Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, научная литература и публикации по теме исследования.
Целью работы является всестороннее изучение института соучастия по уголовному законодательству России и стран дальнего зарубежья. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
раскрытие истории развития института соучастия в уголовном законодательстве;
анализ понятия и признаков соучастия, видов соучастников по УК РФ;
анализ понятия и признаков соучастия по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья;
рассмотрение форм соучастия, оснований и пределов уголовной ответственности соучастников по УК РФ;
рассмотрение форм соучастия, оснований и пределов уголовной ответственности соучастников по уголовному законодательству стран дальнего зарубежья.
На базе «последовательного применения» акцессорности сегодня во Франции довольно широко осуществляется объективное вменение соучастникам действий исполнителя. Считается само собой разумеющимся, что соучастник обязан отвечать и за эксцесс исполнителя.
Практика французских судов демонстрирует это положение с достаточной очевидностью. Так, по многим делам о хищениях она вменяла в вину соучастникам такие квалифицирующие обстоятельства, как групповое совершение, ночное время, применение инструментов взлома, хотя соучастники об этом не имели ни малейшего представления (решение Палаты по уголовным делам от 23.10.1946 г. и от 26.01.1954г.).
Возможности объективного вменения при эксцессе исполнителя не являются безграничными. Французские юристы различают три возможные ситуации: 1) совершение исполнителем абсолютно иного деяния, нежели то, которое первоначально намечалось и предвиделось соучастниками; 2) осложнение деяния по ходу его исполнения такими обстоятельствами, которые первоначально не предвиделись и не могут быть известны соучастнику и 3) неопределенный умысел соучастника, присоединяющегося к любому деянию исполнителя.21
Судебная практика стоит на той позиции, что только первая ситуация исключает ответственность соучастника; в остальных же случаях он полностью разделяет ответственность за все те деяния, которые совершил исполнитель, даже если они вменяются соучастнику объективно.
Эксцесс исполнителя в пределах осуществления первоначального преступного замысла влечет за собой безусловную ответственность соучастника за этот эксцесс.
Соучастником, который согласно ст. 121-6 УК, наказывается как исполнитель, признается лицо, которое умышленно, своей непосредственной помощью облегчило подготовку или завершение преступления или проступка. Соучастником является также лицо, которое при помощи подарков, обещаний, угроз, требований, злоупотребления властью или полномочиями совершило подстрекательство к преступному деянию или дало указания для его совершения (ст. 121-7).
Французские авторы дают более подробное деление. Они делят соучастие на 2 основных вида в зависимости от времени совершения соответствующих действий: а) до исполнения преступления (проступка) и б) во время исполнения преступления (проступка). Соучастие после совершения преступления по французскому уголовному праву невозможно в принципе.
Затем соучастие в зависимости от характера действий распределяется на 5 форм: 4 формы, относимые к соучастию до совершения преступления (проступка), и 1 форму, относимую к соучастию во время совершения преступления (проступка): 1) подстрекательство к совершению преступления в виде подарков, обещаний, угроз и т.п. ; 2) руководство преступлением путем дачи указаний; 3) соучастие в виде предоставления средств для совершения преступления; 4) оказание помощи при подготовке преступления и создание условий, облегчающих его исполнение (соучастие в форме помощи) и 5) оказание содействия при совершении преступления (соучастие в форме содействия).22
Лица, причастные к преступлению в любых других формах, соучастниками не рассматриваются и ответственности не подлежат.
Соучастие в форме подстрекательства имеет место лишь при условии, что подстрекательство сопровождалось обстоятельствами, описанными в УК (подарки, угрозы, злоупотребления и пр.).
Во всех остальных случаях подстрекательство относится к ненаказуемой прикосновенности и по закону преследоваться не должно.
Наличие в УК материальных признаков подстрекательства ограничивает возможности его вменения и является положительной чертой французского уголовного права по сравнению с уголовным правом многих других зарубежных стран, где подстрекательство, независимо от того, в чем оно выразилось, признается преступным во всех случаях. Правда, и во французском уголовном праве существует большое количество специальных составов, вменяющих подстрекательство наряду с исполнительством в самостоятельную ответственность. Это позволяет достаточно широко применять против подстрекателей репрессию даже тогда, когда подстрекательство было выражено в любой, в том числе простой словесной форме, и независимо от исполнения преступления, к совершению которого подстрекают. Это относится преимущественно к политическим преступлениям, в которых подстрекательство (в том числе неудавшееся) приравнивается к исполнительству, независимо от того, в чем подстрекательство было выражено. Так, согласно ст. 411-11 УК, наказывается прямое подстрекательство к совершению какого-либо из преступлений против основополагающих интересов нации, которое не привело к своему результату только по обстоятельствам, не зависящим от воли исполнителя (неудавшееся подстрекательство).
Другой пример. К посягательствам на безопасность Вооруженных Сил Франции УК отнес подстрекательство французских военнослужащих к переходу на службу к иностранному государству или к неповиновению с целью причинения вреда национальной защите.
Соучастие в форме руководства трактуется весьма широко. К нему отнесена и простая дача наставлений и указаний для совершения соответствующих преступлений. На практике под наставлениями понимается даже обычное предоставление каких-либо сведений, хотя формально простое предоставление сведений ненаказуемо и относится к прикосновенности.
Соучастием в форме руководства суды признают, например, предоставление адреса лица, нелегально производящего аборты; сообщение сведений о привычках и образе жизни будущей жертвы и т.п.
К соучастию в форме предоставления средств французская судебная практика относит самые разнообразные действия: изготовление поддельных ключей, доставку материалов, предназначенных для фальсификации и проч. Предоставлением средств считается и предоставление исполнителям помещений и другой недвижимости.
При этом необязательно, чтобы предоставленные средства действительно были использованы по назначению, т.е. чтобы они реально стали орудиями преступления. Достаточно, чтобы исполнителем было совершено то преступление, ради которого средства предоставлялись.
Разница между ними состоит, главным образом, во времени совершения соответствующих действий. Существуют два основных условия ответственности за соучастие в этих формах: а) наличие позитивных (активных) действий, образующих оказание помощи или содействия; б) совершение действий до исполнения преступления (помощь) либо во время исполнения преступления (содействие).
Действия, совершенные после исполнения преступления, соучастием не считаются, даже если ими и была оказана какая-либо помощь преступнику.
Соучастие помощью или содействием в виде бездействия возможно лишь тогда, когда само преступление совершается в форме бездействия; во всех же остальных случаях соучастие в виде помощи или содействия должно быть выражено в активных действиях.
Решением Палаты по уголовным делам от 15.01.1948 г. соучастником не было признано лицо, которое, застав на месте преступления воров, согласилось за определенное вознаграждение не подымать шума и не сообщать правоохранительным органам о совершенном другими лицами преступлении. Данное дело было прекращено Кассационным Судом на том основании, что лицо не совершило каких-либо позитивных действий по оказанию преступникам содействия, а оказать содействие бездействием по закону невозможно. Но в другом случае суд признал соучастником кражи постового полицейского, который на вверенном его надзору объекте не задержал своего коллегу, совершившего у него на глазах хищение, т.е. суд квалифицировал как наказуемое содействие бездействие. Суды делают это даже в отношении тех преступлений, которые не могут быть совершены в форме бездействия. В этом проявляется противоречивость позиции, которую занимает судебная практика Франции по данному вопросу.
Недонесение — самостоятельный проступок, посягающий на деятельность суда и состоящий в том, что лицо, знающее о преступлении, «которое еще можно предупредить или последствия которого еще можно ограничить, или исполнители которого могут совершить новые преступления, которым можно воспрепятствовать», не сообщает об этом судебным или административным государственным органам.
Уголовной ответственности за укрывательство и недонесение не подлежат родственники по прямой линии и их супруги, а также братья и сестры и их супруги исполнителя или соучастника преступления. Не подлежат также ответственности супруг или сожитель такого исполнителя или соучастника.
Под соучастием в доктрине германского уголовного права понимается участие нескольких лиц различным образом в совершении умышленного преступного деяния. УК ФРГ понятия соучастия не содержит, но выделяет виды соучастников (гл. 3 разд. 3 Общей части УК ФРГ «Исполнительство и соучастие», § 25-31)23.
Уголовное право Германии различает две основные формы соучастия:
1) исполнительство и 2) соучастие в тесном смысле этого слова.
Институт исполнительства определен в § 25 УК ФРГ: «Как исполнитель наказывается тот, кто совершает преступное деяние сам или посредством другого». Кроме того, данная норма определяет соисполнительство, то есть совершение преступного деяния несколькими лицами сообща.
Уголовному праву Германии известны три разновидности исполнительства: а) единоличное исполнительство; б) соисполнительство и в) посредственное исполнительство.
Соучастником в узком смысле слова по УК Германии является тот, кто направляя свои действия на причинение преступного результата, сам не принимает непосредственного участия в выполнении состава.
Соучастие в узком смысле слова состоит, в отличие от исполнительства, в создании условий или облегчении совершения преступления для исполнителя. Оно выражается либо в подстрекательстве, либо в пособничестве.
Подстрекательство заключается в умышленном побуждении другого лица к совершению преступного деяния любой тяжести. Известно и понятие неудавшегося подстрекательства.
Пособничество предусмотрено УК Германии. И подстрекательство, и пособничество могут быть совершены только умышленно.
Соучастие возможно только до окончания преступного деяния. После этого речь может идти только о различных видах укрывательства, которые являются самостоятельными составами и за которые предусмотрена уголовная ответственность в нормах 21 раздела Особенной части УК Гемании.
Что касается наказуемости соучастников, то следует отметить следующее. Во-первых, каждый соучастник наказывается в соответствии со своей виной (§ 29 УК Германии); во-вторых, если для наказуемости исполнителя необходимо наличие у него так называемых особых личных признаков (абз. 1 § 14), то есть лицо должно обладать определенными в законе признаками специального субъекта, и такие признаки отсутствуют у других соучастников (подстрекателя или пособника), то суд обязан смягчить последним наказание; в-третьих, если имеет место так называемое покушение на соучастие у подстрекателя или пособника (§ 30 УК Германии), то они наказываются по нормам о покушении на преступление, при этом суд смягчает им наказание, это же правовое предписание действует в отношении лиц, которые «выражают готовность совершить преступление, кто принимает предложение другого или кто договаривается с другим лицом совершить преступление или подстрекать к преступлению»; в-четвертых, в ряде случаев может иметь место добровольный отказ от покушения при соучастии, который не влечет за собой уголовного наказания (§ 31 УК Гемании).
В уголовном праве Германии нет понятия прикосновенности. Отдельные формы прикосновенности упоминаются в Особенной части, где различные случаи недонесения и укрывательства рассматриваются как отдельные преступления особого рода. Что касается попустительства, оно не считается преступным, если на лицо не возложена по службе специальная обязанность воспрепятствования правонарушениям. В последнем случае они отвечают за должностное преступление.24
Укрывательство делится на два вида: укрывательство преступника (§ 257 УК Германии) и укрывательство имущества, добытого преступным путем (§ 259 УК Германии). Последнее совершается только с корыстной целью.
Заключение
Таким образом, институт соучастия в преступлении продолжает оставаться одним из наиболее сложных и дискуссионных институтов уголовного права. Учитывая, что в России, наблюдается стремительный рост групповой и организованной преступности, неудивительно, что в УК РФ отведено значительное место данному институту.
Соучастие в преступлении как особая форма преступной деятельности является более общественно опасной по сравнению с преступными действиями одного лица. Тем не менее уголовный закон не устанавливает каких-либо особых оснований уголовной ответственности для соучастия. Основанием уголовной ответственности, в том числе и соучастников, является совершение общественно опасного деяния, содержащего признаки состава преступления (ст. 8 УК). Однако ответственность соучастников имеет свои особенности, установленные в нормах Общей и Особенной частей УК.
Подводя итог работы, хотелось бы сказать, что проблема соучастия в уголовном праве Российской Федерации и в законодательстве стран дальнего зарубежья выходит на новый виток своего исследования. И это в первую очередь связано с развитием в жизни нашего общества организованной преступности. Задача решения этой проблемы стоит как перед законодателем и наукой, так и перед практическими работниками.
Список использованных источников
Информация о работе Регламентация понятия соучастия в преступлении по УК РФ