Стратификация преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 01:29, доклад

Краткое описание

В данном разделе дипломной работы я хочу рассмотреть один из важных аспектов субкультуры, а именно деление осужденных в местах лишения свободы по категориям, ,каждая из которых занимает место в образующиеся здесь иерархии. На уголовном жаргоне – это деление «по мастям».
Социальная иерархия играет одну из важнейших ролей в жизни общества. Она определяет положение каждого гражданина в общест¬ве, вынуждает его к определенным действиям, направленным на продвижение по иерархической лестнице. Однако куда он будет дви-гаться, вверх или вниз, во многом это будет зависеть как от самого индивида, так и от условий среды его обитания, от норм и обычаев, моральных и нравственных принципов, главенствующих в ней.

Прикрепленные файлы: 1 файл

глава1 параграф1.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Глава 1 Традиционная иерархия преступного мира России.

1.1Стратификация  преступников ее  последствия.

В данном разделе дипломной  работы я хочу рассмотреть  один из важных аспектов субкультуры, а именно деление  осужденных в местах лишения  свободы по категориям, ,каждая из которых занимает место в образующиеся здесь иерархии. На уголовном жаргоне – это деление «по мастям».

     Социальная иерархия играет одну из важнейших ролей в жизни общества. Она определяет положение каждого гражданина в обществе, вынуждает его к определенным действиям, направленным на продвижение по иерархической лестнице. Однако куда он будет двигаться, вверх или вниз, во многом это будет зависеть как от самого индивида, так и от условий среды его обитания, от норм и обычаев, моральных и нравственных принципов, главенствующих в ней.

    Осужденные, как и все люди, разделяются по интересам , национальным, религиозным взглядам, имеют различные специальности, ценностные ориентации и т.д.Однако существуют и своеобразные, применимые только к этому специфическому сообществу деления: официальное осуждение положительной направленности, нейтральные и отрицательно характеризующиеся) и неофициальное (неформальное).

Особый  интерес представляет второе деление, а  именно неофициальное (неформальное) которое отражают внутреннюю, неофициальную структуру сообщества осужденных. Это четкая и стройная стратификация, которая создается самими осужденными, лучшего всего отражает действительное положение дел.

  Наверное ни в одном коллективе не существует столь четко выраженной иерархической структуры, как в криминальном мире. Особенно четко это проявляется, конечно, не на свободе, а в условиях изоляции — в ИТУ и СИЗО. Деление осужденных происходит по мастям. Что же такое масть? Это та или иная группа, каста, сообщество в неформальной иерархии осужденных и заключенных. Различные авторы исследований предлагают различное стратификационное деление осужденных по месту, занимаемому ими в иерархической системе это так называемый процесс стратификации (распределения членов группы на социальной иерархической лестнице) и поддержания в их отношениях строгой субординации в соответствии с занимаемой позицией, исполняемыми ролью и функцией в группе.

  В  основе неформального разделения  осужденных по категориям, группам  лежат реальные отношения между ними, которые, в свою очередь, основаны преимущественно на традициях «тюремной общины».  

Первые  попытки научного анализа иерархии и правил поведения в криминальной среде были сделаны еще в конце XIX - начале XX века. Немалая заслуга в этом принадлежит отечественным ученым и писателям: Г.Н. Брейтману, В.М. Дорошевичу, В.В. Крестовскому1, В.И. Лебедеву, Н.С. Лобасу, СВ. Максимову, В.М. Попову, В.Ф. Трахтенбергу, А.П. Чехову и др. Их исследования показывают, что к началу XX века в криминальной среде уже существовала строгая система неформальных взаимоотношений  (рис. 4).

«Иваны» («казаки» «варнаки»)

«Законовед»

«Шпана»

«Жиганы»

Рис. 4. Структура преступного сообщества материковой «зоны» начала XX века (по Г.Н. Брейтману)

 Во  главе сообщества находились «Иваны»2, название категории носит нарицательный характер. «Иванами» именовали себя бродяги. Оказавшись в местах заключения, они, как правило, по разным причинам не желали называть собственного имени и именовали себя «Иваном Ивановым», отказывались подчиняться порядку, не работали, среди заключенных пользовались большим авторитетом, так как много видели и могли многое рассказать, не боялись вступать в пререкание с администрацией, отказывались выполнять ее требования и работать, чаще других совершали побег. Многие из них занимались кражами, возможно, поэтому впоследствии воры, оказавшиеся в местах заключения, начинают называть себя «Иванами». «Иваны» также именовались «казаками», «варнаками»3, были главными носителями тюремных обычаев и традиций, тюремными старожилами, тюремной аристократией, к голосу которых прислушивались все.

Ниже  находилось остальное тюремное сообщество, именуемое «шпаной»—«так называется коренное тюремное население, подразумевая под этим «шпану», т. е. стадо барашков всех одного цвета, одинаковых и равных во всех отношениях.

И в  самом низу иерархии находились «жиганы» — представители тюремного пролетариата, жалких нищих, безответных, униженных  арестантами и унижающихся перед  более сильными по натуре товарищами4. Необходимо отметить, что название тюремного пролетариата «жиганами» сохраняется вплоть до 1923 года5, но уже к 1927 году «жиганами» называют лиц, владеющих языком жаргона6.

Рассматривая  криминальное сообщество начала XX века, Г.Н. Брейтман выделяет еще одну категорию — это «законоведы», которые дают юридические советы, разъясняют положение дела, будущее наказание. Перед судом они разъясняют слабые и сильные стороны дела, советуют, как держать себя на суде, следует ли сознаться в своей вине или упорствовать, что говорить в последнем слове7.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что  и в настоящее время в местах заключения также есть «законоведы», они имеются во всех слоях иерархии — от «паханов» до «петухов», а  их функции аналогичны перечисленным  функциям.

 

Современные исследователи обычаев и традиций криминальной среды не обошли своим  вниманием формирование криминальных иерархий в начале XX века в местах заключения. Так, иерархия, составленная В.М. Анисимковым, практически аналогична приведенной иерархии В.М. Дорошевича: на первой ступени находятся «Иваны»8, которых именовали «паханами» и «сидельцами», они были главными хранителями пенитенциарной субкультуры. На ступень ниже стояли «храпы»9 (у Г.Н. Брейтмана автор не нашла такой категории заключенных, а у В.Ф. Трахтенбер-га слово «храп» носит негативную окраску: «слово, употребляемое в смысле ругательства. Блатной, берущий что-либо у своего же «брата», силою, «нахрапом»10), которые стремились стать «Иванами», но не могли этого сделать в силу различных обстоятельств (личные качества, недостаточное знание криминальной субкультуры и пр.). На третьей ступени находились «жиганы», т. е. лица, допустившие нарушения криминальных обычаев. Еще ниже - самые униженные, так называемая «шпанка», обидеть представителя этой категории мог любой — от «Ивана» до «жигана», возможно, к этой категории могли принадлежать и гомосексуалисты. Такое предположение делается на основании того, что никто из исследователей не выделял данную категорию заключенных, но о ее существовании в местах заключения упоминают и Г.Н. Брейтман11, и М.П. Гернет12.

Другой  исследователь, А.И. Гуров, дает несколько  отличную иерархию криминального сообщества мест лишения свободы начала XX века. Кроме перечисленных В.М. Анисимковым категорий заключенных, он вводит «игроков» — «каста, состоящая из профессиональных игроков в азартные игры, нередко карточных мошенников (шулеров)»13.

В 20-30-е  годы XX века в местах заключения происходит разделение криминального сообщества на «воров» и «фрайеров». К «ворам» относятся лица, отбывающие наказания в основном заимущественные преступления, в большинстве случаев это те же «Иваны», к «фрайерам»14 — лица, осужденные за насильственные, бытовые идругие подобные преступления, иными словами, лица, не входящие в какую-либо криминальную группировку15.

К 30-м  годам XX века складывается трехуровневая  структура воровских группировок: на высшем уровне — вор («пахан») —  абсолютный «авторитет»; на среднем — «привычный вор» — «авторитет»; на низшем — «шестерки» (слуги)16 (рис. 6).

«Пахан»

I    «Привычный вор» I

«Шестерки» (слуги»

Рис. 6. Структура преступного сообщества в 30-е годы XX века (по В.М. Анисимкову)

В этот же период происходит пересмотр «арестантских» обычаев и норм. Как было отмечено выше, криминальное сообщество чутко реагирует на изменения и нововведения законопослушного общества, наиболее «удачные», по мнению «авторитетов», нововведения внедряет в свои правила.

В это  период в стране начинается коллективизация  и в криминальной среде появляется новая категория, именуемая «мужики»; как правило, это «кулаки» и «подкулачники»17. В категорию «мужиков» стали входить «шпанка» и «черти»18, воры, не принятые «авторитетами» в свою среду. По-прежнему в воровской иерархии продолжают существовать «фрайера» — спекулянты, коммерсанты, неопытные преступники. Данная категория лиц подвергалась со стороны «воров» различным притеснениям.

.В 30-40-е  годы XX века в местах заключения  появляется отдельно стоящая категория заключенных — «политические», для «уголовников» политзаключенные оставались все теми же «начальниками», но попавшими в беду, между «ворами» и «политическими» существовал стойкий антагонизм. По мнению В.Т. Шаламова, в это время складывается следующая иерархия (рис. 7):

«Потомственный  вор»

«Блатари»

«Порчак»

«Фрайера» («штымпы», «мужики», «олени», «асмадеи», «черти»

«Битые  фрайера»

«Зойки»

Рис. 7. Структура преступного сообщества в 30-40-е годы XX века (по В.Т. Шаламову)

Во главе  стоят «потомственные воры» —  те, у кого старшие родственники — отцы, деды, братья, дяди были «урками», те, кто с детства воспитывался в воровских обычаях и традициях. Им принадлежит решающее слово на «судах чести». Далее шли «блатари» — лица, избравшие преступный образ жизни, но не являющиеся «потомственными ворами», в круг которых в 1930-е годы входят и «раскулаченные», хотя последние не играли какой-либо ведущей роли.

Ниже  в иерархической лестнице стоял  «порчак», т. е. «порченный фрайер», который уже перерастал быть фрайером, но еще не стал «блатарем»19. За ними следовали «фрайера» («штымпы», мужики», «олени», «асмадеи», «черти»), т. е. остальное общество мест заключения, в котором особое место занимали две группы: «порченные штымпы»20, близкие к блатарям и «битые фрайера», знакомые с делами блатного мира, разгадавшие их хотя бы частично. И в самом низу иерархической лестницы стояли: «Зойки», «Маньки», «Верки», т. е. пассивные гомосексуалисты21.

По мнению А.И. Гурова, с конца 50-х до начала 90-х годов XX века в криминальном сообществе появляется новая иерархия: «воры  в законе»; «авторитеты»; «дельцы» («цеховики»)22. Последняя категория к середине 1990-х годов исчезла в связи с изменениями в экономической политике страны; «каталы» — в настоящее время и эта категория в уголовной иерархии не встречается, она оформилась как разновидность преступной деятельности; «шестерки», «мужики» и «пацаны»; «обиженные» и «опущенные», «достойная смена»23 (рис. 8).

_Воры «в законе»_

Авторитеты__

Дельцы» («цеховики»)

I =п

Каталы

| Шестерки, мужики  и пацаны |

Обиженные»  и опущенные J

_Достойная смена_

Рис. 8. Структура преступного сообщества в 50-90-е годы XX века (по А.И. Гурову)

После амнистии 1987 года состав заключенных  сильно меняется, появляются лица, недовольные амнистией, «авторитеты» из числа рецидивистов, находящихся в тюрьмах устанавливают свои связи с «братвой» в колониях, которая получает указание по установлению «воровских порядков» в ИУ, таких лиц стали называть «смотрящими»24.

С конца 1980-х годов в местах заключения выделилось два вида иерархий: исправительно-трудового  учреждения (в настоящее время - исправительного учреждения) и СИЗО (тюрьмы).

Иерархия  ИУ (ИТУ) выглядела следующим образом (рис. 9):

Вор («в законе», «в короне») Смотрящий зоны

Блатные  
.........*_.........  
,--------------------

Пацаны

 
 
 
Мужики
 
   
Опущенные <—|
   
Петухи  

Рис. 9. Структура преступного сообщества исправительного учреждения

«Воры в законе» (в «короне») — категория  осужденных, самая авторитетная в  преступном сообществе. Решение о  «коронации» вора принимается на «сходке» преступных «авторитетов». Он должен не только обладать качествами лидера, пользоваться авторитетом, но и иметь заслуги в преступном мире.

Информация о работе Стратификация преступников