Стадии совершения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробный анализ стадий совершения преступления, поскольку очевидно, что все эти этапы отличатся друг от друга по характеру и содержанию совершенным виновным действий, а также по степени завершённости криминального деяния.
Для достижения поставленной цели можно условно сформулировать ряд задач, которые будут служить вспомогательными ориентирами на пути к поставленной цели. Итак, во-первых, следует дать понятие стадий совершения преступлений, попытаться провести имеющиеся классификации и выделить их виды. Так же в рамках первой главы стоит обратить внимание на значении стадий совершения преступления. Во-вторых, необходимо рассмотреть оконченное и неоконченное преступление, определить в них общее и различное, выделить индивидуальное и особенное в них. Далее, стоит остановиться на проблеме приготовление к преступлению. В третий главе, большое внимание следовало бы уделить покушению на преступление, рассмотреть его виды и привести примеры из судебной практики. И наконец, просто необходимо сказать об институте добровольного отказа от преступления в уголовном праве и проанализировать материалы судебной практики по данному вопросу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления. Оконченное и неоконченное преступление…………………………………..5
Глава 2. Приготовление к преступлению……………………….…………….12
Глава 3. Покушение на преступление и его виды……………………………19
Глава 4. Добровольный отказ от преступления………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

СТАДИИ П УП.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Приготовление и покушение невозможны в тех случаях, когда уголовная ответственность наступает лишь при наличии определенных, указанных в законе общественно опасных по- следствий, отграничивающих преступление от других правонарушений. Если подобные последствия не наступили, то совершенное деяние не является преступлением, поэтому речь может идти не об уголовной, а об иного рода ответственности, например, административной.

Приготовление и покушение невозможны и в преступлениях, общественная опасность которых состоит в создании опасности причинения вреда. Так, нарушение правил обращения экологи- чески опасных веществ и отходов считается оконченным преступлением уже при создании угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 247 УК).

Стадия приготовления возможна почти для всех преступлений с формальным составом, выполняемых как путем действия, так и путем бездействия. В качестве исключения можно привести лишь те составы, где уже подготовительная деятельность рассматривается законодателем как оконченное преступление (ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 210 УК и др.). Покушение же возможно не во всех преступлениях с формальным составом. Оно имеет ме- сто в тех составах преступлений, объективная сторона которых характеризуется следующими моментами.

Во-первых, деяние состоит из нескольких актов. Например, при изнасиловании (ст. 131 УК) для оконченного состава необходимо наличие насилия и полового акта.

Во-вторых, если деяние характеризуется определенной продолжительностью его совершения и между началом и окончанием преступного действия возможен разрыв во времени. Например, виновный положил в виде взятки деньги в ящик стола следователя, когда тот отлучился из кабинета.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что стадии совершения преступления – это важнейший институт уголовного права, который представляет собой определенную периодизацию преступных действий, при этом, для каждого периода характерны свои правовые особенности и характеристики. Значение стадий выражается в том, что именно от их правильного и адекватного определения зависит квалификация преступного деяния, а значит и судьба отдельно взятого человека, подлежащего уголовной ответственности.

 

Глава 2. Приготовление к преступлению

Для начала следует сказать, что стадия приготовления к преступлению по качественному показателю общественной опасности – это наименее опасная часть реализации всего преступного умысла. Однако законодатель не может относиться к ней безразлично, и он подходит дифференцировано к решению вопроса об ответственности за приготовления к преступлению: так уголовная ответственность возможна лишь за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению.7 Общественная опасность приготовления к преступлению выражается в том, что лицо фактически приступило к практическому воплощению своих замыслов, т.е. к созданию каких-либо условий для «успешного» воздействия на объект уголовно-правовой защиты, Чем лучше подготовлен преступник, т.е чем более продуманно он подошёл к данному  этапу – тем легче ему достичь преступной цели.

Следует также сказать о том, что что переход от одной стадии приготовления сразу к стадии покушения может быть весьма коротким (крайне быстрым), что в этот момент (в момент перерастания одной стадии в другую) правоохранительные органы не сумеют пресечь посягательство и предотвратить возможность наступления стадии оконченного преступления. Действующий УК в основном традиционно для российского уголовного законодательства определяет понятие приготовления к преступлению. В то же время оно дополнено существенным признаком − прерванности приготовительных действий по независящим от лица обстоятельствам. В УК РСФСР (ст. 15) этот признак указывался лишь в понятии покушения на преступление. Помимо этого впервые выделены такие известные формы приготовления, как «изготовление средств или орудий совершения преступления», «приискание соучастников преступления», «сговор на совершение преступления».8

В абстрактном  смысле приготовлением к преступлению следует признавать любую умышленную деятельность, которая создаёт условия для реализации преступления. В отличие от обнаружения умысла, который не преследуется законом, приготовление характеризуется не только намерением совершить преступление, но и сопровождается определёнными действиями, создающими условия для последующего «благоприятного» совершения преступления. Однако, в отличие от покушения, здесь нет еще непосредственного посягательства на охраняемые уголовным законом отношения.

О приготовлении как о стадии совершения умышленного преступления речь можно вести лишь при подготовке к совершению конкретного преступления. При этом субъект намеревается в дальнейшем довести свой преступный замысел до конца: он не думает ограничиться подготовкой. Нельзя рассматривать как стадию приготовления ситуацию, когда лицо «на всякий случай», например, приобретает, изготавливает или приспосабливает различные предметы, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве средств или орудий какого-либо криминального акта – такие действия не образуют этапа реализации единого преступления. Правда, в ряде случаев они могут быть самостоятельными преступлениями (ст. 222, 223, 324, 325, 327 и др.). Таким образом, в рассматриваемом плане приготовлением считается подготовка не к преступной деятельности вообще, а к совершению конкретного преступления.

Приготовительные действия весьма разнообразны. С объективной стороны они возможны в следующих формах:

а) приискание средств или орудий совершения преступления;

б) изготовление средств или орудий совершения преступления;

в) приспособление средств или орудий совершения преступления;

г) приискание соучастников преступления;

д) сговор на совершение преступления;

е) иное умышленное создание условий для совершения преступления, Каждый из названных объективных признаков имеет своё самостоятельное значение, однако зачастую в одном деянии можно констатировать наличие двух и более указанных признаков.

Под приисканием понимается любой способ, законный или незаконный, добычи средств или орудий преступления: поиск, покупка, обмен, получение на время, похищение и проч. (например, яда – для совершения убийства, транспортных средств – для перевозки намеченного к похищению имущества). К приисканию относится также находка и присвоение какого-либо предмета в подобных целях. Приисканием, наконец, является и подготовка к такому использованию бытовых предметов (автомашины, кухонного ножа и проч.), находящихся в собственности субъекта.

Следует отметить, что для каждого вида преступлений существуют свои особенности определения его приготовления. Исходя из этого, высшие судебные инстанции (в частности Пленум Верховного Суда) в своих постановлениях по той или иной категории дел указывает на эти особенности.

Так, следует обратиться к ПП ВС «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1. В п. 7 данного акта сказано, что создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п.9

Следует особо подчеркнуть, что ни приобретение, ни похищение, ни присвоение различных средств и орудий, ни подготовка бытовых предметов не должны признаваться приготовлением, если не будет установлено, что замысел на их использование в конкретных преступных целях возник до совершения этих действий. Определенные сложности на практике представляет собой понимание средств и орудий, используемых при совершении преступления. Под средствами понимаются предметы материального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающие его реализацию (например, снотворное, чтобы усыпить жертву, лестница, чтобы совершить кражу, транспортные средства, чтобы вывезти похищенное, поддельные бланки, чтобы совершить мошенничество). Под орудиями подразумеваются любые предметы, непосредственно которыми исполняется задуманное преступление, и с помощью которых был причинён вред охраняемым уголовным законом отношениям (например, различные виды холодного и огнестрельного оружия, взрывчатые вещества и взрывные устройства, отмычки, предметы хозяйственного и бытового назначения – топор, кухонный нож в убийстве, автомобиль – при умышленном причинении вреда здоровью и т.д).

Главное различие средств от орудий, выражается в том, что орудие используется в процессе непосредственного осуществления преступления, между тем как средство – на стадии создания условий для совершения преступления с тем, чтобы облегчить его реализацию.10

Под изготовлением понимается технологический процесс создания средств и орудий преступления (например, отмычки – для взлома с целью кражи, заточки – с целью убийства, клише – для фальшивой печати). В отличие от приспособления в указанном случае эти средства и орудия создаются заново. Разумеется, замысел виновного на их использование в конкретных преступных целях должен возникнуть заранее − только в этом случае изготовление средств и орудий можно рассматривать в качестве стадии преступления.

К приспособлению относятся разнообразные действия, связанные с обработкой средств и орудий, в результате которой они становятся пригодными для реализации задуманного преступления (ремонт, изменение размеров, формы предметов и проч.). Например, затачивание металлических пластин, отвертки под шило, превращение кухонного ножа в «финку», охотничьего ружья – в обрез для совершения убийства или других насильственных преступлений.

Под сговором понимается организация группы, в которой участвуют не менее двух лиц, заранее договорившихся о совместном совершении конкретного преступления. И здесь оно по тем или иным причинам не доводится до конца, прерываясь на стадии разработки условий для его совершения. Содеянное в таких случаях расценивается как приготовление к соответствующему преступлению.

Под иным умышленным созданием условий понимаются иные действия, которые не включены в термин «приискание», изготовления и приспособления средств и орудий совершения криминального деяния, подыскания соучастников и сговора, но которые тоже делают преступление реально возможным. Например, сюда включаются: обследование места предполагаемого преступления; изучение возможных препятствий и разработка способов их устранения (например, отключение сигнализации); совершение действий, направленных на сокрытие намеченного преступления, и т.п. Их исчерпывающий перечень дать невозможно.

С субъективной стороны приготовление характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что создает условия для последующего совершения преступления, и желает их создать. Помимо этого, он предвидит возможность наступления общественно опасных последствий того деяния, которое стремится совершить, и желает их наступления.

Приготовление к преступлению как стадия его совершения имеет место только в случае прерванности приготовительных действий по независящим от лица обстоятельствам. Законодатель умышленно делает акцент на том, что общественно опасное деяние, прерванное в силу объективных причин, является незавершенным. Поскольку приготовительные действия во времени отдалены (порой значительно) от окончания преступления, их прерванность по обстоятельствам, которые не зависели от воли виновного, должна быть доказана на предварительном следствии и в суде.

Как и при других стадиях преступления, основанием уголовной ответственности за приготовление к преступлению является наличие в совершаемых действиях человека состава приготовления. Состав приготовления образуют как объективные, так и субъективные признаки, объединенные классической схемой деления преступления на четыре части (элемента): признаки, характеризующие объект, объективную сторону, субъекта и субъективную сторону.

Признаки, характеризующие объект (и предмет, если он входит в конкретный состав) и субъекта, для всех трех стадий едины. Практически совпадают и признаки, характеризующие субъективную сторону, только возрастает их роль для квалификации преступления, так как более четко должна просматриваться истинная направленность преступления, которое проходит стадию приготовления. Дело в том, что признаки объективной стороны приготовления не совпадают с признаками объективной стороны покушения и оконченного конкретного состава преступления. Это и создает трудности для квалификации.

Действия по подготовке к акту террористическому акту (ст. 277 УК) и к посягательству на сотрудника правоохранительных органов (ст. 317) внешне могут совпадать полностью: и в том, и в другом деянии преступник приобрел взрывное устройство, изучил время и маршрут движения будущею потерпевшего на работу и домой и выявил (определил) наиболее удобное место для исполнения задуманного преступления. Решить, по какой статье надо квалифицировать преступление (по ст. 277 или 317), можно только по субъективной стороне и в первую очередь по мотиву и цели. То же можно сказать о разграничении приготовления к диверсии (ст. 281) и к умышленному разрушению или повреждению имущества (ст. 167), а равно к умышленному уничтожению или повреждению военного имуществе; (ст. 346). И в этих случаях решающее «слово» – за субъективной стороной,

Уголовно наказуемое приготовление к тяжким и особо тяжким преступлениям возможно и при формальных составах. В зависимости от сущности преступления имеют место и получение информации, и изучение района будущих действий, и приобретение документов, денег, продуктов питания, и т.д.

Как известно, преступлениями с усеченным составом являются такие опасные и особо опасные посягательства, в которых законодатель постановил считать преступление оконченным с момента, когда началось реальное посягательство на охраняемый объект (предмет или потерпевшего, если они есть в составе) вне зависимости от результата этого посягательства. Для других преступлений начало исполнения преступления без наступления указанных в статье Особенной части последствий считается покушением. Поступив, таким образом, законодатель не ликвидировал стадию приготовления для преступлений с усеченным составом.

Информация о работе Стадии совершения преступлений