Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:06, курсовая работа
В связи с актуальностью вышеизложенных тезисов можно сформулировать цель курсовой работы: изучить контрабанду, как преступление против порядка осуществления экономической деятельности.
При этом ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие контрабанды и представить ее уголовно-правовую характеристику;
раскрыть квалифицирующие признаки контрабанды;
отграничить контрабанду от смежных преступлений.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и признаки контрабанды ..……………………………. 4
Глава 2. Квалифицирующие признаки контрабанды ………………….... 18
Глава 3. Отграничение контрабанды и смежных преступлений ……….. 27
Заключение ………………………………………………………………… 30
Список использованных источников …………………………………….. 32
Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, т.е. лицо, совершающее контрабанду, сознает общественно опасный характер своего деяния и желает совершить контрабанду.
При контрабанде предметов первой группы прямой умысел характеризуется тем, что лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу товары или ценности, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их перемещение, и желает их незаконно переместить в крупном размере.
Умысел при контрабанде
При отсутствии прямого умысла лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за контрабандную деятельность. Такие лица действуют, как правило, по небрежности либо вовсе при отсутствии вины в уголовно-правовом смысле, т. е. когда лицо используется «втемную». Мотивы и цель контрабанды не являются признаками состава преступления и на квалификацию содеянного не влияют, однако выяснение подлинных мотивов и целей контрабанды имеет важное значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Как правило, мотивы и цель при контрабанде являются корыстными.
Субъектом контрабанды является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это может быть гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Часть 1 ст. 228 УК, которая
предусматривает
При незаконном перемещении через таможенную границу Республики Беларусь предметов, изъятых из свободного гражданского оборота, причиняется вред либо создается угроза причинения вреда, в первую очередь, общественной безопасности и здоровью населения, в связи с чем указанные общественные отношения следует рассматривать в качестве основного объекта, а интересы государства в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности — в качестве дополнительного объекта. Таким образом, контрабанда в настоящее время представляет собой многообъектное преступление.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 228 УК квалифицирующими признаками контрабанды, т.е. усиливающими ответственность за ее совершение, является:
Групповое совершение контрабанды законодателем признано обстоятельством, которое существенно повышает опасность совершаемого деяния. Связано это с тем, что объединение усилий лиц с целью незаконного перемещения предметов через таможенную границу намного затрудняет обнаружение данного преступления и последующее установление всех признаков состава преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 УК, преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления. Таким образом, состав контрабанды, совершенной группой лиц по предварительному сговору, возможен, на наш взгляд, при установлении следующих признаков:
1. Состав группы из
двух или более лиц, которые
обладают всеми признаками
2. Предварительная
Совпадение во времени и пространстве индивидуальной преступной деятельности отдельных лиц (например, при обнаружении в процессе досмотра предметов контрабанды среди имущества, принадлежащего пассажирам одного вагона), влечет самостоятельную ответственность, так как отсутствует обязательный признак — предварительная договоренность о совместном незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу республики.
3. Обязательным условием
для квалификации действий по
признаку совершения контрабанд
4. Наличие единого
умысла на совместное
Действия лиц, которые сами не занимаются незаконным перемещением предметов через таможенную границу, а лишь оказывают содействие, следует рассматривать как соучастие в контрабанде и квалифицировать со ссылкой на соответствующую часть ст. 16 УК. Именно поэтому невозможно квалифицировать по ч. 3 ст. 228 УК действия тех, кто сам непосредственно не перемещает предметы контрабанды, а лишь передает их иному лицу для последующего незаконного перемещения через таможенную границу республики.
Нередко органы предварительного следствия и дознания, а также судебные органы квалифицируют действия всех лиц без ссылки на ст. 16 УК.
Необходимо обязательное разграничение действий всех соучастников (например, исполнителя и пособника) с учетом характера и степени участия каждого в совершении преступления. Например, при использовании транспортного средства, управление которым осуществляется лицом, не осведомленным о преступных намерениях иных лиц, имеет место посредственное исполнение. Нередко обвиняемые в свое оправдание приводят доводы, что предметы контрабанды вез водитель автобуса, автомашины и т.п., и, следовательно, он должен отвечать за содеянное (даже при отсутствии осознания того, что его используют в целях совершения контрабанды).
Деятельность, связанная с передачей предметов контрабанды, склонением к совершению преступления либо организацией контрабандного перемещения различного рода предметов, должна рассматриваться как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть ст.16 УК и ст. 228 УК.
Преступники нередко используют в целях совершения контрабанды канал международных почтовых отправлений, в частности, существующую в Беларуси систему экспресс-почты EMS.
Действия лиц, осуществляющих получение посылок, в которых в качестве вложений имеются предметы контрабанды (при осознании лицом содержимого такой посылки), необходимо рассматривать как пособничество в совершении преступления. Данное положение находит свое подтверждение и в следственно-судебной практике.
Как пособничество в совершении контрабанды следует квалифицировать и действия лиц, осуществляющих сопровождение груза, в том числе и такое сопровождение, которое связано с перемещением предметов контрабанды помимо таможенного контроля. Основным признаком отграничения пособничества от исполнительства в данном случае является наличие либо отсутствие в процессе пересечения таможенной границы у лица предметов контрабанды. В то же время действия лица, осуществляющего отправку предметов контрабанды в несопровождаемом багаже, следует квалифицировать как посредственное исполнение. При этом следует помнить, что квалификация действий остальных соучастников без наличия исполнителя контрабанды невозможна.
Ныне действующий уголовный закон в качестве квалифицирующего признака предусматривает также совершение контрабанды лицом, ранее судимым за такое же преступление.
Это означает, что в отношении лица был вынесен обвинительный приговор по ст. 228 УК (независимо от того, по какой части суд квалифицировал его действия) и судимость за данное преступление не была снята либо погашена. Термином «совершение контрабанды» уголовный закон определяет преступление как таковое, независимо от стадии, на которой оно выявлено (на стадии приготовления, покушения либо оконченного преступления), а также характера и степени участия лица в содеянном.
С учетом ратификации Республикой Беларусь Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., при определении наличия либо отсутствия признака совершения контрабанды лицом, ранее судимым за контрабанду, необходимо иметь в виду, что, в соответствии со ст. 76 указанной Конвенции, «каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли».
Таким образом, осуждение
лица, являющегося гражданином
Наряду с совершением контрабанды лицом, ранее судимым за такое преступление, ч. 3 ст. 228 УК предусматривает ответственность за совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.
В ряде случаев возникают трудности с отнесением конкретного лица к категории должностного, которое использует свое служебное положение в целях совершения контрабанды. Так, нередко сотрудники правоохранительных органов относят к ним проводников вагонов, водителей маршрутных автобусов и такси, которые не являются должностными.
Совершение контрабанды должностным лицом представляет собой не что иное, как разновидность совершения преступления специальным субъектом.
Существует четырехзвенная классификация должностных лиц, которые могут совершать контрабанду с использованием своих служебных полномочий:
1. Должностные лица, которые в силу служебного положения непосредственно решают вопросы таможенного контроля и пропуска через границу (начальники таможен, их заместители, инспекторы таможенного контроля, начальники контрольно-пропускного пункта и т.д.);
2. Должностные лица, пересекающие
таможенную границу Республики
Беларусь в связи с
3. Должностные лица транспорта, который не подлежит таможенному контролю ввиду особого положения этих транспортных средств либо свойств перемещаемого груза (например, командир военно-транспортного самолета, капитан боевого корабля);
4. Должностные лица, которые занимаются перемещением грузов через таможенную границу Республики Беларусь (командир гражданского судна, капитан корабля).
Четкое определение критериев, позволяющих относить конкретных лиц к должностным, которые могут использовать свои служебные полномочия в целях совершения контрабанды, имеет немаловажное значение для правильной квалификации.
Должностное лицо должно выступать в качестве исполнителя преступления, то есть само незаконно перемещать предметы контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь. Организация, подстрекательство или оказание помощи со стороны должностного лица в совершении контрабанды лицу, которое непосредственно перемещает такие предметы через таможенную границу, следует квалифицировать как соучастие в контрабанде, но не как совершение самим должностным лицом преступления.
При совершении данного
преступления должностное лицо само
должно использовать свое служебное
положение в целях незаконного
перемещения предметов
Поэтому совершение контрабанды, например, директором туристической фирмы не может быть квалифицировано по признаку совершения контрабанды должностным лицом. В данном случае служебные полномочия лица не могут быть им использованы в преступных целях.
Новеллой в уголовном законодательстве является установление ответственности за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, является квалифицирующим признаком, указанным в ч. 3 ст. 228 УК, при соблюдении ряда условий. Во-первых, должностное лицо должно обладать правомочиями по осуществлению таможенного контроля, что препятствует незаконному перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ценностей и иных предметов. Во-вторых, применение насилия к должностному лицу, осуществляющему таможенный контроль, является способом последующего перемещения различного рода предметов через таможенную границу Беларуси в нарушение установленного порядка. Таким образом, применение насилия является не местью, например, за отказ должностного лица в пропуске через таможенную границу предметов контрабанды, а способом совершения открытого незаконного перемещения предметов контрабанды через таможенную границу. Насилие в данном случае направлено на то, чтобы не допустить пресечение совершаемой контрабанды со стороны соответствующих должностных лиц таможенных органов. При этом под насилием следует понимать совершение любых насильственных действий (нанесение побоев, причинение телесных повреждений, связывание, удержание, запирание в помещении и тому подобное).