Ст. 150 УК РФ вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом являются общественные отношения, возникающие в результате вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений, вследствие чего нарушаются права несовершеннолетнего, и возникает необходимость в защите прав на нормальное развитие личности несовершеннолетнего от преступных посягательств со стороны лиц, достигших 18-летнего возраста. Соответственно, предмет исследования охватывает картину преступности рассматриваемого вида, ее особенности, личность и поведение его участников, значимые для раскрытия проблемы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Целью является анализ статьи 150 Уголовного кодекса Российской федерации и исследование криминологических проблем, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних…………………………………………………………….5
Глава 2. Уголовно – правовая характеристика состава вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления ( ч.1. ст. 150 УК РФ)
2.1 Объективные признаки преступления……………………………………..9
2.2 Субъективные признаки преступления……………………………………17
Глава 3. Квалифицированные и особо квалифицированные признаки (ч. 2, 3, 4 ст. 150 УК РФ)………………………………………………………………..19
Глава 4. Криминологическая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершении преступления…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы ………………………..32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кубанский государственный университет.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления представляет повышенную опасность  для общества не только потому, что  расширяет круг правонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают  развращающее воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, нарушают их нормальное духовно - нравственное развитие, прививают им искаженные ценностные ориентации11

Понятие "вовлечение" в совершение преступления в юридической  литературе, как правило, раскрывается через институт соучастия (подстрекательство).

Так, К.К. Сперанский под  вовлечением понимает "умышленные действия, направленные на подготовку несовершеннолетнего к совершению преступления, подстрекательство его  к совершению одного или нескольких преступлений либо привлечение его к совершению преступления в качестве соисполнителя или пособника"12. Р.С. Дмитриевский также считает, что вовлечение образуют такие действия, как "понуждение или подстрекательство несовершеннолетнего к определенному противоправному поведению, указанному в законе, а также привлечение к участию в нем совместно со взрослым или иным подростком"13.

Однако в результате такого подхода возникает необходимость:

    1. разграничения терминов "вовлечение" и "подстрекательство";
    2. признания их понятиями тождественными. Проблеме соотношения этих понятий уделяется очень большое внимание, но в науке уголовного права она до сих пор остается нерешенной.

По мнению А.А. Игнатова, вовлечение в преступную деятельность выражается в таких действиях, которые  или возбуждают у несовершеннолетнего стремление к совершению преступления или объективно втягивают его в участие в преступной деятельности14.

Если же подросток  вовлекается в совершение конкретного  преступления, то виновный должен нести  ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении этого деяния. Таким образом делалась попытка разделить вовлечение на два вида: само по себе вовлечение и вовлечение как специальный вид подстрекательства. Иными словами, выделялись две разновидности вовлечения:

    1. неконкретизированное, при котором действия взрослого лица представляют собой пропаганду преступного образа жизни, вербовку новых сторонников преступного мира, обеспечивающую пополнение преступных рядов и не направленную на привлечение несовершеннолетнего к совершению определенного преступления;
    2. конкретизированное, заключающееся либо в склонении подростка к участию в задуманном взрослым преступлении в качестве соисполнителя или пособника, либо в формировании у несовершеннолетнего самостоятельного умысла на совершение определенного деяния. Именно конкретизированное вовлечение вызывает немало трудностей в квалификации, поскольку действия взрослого содержат помимо вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления признаки иных составов преступлений15.

В ст. 150 УК РФ говорится о вовлечении в совершение преступления, поэтому неконкретизированный его вид утратил свое значение. Если субъект не будет желать, чтобы несовершеннолетний совершил определенное преступление, а лишь будет, например, пропагандировать преступный образ жизни, или только осознавать, что высказываемые им преступные взгляды могут способствовать совершению подростком какого-либо преступления в будущем, то состав вовлечения будет отсутствовать16

Таким образом, общим  моментом как для подстрекателя, так и для вовлекателя является то, что их действия всегда конкретны, т.е. предполагают внушение другому лицу мысли о необходимости совершения определенного преступления. Нельзя считать подстрекательством (вовлечением) заведомо неправильное воспитание другого лица, развитие в нем преступных наклонностей или вовлечение в общество порочных людей, обучение преступному ремеслу и т.п. Этим оно и отличается от агитации и пропаганды преступного образа жизни.

Вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступления есть не что иное, как подстрекательство. Однако в том случае, когда субъектом вовлечения несовершеннолетнего является взрослое лицо, законодатель счел необходимым выделить его в самостоятельный состав преступления.

Таким образом, как при  подстрекательстве, так и при вовлечении виновный воздействует на другое лицо в целях возбуждения желания у этого лица совершить преступление, выразившегося в осознанном его исполнении хотя бы на стадии приготовления или покушения.

При оценке объективной  стороны преступления следует исходить из противоправности действий лица, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления. Доказывать факт формирования у несовершеннолетнего самостоятельного умысла на совершение определенного деяния не следует. 

 В качестве обязательного признака состава преступления  в ч. 1 ст. 150 УК РФ указываются способы вовлечения (конкретные приемы, которые использует вовлекатель для оказания желаемого воздействия на несовершеннолетнего): обещание, обман, угроза и иные способы.

Обещание - это обязательство обеспечить несовершеннолетнего какими-либо благами, связанными с совершением преступления (уверения и убеждения самого разного характера), включая и не относящиеся непосредственно к совершаемому преступлению, но важные для подростка (обещание укрыть после совершения преступления, помочь сбыть похищенное и т.п.) 17.

Можно привести следующий  пример: совершеннолетний Мартынов, 10 марта 2009 г., будучи в состоянии алкогольного опьянения, привлек несовершеннолетних Хачатуряна и Чепурных в совершение открытого хищения чужого имущества, обещая распределить выручку между ними, хотя заранее знал об их несовершеннолетии18.

Обман - воздействие на психику несовершеннолетнего путем умышленного введения в заблуждение путем передачи не соответствующей деятельности информации или умолчания о различных фактах, вещах, явлениях действительности с целью склонить определенное лицо к совершению преступления19

Обман заключается в  просьбе к подростку совершить  те или иные действия, которые не кажутся ему преступными (просьба взять в доме потерпевшего какую-либо ценную вещь, убедив подростка в том, что эта вещь принадлежит знакомой взрослого лица, от которого исходит просьба). При этом несовершеннолетний не осознает, что он совершает преступление, поскольку он добросовестно заблуждается в предназначении вещи или, будучи убежденным взрослым лицом, полагает, что оказывает ему помощь (например, взрослый преступник просит несовершеннолетнего помочь ему освободиться от лица, задержавшего его, сообщив подростку, что указанное лицо хочет его убить. Подросток нападает на задержавшего и дает возможность убежать виновному)20. Обман также может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное (не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, маленький - не заметят и т.д.).

Указание в законе на обман как способ вовлечения дает некоторым ученым основание считать, что вовлекаемый в данном случае должен понимать фактическую, но не обязательно  социальную сторону совершаемого. Мысль  о том, что для квалификации действий взрослого по ст. 150 УК РФ не имеет значения факт осознания несовершеннолетним преступности совершаемых действий, высказывалась также О.А. Мясниковым21. Вместе с тем все действия по вовлечению должны носить общий характер, преследовать цель возбуждения у другого лица желания совершить конкретное противоправное деяние, что не всегда возможно достигнуть путем обмана.

Л.Д. Ермакова считает, что  при обмане можно говорить лишь о  единственно возможном в данной ситуации посредственном исполнении преступления, поскольку виновный использует обманутое лицо для реализации своей преступной цели, т.е. в качестве средства совершения преступления22.

Обман как способ вовлечения может иметь место только в  том случае, когда вовлекаемое  лицо, осознавая факт совершения им общественно опасного деяния, вводится в заблуждение лишь относительно тех обстоятельств, которые не связаны непосредственно с признаками состава преступления (например, обман в сумме вознаграждения за совершенное деяние)23

Угроза - это шантажирование подростка разглашением компрометирующих сведений, запугивание причинением вреда его законным правам и интересам или родным и близкими (без насилия), предупреждение о неблагоприятных последствиях для несовершеннолетнего или его близких в случае сопротивления. Таким образом, угроза представляет собой психическое насилие и выражается в запугивании, обещании причинить несовершеннолетнему неприятности. Высказываться она может по разному (устно, письменно, по телефону, жестами) как самому потерпевшему непосредственно, так и через третьих лиц. Угроза должна быть реальной, способной устрашить подростка и убедить в том, что у виновного лица имеются все основания ее осуществить.

Под иным способом следует  понимать уговоры, лесть, подкуп, уверение в безнаказанности, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и средствах совершения преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного.

Данными разновидности  способа вовлечения в совершение преступления судебная практика не ограничивается. Дело в том, что формулировка «Иной способ» позволяет экономить текст закона, тем более, что все, способы вовлечения описать в объективной стороне не представляется возможным. Взрослым преступникам для реализации своего умысла достаточно предложить несовершеннолетним участвовать в совершении преступления.

Не следует забывать, что квалификация действий взрослого  вовлекателя зависит также от возраста вовлекаемого несовершеннолетнего. В теории уголовного права существует точка зрения, согласно которой, если в совершение преступления вовлекается малолетнее лицо, то виновный является посредственным исполнителем преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ), а ответственность вовлекающего по ст. 150 УК РФ исключается, так как вовлекаемое малолетнее лицо не может совершить преступление по определению - в силу недостижения минимального возраста уголовной ответственности. Так же надо расценивать случаи вовлечения несовершеннолетних в возрасте от 14-15 лет в совершение деяний, уголовная ответственность за которые установлена по общему правилу (то есть с 16-ти лет)24. Другие авторы указывают, что если малолетний по своему уровню социального, нравственного, физического развития не способен правильно оценивать действия взрослого, направленные на приобщение его к преступной деятельности, то состав преступления, предусмотренный ст. 150 УК РФ, в действиях виновного отсутствует. Виновный должен нести ответственность только по той статье, которая предусматривает преступление, совершенное им как посредственным исполнителем.

Л.Л. Крутиков отмечает, что  исходя из принципа субъективного вменения, важно, что виновный сознательно  направляет свои усилия на приобщение несовершеннолетних к антиобщественным актам поведения, к преступлению, формирует у них представление  о дозволенности, одобряемости такого поведения и предлагает квалифицировать содеянное по совокупности, то есть по статье УК, по которой должен отвечать виновный как посредственный исполнитель, и по ст. 150 УК РФ25.

 Пленум Верховного  Суда Российской Федерации совершенно однозначно указал,  что в случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.

Состав преступления формальный и считается оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление. Если последствия, предусмотренные диспозициями названной нормы, не наступило по не зависящим от виновных обстоятельствам, то их действия могут быть квалифицированы по части 3 статьи 30 УК РФ и по статье 150 УК РФ26.

Время, место, обстановка деяния на квалификацию содеянного не влияют.

 

 

2.2 Субъективные признаки преступления

С субъективной стороны  ст. 150 УК РФ характеризуется только прямым умыслом. Лицо сознает, что вовлекает  в преступную деятельность несовершеннолетнего  и желает этого. Такой позиции  придерживается большинство авторов.

Действующие постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011г. указало: «Следует устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления»27.

Ряд авторов, утверждают, что отсутствие в ст. 150 УК РФ указания на форму вины преступления, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний, позволяет сделать вывод - о возможности вовлечения в совершение неосторожного преступления. Однако ответственность за вовлечение в совершение неосторожного преступления по ст. 150 УК РФ может иметь место только тогда, когда неосторожное преступление было совершено. Например, несовершеннолетнего попросили над кем-нибудь подшутить, выстрелив холостым патроном. Но уговоривший перепутал патроны и зарядил оружие не холостым. Даже тогда, когда несовершеннолетний выстрелил, но пуля ни в кого не попала, преступление не было совершено, поскольку УК РФ не знает стадий неосторожного преступления, значит нет и состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ. Если же смерть была причинена, то выстреливший несет ответственность только по ст. 150 УК РФ. Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то нет основания для его уголовной ответственности. Уговоривший в этих случаях отвечает как посредственный исполнитель по ст. 109 УК РФ и по ст. 150 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в совершенное им, то есть посредственным исполнителем преступления - неосторожного причинения смерти.

Предложенная позиция  противоречит теории уголовного законодательства по многим вопросам.

Во-первых, автор указывает, что  в случае причинения смерти выстреливший несет ответственность только по ст. 150 УК РФ. Стрелял несовершеннолетний, а уголовной ответственности  по статье 150 УК РФ подлежит взрослый преступник, т. е. лицо, достигшее 18 лет.

Во-вторых, в теории уголовного права  общепринятой остается точка зрения, суть которой заключается в том, что формальные составы преступлений совершаются только с прямым умыслом. Статья 150 УК РФ -это преступление с  формальным составом, следовательно, не допускается даже косвенный умысел, не говоря уже о неосторожной форме вины.

Информация о работе Ст. 150 УК РФ вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления