воровской крест» — распятие.

«Блатные» — как правило, лица, не вставшие на путь исправления, часто помещаемые в ШИЗО за различные нарушения режима. Они не признают никаких законов, кроме «законов зоны». Их татуировки носят чаще агрессивный, антиобщественный характер.

«Пацаны»  — выходцы из среды «мужиков», подражающие «блатным» и стремящиеся  перейти в «блатняк». Как показывает практика, эти люди не имеют моральных  устоев, легко поддаются чужому влиянию, готовы исполнить любой приказ лица, находящегося выше на иерархической лестнице. Их татуировки в основном носят подражательный характер, объяснить их значение они могут не всегда и поясняют их нанесение тем, что «видели подобную наколку у авторитетного вора, она понравилась, наколол себе».

«Пацанами»  также могут1 называть осужденных в несовершеннолетнем возрасте и переведенных во взрослую колонию ввиду большого срока наказания. Данная категория лиц имеет определенное положение в среде осужденных, а также татуировки, которые они могли наколоть как в ВК («дорога через короедку — малолетку»), так и в СИЗО, находясь под следствием или судом. Они пользуются большим авторитетом, чем «пацаны» — выходцы из «мужиков».

«Мужики» («серые», «по серости»), т. е. лица, совершившие, как правило, преступления на бытовой почве, усердно работающие в местах заключения, не нарушающие режим ИУ, стремящиеся попасть под амнистию и больше никогда не оказываться в местах лишения свободы.

Среди «мужиков» есть свои «авторитеты», которые разбирают возникающие среди них конфликты, а также помогают другим осужденным составлять жалобы, прошения и письма с просьбой о пересмотре дела. У «мужиков» татуировки встречаются реже. В основном это свидетельство раскаяния в содеянном, стремления выйти на свободу или выражение чувств.

«Опущенные» — одна из презираемых категорий  среди осужденных. Перейти в категорию «опущенных» может представитель любой из названных групп. Причем в отношении «опущенного» не всегда совершается акт мужеложства, чтобы человек считался «опущенным», ему могут провести половым членом по губам или по ягодицам («по булкам»). «Опустить» заключенного могут за любую провинность, например, за воровство у своих («крысятничество»), за донос или сотрудничество с представителями оперчасти ИУ. «Опущенный» лишается всех своих заслуг, ему наносят соответствующую татуировку: насильственно на спину наносится крыса (за воровство у своих), точка под глазом, кроме этого, изображение черта и женщины, цифры «13» и т.п. Такого человека презирают, он становится бесправным, как правило, «кольщик зоны» никогда не станет забивать «клеймо опущенного», а при попытке осужденного сделать себе более авторитетную татуировку она будет искажена25.

«Петухи»  — категория самых униженных осужденных. Это лица, в отношении которых был совершен акт мужеложства, причем не имеет значение, был ли он насильственным (за провинность) или добровольным (например, чтобы получить наркотик). Как правило, эти осужденные имеют отдельные стол и посуду в столовой, в камере или бараке занимают самые неудобные места. Их татуировки наносятся как добровольно, так и насильственно: «отпечаток сапога» на ягодицах; черти, кидающие уголь в анальное отверстие; изображение коровы или композиций из черта и женщины. Среди «петухов» есть свой «лидер», который решает конфликты, возникающие среди названной категории осужденных.

Иерархия  СИЗО и тюрем (рис. 10) отличается от иерархии ИУ, что объясняется ограниченным пространством, которое, как правило, замыкается камерой. Такую иерархию можно представить следующим образом:

I— Смотрящий  за централом

Смотрящий за хатой

Семейник

Дорожник

Обиженный

Рис. 10. Структура преступного сообщества СИЗО и тюрем

«Смотрящий  за централом» -— аналог «вора в  законе» в ИУ. «Смотрящий за хатой» — есть в каждой камере. Это лицо, принадлежащее к касте воров, уважаемое в среде осужденных, ему доверяют решение самых сложных вопросов. Его решение будет «законом» для всех обитателей камеры. Единственным, кто может оспорить принятое решение, является «Смотрящий за централом». К его помощи в разрешении сложной ситуации могут обращаться как отдельные обитатели камеры, так и представители коллективов («семейники»).

«Семейник»  — возглавляет группу обитателей камеры. «Семьи» в местах лишения свободы образуются по национальному признаку, по «профессиональному» или по принципу землячества. Во главе «семьи» стоит самый уважаемый из ее членов, обладающий качествами не только лидера, но и дипломата. В его обязанности входит решение конфликтов, внутри «семьи», а также споров между членами «семьи» и представителями других групп; он должен защищать свою «семью» от посягательств со стороны других «семей». Если ему не удается разрешить конфликт, возникший между его «семьей» и другими представителями камеры, он может обратиться за помощью к «смотрящему за хатой», а если принятое решение не будет его удовлетворять, то и к «смотрящему за централом».

«Дорожник»  — лицо, перебрасывающее записки  из одной камеры в другую, может быть выходцем из любой среды и принадлежать к любой «семье». В его обязанности входит знание «цинков» (условных сигналов) различных камер и переброс записок. Единственный человек, который не может быть «дорожником», это «обиженный».

«Обиженные» — соответствуют «опущенным»  в ИУ. Как правило, они занимают самые неудобные места в камере (у двери или у туалета). Это самая бесправная категория, их может оскорбить любой.

К концу XX - началу XXI века иерархия преступных образований претерпела некоторые локальные изменения. В связи с этим криминологи, исследующие криминальную среду в местах заключения, приводят различные виды иерархий. Приведем два из них, которые, по мнению автора, наиболее полно отражают тенденции функционирования криминальной среды .К середине 90-х годов XX века в криминальной среде мест лишения свободы складывается следующая иерархическая система (рис. И)26.

«Воры в законе»

- I -~

_«Козырные фрайера»_

«Пацаны»  и «фрайера»

1 «Мужики»
  1

«Парни»

«Шестерки»

«Обиженные»

Рис. 11. Структура преступного сообщества конца XX века

Во главе  криминальной иерархии стоят «воры  в законе», ниже идут «козырные фрайера» (ранее именовались «положняками», «блатными», шерстяными») — резерв, из которого подбирают кандидатов в «воры в законе». Как отмечает С.Я. Лебедев, «козырным фрайером» может стать только лицо, совершившее «престижные преступления, т. е. требующие определенных практических навыков, смекалки, опыта»27, как правило, это имущественные преступления. Данная категория является немногочисленной — всего 3-5 %, среди несовершеннолетних осужденных — 10 %, и обладает не меньшим авторитетом, чем «воры в законе». У них нет лишь права на сбор «общака» и распоряжение его средствами.

Однако, как показывают исследования, проведенные  автором и другими учеными, «козырные фрайера» хотя и имеют определенный авторитет, но их нельзя ставить в один ряд с «ворами в законе», подручными которых они являются, они не имеют права на принятие самостоятельного решения по важным вопросам без согласования с «вором».

На следующей ступени криминальной иерархии находятся «пацаны» и «фрайера» (4-5 %) — молодые преступники с небольшим опытом совершения преступлений, как правило, «непрестижных» — хулиганство, изнасилование, убийства. За ними следует самая много численная категория осужденных (60-80 %) — «мужики»— своеобразный преступный нейтралитет, «эти правонарушители живут «сами по себе», никого не притесняя и никому не прислуживая». Каста «мужиков» неоднородна, среди них есть лица, прислушивающиеся к мнению «воров в законе», обращающиеся к ним за советом или помощью. Они, как правило, совершают мелкие правонарушения, чтобы «не уронить свой авторитет в уголовной среде». Их именуют «парнями». Предпоследнюю ступень занимают «шестерки» (8-10 %) — «лакеи», «рабы», которые прислуживают «ворам в законе» и «козырным фраерам». В самом низу криминальной иерархии находятся «обиженные» — пассивные гомосексуалисты'28 (3-5 %), а также окончательно опустившиеся, всем гонимые и забитые «чушкари».

К началу XXI века в местах лишения свободы  складывается следующая структура преступного сообщества29 (рис. 12):

Во  главе иерархической  лестницы стоит «вор в законе», чуть ниже — «положенец», он имеет право принимать  решения в отсутствие «вора в законе» и от его имени. В его подчинении находится «смотрящий», принимающий незначительные решения частного характера. Далее следуют 4 группы «смотрящих», имеющих одинаковый иерархический статус: «смотрящий за общаком» — в его ведении находятся ценности, деньги, чай, сигареты, аудио- и видеотехника и пр.; «смотрящий за штрафным изолятором, помещением камерного типа» (в приведенной выше иерархии «смотрящий за хатой»); «смотрящий за больницей» — следит за своевременным оказанием медицинской помощи, решает материальные проблемы; «смотрящий за игрой» — наблюдает за соблюдением правил любой игры на «интерес» (на деньги). Ниже находятся «мужики» — ос-новная масса криминального сообщества ИУ, задействованная на производстве либо на изготовлении ширпотреба для «воровского общака». В самом низу иерархии стоят «активные осужденные отрицательной направленности», пропагандирующие «воровские законы» и противостоящие администрации ИУ30.

«Вор  в законе» «Положенец»  «Смотрящий»

«Смотрящий  за общаком»

«Смотрящий  за штрафным изолятором, помещением камерного  типа»

«Смотрящий  за больницей»

«Смотрящий  за игрой»

«Мужики»

Активные  осужденные отрицательной направленности

Рис. 12. Структура преступного сообщества в местах лишения свободы в начале XXI века

Несколько иначе, чем криминологи, разделяют себя на субкультурные группы сами осужденные. Данное разделение нашло отражение в работе Ю. И. Блохина. По степени идентификации с преступным миром он выделяет четыре неформальные категории осужденных: осужденные, идентифицирующие себя с преступным миром («блатные»); осужденные, нейтрально относящиеся к преступному миру («мужики»); осужденные, отрицательно относящиеся к преступному миру («активисты»); осужденные, отвергнутые самим преступным миром («обиженные» и «опущенные»)31. Хотя, по нашему мнению, разделять осужденных с учетом степени идентификации с преступным миром было бы неверным. Исходя из данной классификации, осужденные, относящиеся отрицательно к преступному миру, должны образовывать одну субкультурную группу. Но четырехчленное разделение встречается даже в колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов32, которые отрицательно относятся к преступному миру.

Информация о работе Стратификация преступников