Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Цель исследования заключается в выявлении особенностей недобросовестных риторических приемов на основе речей таких известных русских юристов, как Ф.Н.Плевако, В.Д.Спасович, П.А.Александров и др.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
определение значения риторики в деятельности адвоката;
проведение анализа имеющейся информации;
определить особенности, виды и содержание добросовестных риторических приемов;
определить особенности, виды и содержание недобросовестных риторических приемов;
найти примеры использования недобросовестных риторических приемов в речах известных русских юристов (Ф.Н.Плевако, В.Д. Спасович, П.А.Александров и др).
Введение. 3
Глава 1. Риторика в адвокатской деятельности.
Параграф 1.1. Значение риторики в деятельности адвоката 5
Параграф 1.2. Добросовестные риторические приемы в деятельности адвоката. 6
Параграф 1.3. Недобросовестные риторические приемы в деятельности адвоката. 13
Глава 2 Виды недобросовестных приемов в речах русских юристов
Параграф 2.1. Недобросовестные портреты участников процесса.18
Параграф 2.2. Просеивание фактов.20
Параграф 2.3. Обращение исключительно к чувствам слушателей.22
Заключение.25
Список использованной литературы.27
Представляется, что для выявления на практике действия данного приема, необходимо в совершенстве владеть знаниями обстоятельств дела, быть хорошим психологом, чтобы распознать недобросовестность в работе с фактами.
Параграф 2.3. Обращение исключительно к чувствам слушателей.
Данный недобросовестный
Интересным будет увидеть, как взывали к чувствам слушателей русские дореволюционные юристы. Например, речь адвоката К.Ф. Хартулари по делу Левицкого и других: «Будете ли вы, господа присяжные заседатели, после всего слышанного вами глухи и бесчувственны к загробному слову человека, покончившего уже свои расчеты с этим светом, а равно и к показанию лица, который полным чистосердечным раскаянием должен заслужить ваше доверие? Думаю, что нет. Я твердо убежден, что вы разделяете мое мнение о незнании Шебалиной преступного значения занятий Янушевича, а также согласитесь со мною, что правосудие имеет дело не с развитым преступником или хладнокровным зрителем преступления, но с существом, обвинение которого будет равносильно обвинению ребенка!... Не забывайте, господа присяжные заседателя, что ваш приговор даст ей, правда, свободу, но не возвратит ни счастье, ни спокойствие, которых она вправе ожидать, но которые отняты у нее и разбиты безвозвратно по ошибке правосудия!»? А вот как изъяснялся Хартулари по делу француженки М.Жюжан: «И такой позор и страдания подсудимая обязана выносить за одно предположение в виновности?!... Мне кажется, что если признается ужасным и достойным сожаления положение всякого подсудимого вообще, то еще ужаснее и безотраднее настоящее положение М.Жюжан, которая, тем не менее, решилась защищаться в лице моем, нисколько не теряя веры в беспристрастие суда и не сомневаясь, как иностранка, в могуществе русского закона!»? Здесь Хартулари взывает к жалости и сочувствию присяжных заседателей.
Иногда встречается в речах юристов призывы к некой абстрактной справедливости, основанной на человечности. Речь К.Ф.Хартулари по делу Разнатовского: «Будьте же справедливы! Выразите после всего вами виденного и слышанного в вашем приговоре, за кем из двух действовавших в этом деле лиц – за Разнатовским или его женой – вы признаете честь и правду? Я убежден, что вы протянете руку подсудимому».? То же мы встречаем в речи П.А.Александрова в защиту Веры Засулич: «И если закон не может предусмотреть все нравственные, индивидуальные различия преступника... то является на помощь общая, присущая человеку, нравственная справедливость, которая должна подсказать, что применимо к одному и что было бы высшею несправедливостью в применении к другому... Если с этой точки зрения общей справедливости смотреть на наказание, примененное к Бого-любову, то понятным станет то возбуждающее, тяжелое чувство него-дования, которое овладело всяким неспособным безучастно относиться к нравственному истязанию над ближним».?
Данный риторический недобросовестный прием, пожалуй, является самым сильным, т.к. обращен к сердцу людей, что особенно выигрышно, если дело рассматривается при участии присяжных заседателей, которые являются простыми людьми, принимающими решение, скорее, эмоционально, чем рационально.
Заключение.
В процессе написания данной работы мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, никак нельзя
переоценить значение риторики
в деятельности адвоката. Можно
сказать, что без ораторских
умений адвокаты были бы почти
бессильны в своей
Во-вторых, мы дали
определение риторическому
В-третьих, не менее
многочисленны и
Одно можно сказать
точно: эти юристы не
Все это нам удалось
сделать благодаря анализу
Информация о работе Риторические приемы на основе речей русских юристов